Курсовая работа

«Личность одаренного ребенка»

  • 35 страниц
Содержание

Введение.3

Глава 1. Теоретическое изучение личности одаренного ребенка….5

1.1. Основные теоретические подходы к понятию «одаренность», «одаренный ребенок»….5

1.2. Виды одаренности….…9

1.3. Психологические особенности одаренного ребенка….13

Глава 2. Эмпирическое исследование личности одаренного ребенка .20

2.1. Методы исследования одаренности ребенка….20

2.2.Анализ проведенного исследования.23

2.3. Обобщение результатов.26

Заключение.29

Список литературы.31

Приложения …33

Введение

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни, а главное индивидуальности самого человека. Раннее выявление способностей, дает возможность к своевременному их развитию. Поэтому нужно обращать внимание на проявление каких-либо способностей с раннего детства и помогать развивать их.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность - непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов

Проблемой одаренных детей занимались многие западные психологи: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс, а также отечественные психологи Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн, Н.С.Лейтес, В.Э. Чудновский, В.С.Юркевич, А.И. Савенков, А.В. Хуторский, Е.С. Белова, А.М. Матюшкин, Л.В. Матвеева, О.П. Котикова.

Особенности одаренных детей в младшем школьном и подростковом возрасте изучались такими психологами как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, А.В. Захарова, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Н.Л. Менчинская, В.С. Мерлин, А.В. Петровский, Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, В.Э. Чудновский, Д.Б. Эльконин и др.). Труды Венгера Л.А, Гильбуха Ю.З, Бурменской Г.В. посвящены рассмотрению вопросам выявления таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам.

Предметом исследования выступает одаренность как черта личности.

Объект исследования – одаренные дети дошкольного возраста.

Цель нашего исследования можно сформулировать следующим образом: изучить особенности развития личности одаренного ребенка и подробно проанализировать существующие в ходе данного развития проблемы.

Фрагмент работы

Результаты исследования одаренности у детей старшего дошкольного возраста показали, что в данной возрастной группе явно одаренных детей не выявлено. 38% имеют высокий уровень способностей – дети быстро запоминают услышанное или прочитанное; решают сложные задачи, требующие умственного усилия. Среди них можно выделить: неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал. Стремление продемонстрировать свои знания является отражением скорости восприятия.

У 54% детей - выявлен низкий уровень. Это объясняется тем, что эта группа занимается по развивающей программе «Развитие», и специальной работы по программе «Одаренный ребенок» не проводилось.

Таким образом, для одаренных детей характерны следующие черты: на занятиях все легко и быстро схватывают; знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются; быстро запоминают услышанное или прочитанное; решают сложные задачи, требующие умственного усилия; задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают; оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения; очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Заключение

Результаты исследования проблемы особенностей личности одаренного ребенка позволили сделать следующие выводы:

1. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

2. Ученые классифицируют одаренность и выделяют типы одаренности по следующим факторам:

- по широте проявления − общая или специальная;

- по типу предпочитаемой деятельности − интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.;

- по интенсивности проявления − проявляющие повышенную готовность к обучению, одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды);

- по виду проявления − явная и скрытая (не проявившаяся);

- по темпу психического развития − одаренные с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением;

- по возрастным особенностям проявления − стабильная или преходящая (возрастная);

- по личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.

3. Психологи выделяют основные черты, которыми обладают одаренные дети: познавательная потребность (активность, потребность, удовольствие от умственного напряжения; интеллект (характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям); креативность (особый склад ума, установка на творческое выполнение задания, развитость творческого мышления и воображения.

В экспериментальном исследовании у детей старшего дошкольного возраста выявлено дети имеющие высокий уровень одаренности имеют более высокий уровень умственного интеллектуального развития, могут быстрее и глубже усваивать материал, чем большинство их сверстников, завышенный и высокий уровень самооценки, что соответствует теоретическим исследованиям.

У детей с высоким уровнем одаренности выявлены – широкий круг познавательных интересов, внимательность, собранность, быстрота мыслительных процессов. Среди качеств личности одаренного ребенка можно выделить: неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника, демонстративность, оптимизм, импульсивность, агрессивность, тревожность.

Выявленные личностные особенности должны учитываться воспитате-лями при работе с одаренными детьми. Педагог-психолог, на основе полученных данных, может составить систему занятий для работы с одаренными школьниками, их родителями и воспитателями.

Гипотеза исследования подтверждается: одаренные дети характеризуются специфическими личностными особенностями.

Одарённость – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке, но не должна использоваться как средство обеспечения престижа.

Список литературы

1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Матюрина Т.М. Психология одаренности детей и подростков.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Богоявленская Д.Б. Концепция одаренности. / Отв.ред. Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков. [Электронный ресурс] http://dob.1se**ember.ru/articlef.php?ID

3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. – 306 с.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – Москва, 1982. – 504с.

5. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. – Москва, 1992. – 477 с.

6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин.

7. – Москва, 1995. – 246 с.

8. Ерёмкин А. И. Одаренность: проявленность и тайна внутреннего мира человека [Текст] : курс лекций / А. И. Ерёмкин. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2010. - 346 с.

9. Ильин Е.П. Психология творчества креативности одаренности изд. Питер [Электронный ресурс: http://psychol.strategy48.ru/sites/default/files/p_book/4.pdf]

10. Лосева А.А. Матюшкин А.М. Волков А.С.: Психологическая диагностика одаренности [Электронный ресурс: http://v**book.info/man/25542-A.A.-Loseva-A.M.-Matyushkin-A.S.-Volkov-Psihologic.html ]

11. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С. Лейтес. – Москва, 2000. – 416 с.

12. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – Москва, 2003. – 720 с.

13. Матюшкин, А.М. Одаренные и талантливые дети / А.М. Матюшкин

// Вопросы психологии. – 1988. - №4. – С. 88-97.

14. Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. – Москва, 2005. – 250 с.

15. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – Санкт-Петербург, 2003. – 192 с.

16. Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; под ред. Н. С. Лейтеса – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

17. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25–26 сентября 2015 г. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015 – 243 с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. Питер, 2012.

19. Савенков А.И. Детская Одаренность [Электронный ресурс]: adalin.m**psy.ru/

20. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. Пособия для студ. высш. пед. Учеб. Заведений. / Савенков А.И. – М . : Издательский цент «Академия», 2000.- 232 с.

21. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2008.

22. Теплов, Б.М. Способность и одарённость / Б.М. Теплов. — М: Просвещение, 1985. – 98 с.

23. Тюленев П.В. Одаренность детей Одаренность детей и разгадка тайны пирамиды управления человечеством и семьёй. Как воспитывать ребенка одарённым в эру новой исторической общности Человека Развитого? Книга 1. Программа АОСЭР: «Каждой семье – одаренных и талантливых детей». «Наука Интеллектика». - М.: 2011.-164 с.

24. Шадриков В. Д. Духовные способности. М., МПСИ, 2000.

25. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

26. Болтрукевич Е.В., Мамедова Л.В. Особенности развития одаренности в старшем дошкольном возрасте // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6.//URL: http://e**herald.ru/ru/article/view?id=16726.

Покупка готовой работы
Тема: «Личность одаренного ребенка»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика