Дипломная работа

«Формирование поликультурной личности старшего школьника в условиях общеобразовательной школы»

  • 111 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1.Теория и практика поликультурного образования

в общеобразовательной школе

1.1.Теоретико-методологические основы организации

поликультурного образования 11

1.2.Современные проблемы и особенности конструирования

практики поликультурного образования в общеобразовательной школе 18

1.3.Диалог культур как метод формирования поликультурных качеств

старшего школьника 31

Выводы по первой главе 42

Глава 2. Формирование поликультурных качеств личности старшего школьника средствами обществознания в условиях общеобразовательной школы.

2.1.Диагностика уровня сформированности поликультурных качеств личности старшего школьника в общеобразовательной школе 43

2.2. Опытно-экспериментальная работа по формировании поликультурной личности школьника методами диалога культур в старших классах средствами обществознания 69

Выводы по второй главе 100

Заключение 101

Список использованной литературы 102

Приложения

Введение

Актуальность исследования. В условиях интенсификации межкультурных и межэтнических процессов проблема развития поликультурного образования занимает центральное место в образовательной практике стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители различных культурных, этнических, конфессиональных групп.

Проблемы поликультурного образования сейчас приобретают особую актуальность и в многонациональном российском обществе. Последние годы характеризуются значительным подъемом в развитии поликультурного образования и воспитания на разных образовательных уровнях.

Импульсом поликультурной направленности российского образования послужило появление Проекта Концепции поликультурного образования в России в 2010 году.

Поликультурная направленность образования отражена и в Федеральных образовательных стандартах общего образования. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования отмечено, что новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

В нашей стране накоплен бесценный опыт этнокультурного образования и воспитания, прежде всего традиционными средствами этнопедагогики. В тоже время, как справедливо отмечает А.А. Левитская: «Представление о наших современниках - людях постиндустриальной, информационной эпохи как о носителях традиционного этнокультурного комплекса, к которому с помощью простых дидактических методов следует присоединить универсальный набор гуманитарных клише, страдает очевидной методологической ущербностью, не отражает и требований современного общества к образовательной системе.

Сегодня, простой передачи знаний о культурном и этническом разнообразии мира недостаточно, и ребенок должен эмпирическим путем открывать для себя сходства и различия с другими. В ситуации глобальной модернизации социального пространства происходит некоторая трансформация «этничности» и традиционное этно-культурное просветительское направление при всем его очевидном воспитательном потенциале, сегодня имеет больше косметический характер и не затрагивает сущностных качеств и характеристик современного человека, связанных с его социальной самореализацией, гражданской идентификацией и планетарной ответственностью. По утверждению О.В. Хухлаевой в современной ситуации поликультурное образование выходит за рамки полиэтнокультурного и выходит на уровень полисоциокультурного и в конечном итоге полиличностнокультурного образования, когда за каждой отдельной личностью стали видеть отдельную уникальную культуру

Традиционные дидактические модели основаны на предположении, что понимание культуры приходит со знаниями истории, традиций и обычаев, необходимыми для эффективного взаимодействия с ее представителями.

Напротив, экспериментальные модели основаны на убеждении, что больше всего знаний люди извлекают из собственного опыта, например из особого рода активности – симуляционных и ролевых игр, которые создаются для того, чтобы выявить проблемные ситуации при подготовке или в процессе межкультурного взаимодействия.

В этих условиях, на наш взгляд, актуальным является внедрение в школьную практику наряду с традиционными дидактическими технологиями экспериментальных технологий, базирующихся на принципах межкультурной диалогичности, к которым можно отнести: тематический обзор учебных тем на принципах диалога (полилога) культур, компаративный анализ культурных комплексов и артефактов, разбор с учащимися ситуаций межкультурного контакта, включающих инсценировку и моделирование, ролевые игры и другие межкультурные техники. Представляется, что данные методические приемы, эффективны при реализации, прежде всего школьного курса «Обществознание», где есть возможность анализировать проблемы в конкретном социокультурном контексте, осмысливать события и явления на локальном, российском и мировом уровнях и видеть их взаимосвязь, получить представление как об общем опыте цивилизационного развития, так и его различиях, таким образом охватить максимально широкий круг актуальных вопросов, имеющих в основе своей поликультурный, диалогический и со-бытийный характер.

Образование средствами обществознания предполагает рассмотрение и апробацию, прежде всего такого актуального социо-культурного компонента как:

-знания о социо-культурных реалиях и традициях изучаемых народов;

-сопоставление изучаемой культуры с родной и включение в диалог (полилог) культур;

-осознание учащимися сущности социальных явлений, иной системы понятий;

-представление о достижениях и вкладе совместно проживающих народов в развитиие общечеловеческой культуры;

-понимание роли родного языка и культуры в зеркале культуры другого народа;

-наличии базовых страноведческих знаний о национально-культурных особенностях и социокультурных реалиях той или иной страны, складывающееся из сведений, включающих самые различные стороны жизни.

Сегодня существуют отдельные методические разработки привнесения поликультурного компонента в курс обществознания, но в основе своей они не имеют диалогического характера, а также не синхронизированы с разделами и темами основного курса программы обществознания и базовых учебников для старших классов. На современном этапе имеется противоречие между необходимостью обновления содержания курса «Обществознание» с точки зрения его поликультурной ориентации, с одной стороны, и не разработанностью механизма воплощения поликультурного компонента в содержание курса с другой. Недостаточно разработаны темы и вопросы диалога культур, критерии отбора поликультурного материала, формы его подачи и разбора, тематическое распределение и т.д.

Учитывая существующие противоречия и трудности, очевидную насущную практическую значимость проблемы была определена тема исследования: «Формирование поликультурной личности старшего школьника в условиях общеобразовательной школы»

Объект исследования: теория и практика поликультурного образования в общеобразовательной школе

Предмет исследования: процесс формирования поликультурных качеств у учащихся старших классов в общеобразовательной школе

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методов диалога культур в процессе формирования поликультурной личности старшего школьника

Задачи

-выявить наличный уровень сформированности поликультурных качеств у учащихся старших классов;

-разработать формирующий поликультурный материал и интегрировать его с основными разделами программы курса обществознания для старших классов;

-экспериментально проверить образовательный потенциал технологий диалога (полилога) культур;

-разработать модель формирования поликультурной личности старшеклассника.

Решение этих задач позволит разработать методические рекомендации по поводу путей и средств дальнейшего совершенствования поликультурного образования, определить эмпирическую возможность согласования имеющегося и должного состояния системы поликультурного образования в общеобразовательной школе в целом.

Гипотеза исследования основывается на утверждении, что: формирование поликультурных качеств у старших школьников может быть эффективнее, если осуществляется в специально организованном культуросообразном образовательном пространстве, включающем:

-насыщении учебных курсов поликультурным материалом;

-использование технологий построенных на принципах диалогичности;

-взаимодействие аудиторной и внеаудиторной подготовки;

-организацию работы с учетом этнокультурных предпочтений старшеклассников.

Теоретическая основа исследования:

Исследуемая проблема выступает объектом изучения зарубежных и отечественных ученых по различным научным направлениям.

Историю становления и основные теоретические положения поликультурного образования и воспитания в мире разрабатывали Дж.Бэнкс, К.Грант, К. Бэннет, П. Горски, Г. Каллэн, Д. Равич , Р. Люсиер и др.

Современные подходы к проблеме поликультурного образования и воспитания, вопросы методов организации образования, основанного на принципах поликультурности рассматриваются в работах М.И.Алдошиной, А.В. Аракелян, Д.А. Данилова, И.С. Бессарабовой, Г.Д.Дмитриева, А.Н. Джуринского, Г.М.Коджаспирова, В.В. Макаева, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова, Э.Р.Хакимова, О.В.Хухлаевой, А.В.Шафиковой, др.

Этнопедагогические вопросы воспитания в российском образовании раскрываются в трудах В.Ф. Афанасьева, К.Ш.Ахиярова, В.М. Беркутова, Г.Н.Волкова Л. Г. Веденина, Б.С. Гершунского, Л.М. Кашаповой. В.В. Краевского и др.

Национальный характер, стиль мышления, деятельность, социальные установки, общение репрезентируется в работах психологов М. Андреева, А. Г. Асмолова, Г. Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева, Д. И. Узнадзе, С. Л. Рубинштейна, Э. Фромма.

В области этнической психологии, где даются практические инструменты и рекомендации по профилактике и преодолению этнических стереотипов, формированию этнической толерантности у учащихся выделяются работы психологов В.С. Агеева, Н.М.Лебедевой, Т.Г. Стефаненко, Г.В. Солдатовой В.Ю. Хотинец.

Различные аспекты межкультурного взаимодействия, мировых этнокультурных процессов освящены в трудах М.М. Бахтина, B.C. Библера, Ю.М. Лотмана, М.Мид, М.Бэннет, М. Кагана, Б. Малиновского,

А. Радклифф-Брауна, Д. Фрезера, Э.Тайлора.

Вопросы формирования культурологических знаний в школе, инновационными методами, взаимосвязи культуры и образования в современной школьной практике отражены в публикациях Л.Ю. Даниловой, Л.Ю. Зиновой, А. Терсаковой и других.

Методы исследования:

Решение поставленных задач обеспечивалось с помощью группы методов:

1.Теоретические: системный анализ, анализ информационных источников, сравнительный, ретроспективный, моделирование.

2.Эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент, диагностика, наблюдение.

3.Статистико-математические: методы статистической обработки данных.

Этапы исследования:

На первом этапе (2014-2015 гг.) изучалась и анализировалась научная педагогическая, психологическая, культурологическая, социологическая и этнологическая литература по проблемам поликультурного образования в общеобразовательной школе.

На втором этапе (2016-2017 гг.) было проведено исследование по выявлению наличного уровня сформированности поликультурных качеств у учащихся старших классов общеобразовательной школы, и осуществлена разработка и апробация экспериментальных диалоговых технологий направленных на формирование поликультурных качеств у учащихся старших классов по курсу обществознания.

Третий этап (2017-2018 гг.) был посвящен обобщению результатов исследования, написанию статей, включая рецензируемые журналы, рекомендованные ВАК Минобрнауки РФ, апробации результатов на международных и всероссийских научно-практических конференциях, а также при разработке и чтении курса «Поликультурное образование» в ВУЗе.

Опытно-экспериментальной базой исследования является:

МБОУ «Аксаковская гимназия №11» городского округа г.Уфа.

Учащиеся 10 -а класса-25 человек, 10 -б класса 25 человек.

Теоретическая значимость

-разработан авторский формирующий методический материал по формированию поликультурных качеств и компетенций у учащихся старших классов;

-выявлен комплекс необходимых педагогических условий формирования поликультурной личности старшеклассника в условиях общеобразовательной школы

Практическая значимость

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию практики поликультурного образования и воспитания в общеобразовательных школах. Результаты исследования могут быть учтены в своей работе учителями –обществоведами, а также в системе повышения квалификации учителей. Представленный и апробированный методический комплекс может быть использован в рамках преподавания учебной дисциплины «Обществознание» в старших классах общеобразовательной школы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы, приложения.

Фрагмент работы

Глава 1.Теория и практика поликультурного образования в общеобразовательной школе

1.1.Теоретико-методологические основы организации поликультурного образования.

Поликультурное образование выступило сегодня педагогическим ответом на новую, более сложную конфигурацию и динамику этнокультурных процессов. Происходит культурная и субкультурная дифференциация общества и соответственно ученического контингента. Все больше подростков, отличаются своеобразием мировоззренческого, познавательного, дисциплинарного характера. В этих условиях необходима грамотная организация поликультурного образования.

Изменения в образовании в духе «поликультурности» в современном мире происходят существенные. На смену ситуативным педагогическим проектам приходят концептуальные программы и стратегии поликультурного образования в отдельных странах и регионах. Глобализация с ее противоречивыми процессами, выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Сегодня как никогда, важно научить молодежь понимать и ценить своеобразие культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие негативные стереотипы и предрассудки относительно представителей других этнических групп, преодолевать культурную монофилию и групповой фаворитизм.

Идеи «поликультурности» и поликультурного образования не являются продуктом только современной жизни. Они разрабатывались многими выдающимися умами человечества в прошлом. В частности в программе «Панпедия». разработанной Я.А.Коменским существенную часть составляет идея формирования у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей [39, 384с.]. Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.Рериха о «благодетельном синтезе», под которым он понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и историков Н.Данилевского и А.Тойнби о целостности культурно-исторического развития человечества. О взаимосвязи национального и общечеловеческого в образовании писали великие педагоги К.Д.Ушинский и П.Ф. Каптерев.

Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют положения М.М.Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других [7, 504 c]. Бахтин М.М. говорил о возможности существования культуры только во взаимодействии с другими культурами. Данная концепция носит название диалоговой концепции культуры, её автор исходил из основополагающей идеи о том, что культура не существует сама по себе, а проявляется во взаимодействии с иными культурами. Он сам является частью какой-то культуры и, исследуя другую культуру, постоянно соотносит ее язык с символами и смыслами своей культуры. Поэтому даже внутри собственной культуры мы находимся в постоянном диалоге с ней. «Единство культур – это открытое единство [6, 334 с.].

Впервые термин «поликультурное образование (multicultural education) был использован в Докладе Американской ассоциации преподавателей педагогических колледжей в 1974 году и означало такое образование , которое ставит во главу угла ставит поликультурный плюрализм.

Понятие «поликультурное (мультикультурное) образование» возникло в противовес рассмотрению образования с позиций монокультурности. Исходно поликультурное подразумевало многокультурность (греч. ро1у )

Поликультурное образование стало отражением таких тенденций, как:

-актуализация и рост разнообразия культурного взаимодействия (массовость миграций, возрождение этнических и религиозных культур, усиливающийся диалог религиозных организаций и др.);

-рост ценности личности каждого отдельного человека с признанием его культурных особенностей (преодоление тенденций авторитаризма и разделения культур на «главные» и «второстепенные»);

-появление и расширение влияния идей мультикультурализма, в рамках которого культурное многообразие рассматривается как богатство и ресурс социально-экономического развития, которое преодолевает идеологию монокультурности в обществе и системах образования. [99, с.8].

Модели поликультурного обучения различаются по следующим аспектам:

1. По методу обучения – дидактическому или экспериментальному;

Дидактические модели основаны на предположении, что понимание культуры приходит со знаниями истории, традиций и обычаев, необходимыми для эффективного взаимодействия с ее представителями.

Напротив, экспериментальные модели основаны на убеждении, что больше всего знаний люди извлекают из собственного опыта, например из особого рода активности – симуляционных и ролевых игр, которые создаются для того, чтобы выявить проблемные ситуации при подготовке или в процессе межкультурного взаимодействия.

2.По содержанию обучения – общекультурному или культурно-специфичному;

3.По сфере, в которой стремятся достичь основных результатов,– когнитивной, эмоциональной или поведенческой [2, с.11].

Когнитивный подход делает акцент на получении учащимися знаний и информации о культурах и межкультурных различиях.

Эмоциональный подход ориентирован на трансформацию установок, связанных с межкультурным взаимодействием, чувств людей по отношению к «иным» (от предубежденности к толерантности или даже к активному энтузиазму по развитию близких взаимоотношений). Кроме того, ориентированные на эмоции обучающие программы могут помочь учащимся справляться с неуверенностью и тревожностью в новой культурной среде и таким образом более успешно адаптироваться в ней.

Поведенческий подход призван формировать умения и навыки, которые повысят эффективность общения.

Главной характеристикой поликультурной образовательной среды является ее открытость по отношению к требованиям общества и готовность отвечать на образовательные потребности его членов.

Поликультурная образовательная среда диктует насущную потребность осуществлять учебно-воспитательный процесс с учетом этнокультурного фактора, акцентируя межгрупповую гармонию и культурный плюрализм, создавая условия для познания культуры других народов, что способствует толерантным отношениям между участниками образовательного процесса. Преподавание в поликультурной среде основано на понимании того, что знание – это социальный и эволюционный процесс, подвергнутый искажениям вследствие негативного влияния различных форм дискриминации.

Для создания условий поликультурного взаимодействия целесообразно

применение поликультурного подхода в содержании предмета и методике его преподавания, способствующего воспитанию социально-психологических, мировоззренческих, межнациональных, патриотических, нравственных чувств.

Поликультурное образование рассматривается как вид целенаправленной социализации обучающихся, обеспечивающий:

На когнитивном уровне освоение образцов и ценностей мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов;

на ценностно-мотивационном уровне формирование социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей обучающихся к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитие толерантности по отношению к другим странам, народам, культурам и социальным группам;

на деятельностно-поведенческом уровне активное социальное взаимодействие с представителями различных культур при сохраннии собственной культурной идентичности.

Г.В.Палаткина считает, что поликультурное образование должно иметь две главные цели:

1.удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов -2.подготовка людей к жизни в мультикультурном обществе [72, 54 с.]

Из целей вытекает ряд конкретных задач поликультурного образования:

1.глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

2.формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;

3.создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

4.формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

5.воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;

6.формирование и развитие умения критически мыслить;

7.развитие этнотолерантности;

8.формирование у учащихся чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;

9.формирование осознанных, позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;

10.воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа;

использование этнопедагогической среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;

11. способности учащегося к личностному, культурному самоопределению.

Поликультурность в России обретает свое теоретическое обоснование еще в концепциях основателей Евразийского движения в России Н. Трубецкого, В Ильина, П. Савицкого, в трудах историка и этнолога Л. Гумилева, представителя тюркской общественной мысли Исмаила Бей -Гаспринского и других. Общей идеей является то, что славянские, тюркские, фино-угорские народы ментально близкие, имеют общую историческую судьбу и вместе с другими народами строят Россию как евразийское государство.

Практическое же осуществление поликультурного образования в России особенно отчетливо проявилось в советский период в формате «интернационального воспитания». В течение многих десятилетий советская школа накопила ценный опыт интернационального воспитания учащихся. Клубы интернациональной дружбы, фестивали, спортивные состязания, путешествия, экскурсии, совместный отдых детей и подростков разных народов, способствовали формированию достаточно гармоничные межнациональных отношений. Однако закрытость советского общества ограничивала интернациональное воспитание молодежи рамками одной страны.

Как отмечает Хакимов Э.Р. «В Российской Федерации предпосылками создания и развития теории поликультурного образования стали изменения в государственной идеологии от «русификации» – к признанию этнокультурных особенностей коренных народов Российской Федерации; развитие личностно-ориентированной культурологической педагогики; стремление повысить качество обучения иностранным языкам; усиление иммиграционных процессов.

При этом отмечаются следующие риски для практического внедрения в отечественную практику: отсутствие в обществе устойчивых традиций либерализма, когда у граждан недостаточен опыт отстаивания индивидуальных свобод и не сложилась традиция приоритета интересов и свобод личности над интересами государства; страх субъектов образования в связи с ростом культурного многообразия общества, блокирующий действия по превращению многообразия в ресурсы общественного и личностного развития; опасение части населения в «размывании» традиционной этнокультурной идентичности у подрастающих поколений; европоцентризм в сознании организаторов образования, родителей и общественности, транслируемый через содержание образования [98, с.10-11].

В нашей стране, несмотря на всеобщее декларирование необходимости поликультурного образования, до сих оно рассматривается слишком узко, как образование, обеспечивающее формирование толерантных отношений, не затрагивая сущностные стороны и уровни развития личности, его мотивационная структура, индивидуальная жизненная траектория и личные интересы.

Одновременно, поликультурное образование и воспитание в основе своей базировалось на понятиях и педагогических ресурсах этнопедагогики, где основным средством выступает народная традиционная педагогика. На наш взгляд, в практике поликультурного образования наравне с собственно этнопедагогическими подходами необходимо задействовать должной степени кросс-культурные социально-психологические, культурологические и социологические подходы. Не отрицая традиционные этнопедагогические подходы в образовании, сегодняшняя практика обогащается экспериментальными подходами и дидактическими методами собственно «поликультурной педагогики». Необходима сбалансированная композиция, как из традиционных дидактических так и инновационных экспериментальных методов и технологий поликультурного образования.

Методы которые мы использовали в своем исследовании и к которым применимы принципы межкультурного диалога(полилога), можно отнести следующие:

-рассмотрение и разбор узловых учебных тем методами диалога (полилога) культур,

-межкультурные упражнения по моделированию (инсценированию) и разбору совместно с учащимися ситуаций межкультурного контакта,

-работа в группах,

-межкультурные тренинги,

-групповая дискуссия,

-ролевые игры.

Именно представленные методы, построенные на принципах диалога (полилога) культур, на наш взгляд сегодня как никогда актуальны и результативны в образовательной практике.

1.2.Современные особенности конструирования практики поликультурного образования в общеобразовательной школе

В российском образовании можно выделить несколько групп школ различающихся по основным подходам и содержанию работы в области поликультурного образования и воспитания:

1.Обычные общеобразовательные школы;

2.Школы с углубленным изучением отдельных предметов;

3.Школы, работающие на дидактических принципах поликультурализма (ассоциированные школы ЮНЕСКО);

4. Школы, применяющие специальные поликультурные технологии

(школы диалога культур, работающие по методике В. Библера)

В организации поликультурного образования выделяют две модели школ:-1.Этнокультурная (с углубленным изучением культуры одного из этносов)

2.Мультикультурная с полиэтничным составом учащихся, содержание образования в которых составляют национально-региональный (родная культура), федеральный и мировой компоненты

Поликультурное образование в них осуществляется по сферам деятельности:

1.Учебный процесс в школе

2.Воспитательная деятельность

3.Культурно-досуговая деятельность

Сегодня работа по поликультурному образованию и воспитанию осуществляется по следующим основным направлениям:

1.Учитель-предметник включает в учебный процесс дополнительный материал, способствующий поликультурному обогащению

2.Воспитатель формирует личность способную к активной жизнедеятельности в многокультурной и многонациональной среде

3.Внеурочная деятельность -презентации разных культур, изучение традиций, обмен культурными ценностями и др.

4.Дополнительное образование, где создаются условия для расширения и углубления этнокультурных знаний

Изучая и обобщая существующий педагогический опыт, отмечаем, что в настоящих условиях российского образовательного пространства доминирующими методами, формами и средствами поликультурного образования по-прежнему выступают традиционные.

Так в качестве одной из ведущих форм образования поликультурной личности рассматривается включение каждого ученика в активную фольклорную деятельность. К традиционным можно отнести и такие формы организации деятельности, как тематические классные часы, экскурсии, прогулки, экспедиции, классные и общешкольные праздники, фестивали культуры и дни дружбы, клубы интернациональной дружбы, экспедиции и походы по местам, связанным с культурными достопримечательностями и историческими памятниками; выпуск газет, теле- и радиопередач, отражающих культурное многообразие, вечера, посвященные выдающимся представителям литературы, искусства, науки; театральные постановки пьес, сказок, былин; конкурсы на лучшего знатока народных обычаев, национальной кухни, традиционных ремесел.

Представляется, что только представленные просветительские в основе своей формы и методы, повышая этнокультурную грамотность, все же недостаточно эффективны в деле развития поликультурной личности школьника, так как представляют собой пассивное обучение, поскольку учащиеся обеспечиваются готовой к употреблению консервированной информацией и не более того.

Как справедливо замечает Алдошина М.И.: «Простой передачи знаний о культурноэтническом разнообразии мира недостаточно, и учащиеся должны эмпирическим путем открывать для себя сходства и различия с другими. Иными словами, программы межкультурного обучения должны быть направлены на развитие этнокультурной компетентности в общении (перцептивной, коммуникативной и интерактивной) с представителями других культур [2, 14 с.].

В этих условиях актуальными являются формы и методы , основанные на принципах диалогичности, к которым можно отнести оригинальные межкультурные и кросскультурные технологии.

1.Поурочный разбор узловых (поликультурных) учебных тем методами диалога (полилога) культур;

2. Межкультурные тренинги по моделированию (инсценированию) и обсуждению ситуаций межэтнического контакта;

3.Кооперативное обучение (работа в малых группах)

4.Ситуационно-ролевые игры и др.

Посредством данных и других экспериментальных технологий, на наш взгляд существенно может быть повышена поликультурная компетентность ученика, поскольку здесь приобретается опыт решения актуальных проблем, связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде. Использование многочисленных игровых техник позволяет школьникам установить взаимопонимание со сверстниками других национальностей в реальном взаимодействии. Главной задачей для педагога здесь выступает предоставление каждому ребенку возможности максимального самовыражения. Ценность таких методов для учащихся заключается в том, что они:

-приобретают опыт осознания собственных этнических стереотипов и предубеждений;

-получают впечатления о других народах и культурах в живом непосредственном общении со сверстниками;

-обретают способность ценить в себе и в других индивидуальность и непохожесть, обусловленную в том числе и этническими различиями.

Важным ресурсом поликультурной педагогики в школе является сегодня обновление учебных дисциплин специфическим поликультурным материалом и их поурочный разбор. Содержание поликультурного образования имеет междисциплинарный характер. «Поликультурность» присутствует в составе, прежде всего учебных дисциплин гуманитарного, художественно-эстетического циклов и в специальных курсах по истории и культуре отдельных народов. Поликультурное образование, в той или иной степени охватывает дисциплины не только национально-регионального компонента, но практически все предметы учебной программы: иностранные языки и литературу, обществознание, историю, право и другие.

Так, например учебный курс «Всеобщая история» позволяет избежать замыкания на своей собственной истории, организовать диалог культур различных эпох, связать исторический опыт с деятельностью современного человека культуры, с актуальными проблемами современности.

Изучение курса «Права человека» дает учащимся возможность осознать понятие свободы как ценности и как условия самореализации личности, воспитывает чувство личного достоинства, уважение прав и достоинства людей независимо от национальности, расы и вероисповедания. Курс способствует формированию умений неконфликтного межнационального общения.

Содержание предметов естественнонаучного цикла дает представление о значимости сохранения мира и защиты окружающей среды, развития научного и культурного сотрудничества, решать глобальные противоречия ненасильственными методами.

Образовательная область «Искусство» обеспечивает получение учащимися представлений о многообразных связях человека и общества с миром искусства, содействует пониманию механизмов различных национальных культур, осознанию этнических и национальных ценностей искусства.

Содержание учебного курса «Трудовое обучение» позволяет показать производственные, технологические процессы как составную часть духовно-материальной культуры общества на цивилизационном, общероссийском и этническом уровнях.

О.В. Хухлаевой предлагаются некоторые интересные и продуктивные на наш взгляд методические подходы поликультурного сопровождения образовательного процесса.

Идеи для преподавателей в области филологии и литературы.

Полезно уделить часть учебного времени тому, чтобы дети - представители национальных меньшинств имели возможность читать и писать на своем родном языке различные тексты (стихи, дневники, статьи и т.п.). Удачной и плодотворной возможностью поработать с языками является драматизация (инсценировка) ситуаций, связанных с межнациональными отношениями, например выбор и постановка интересных пьес или романов, написанных национальными писателями (представителями тех этнических групп, которые представлены среди учеников школы), или сочинение сюжета(пьесы), связанного с социальными и эмоциональными аспектами переживания опыта иммиграции. Для усиления мотивации можно поручить детям подготовить цикл радиопередач, включая сценарий, интервью, комментарии, музыку, взяв в качестве основной темы многокультурную среду той территории, где находится школа. Параллельно можно организовать графическую деятельность, например, конкурс комиксов на межкультурные темы, в которых отражалось бы взаимное уважение и обогащение ценностями различных культур.

В преподавании иностранных языков можно организовать постоянную переписку по электронной почте между учащимися из разных стран, изучающими один и тот же язык: например, через Ассоциацию школ ЮНЕСКО. Темы могут быть самыми различными, но, так или иначе, отражать различные стороны культуры этих стран. В любом случае в преподавании иностранных языков нужно делать акцепт на их способности стать средством обучения, а не просто предметом обучения в узком понимании. Они должны вносить свой вклад в формирование реалистических, современных и позитивных представлений о странах изучаемого иностранного языка (их образе жизни, социальных проблемах, научном, музыкальном и спортивном вкладе и т.д.), избегая поверхностных и стереотипных точек зрения, представленных в некоторых учебниках иностранного языка».

Идеи для преподавателей в области общественных наук.

Полезно было бы проработать с помощью различных методик значимые тексты, как, например, Декларацию прав человека, речи и произведения лауреатов Нобелевской премии мира, известных писателей и антропологов.

Полезно было бы познакомить учащихся с различными системами летоисчисления, определения исторического времени, особенно у народов, живущих по соседству со школой (мусульман, цыган, удмуртов и т.д.).

Следует уделять больше учебного места и времени изучению географии и истории, живущих на данной территории (представленных в школе) национальных меньшинств, для того чтобы разрушить этноцентрические или узконационалистические представления. Можно использовать примеры отдельных учеников или групп учеников-мигрантов, чтобы подробно изучить различные аспекты географии (физической и экономической) различных стран. Таким образом, можно избежать бездумного заучивания этого материала, а сделать упор на активные методы изучения - усвоение географических и исторических знаний как живой информации, над которой можно размышлять и на которую можно активно воздействовать (проблемы окружающей среды, непонимание между Севером и Югом и т.д.).

Следовало бы изучать деликатные и неоднозначные исторические темы с различных точек зрения (тех народов, которые были в них задействованы), такие как, например, завоевания, войны, колонизации, включая современные дипломатические отношения. Такой способ изучения даст ученикам возможность использовать разные источники информации, документы и, по возможности, непосредственные свидетельства (воспоминания, мнения экспертов) в качестве альтернативы упрощенному изложению, принятому в учебниках и энциклопедиях.

Можно дать групповые задания, в ходе которых стояла бы задача изучить отношения между природно-социальным окружением и некоторыми значимыми культурными ценностями соседних народов (например, кочевая история цыган и свобода как культурная ценность, или гостеприимство как добродетель у арабских народов и т.п.). Так или иначе, речь пойдет о выборе одной культуры и в определенной степени изолированного рассмотрения ее особенностей, для того чтобы лучше понять и научиться терпимо относиться к культурным ценностям людей этой этнической группы.

Идеи для преподавателей в областях музыки, художественного творчества и физической культуры.

Было бы интересно изучать переплетения, традиции и заимствования в области музыки, которые возникали в различные периоды истории между различными культурами: джаз, рок и т.д. Можно было бы сформулировать факультативы или кружки с такими названиями и содержанием, как, например, «Музыка всех цветов» или «Студия интернациональной музыки». Нужно готовить учеников, чтобы они могли воспринять, понять и оценить другие культурные формы проявления «языка искусства», как правило, гораздо более тесно связанного с образом повседневной жизни (религия и ее проявления, ремесла, строительство, украшение тела, оформление магазинов и т.п.). Работа в этой области может заключаться в обмене предметами творчества между учениками из школ с разным культурным окружением, и последующим конструктивным анализом этого обогащения; в классах и школах, которые уже являются многонациональными, ученики могут принести из дома предметы, характерные для их народного творчества; известные художники (признанные и другими культурами) могут проводить познавательные встречи в школах; можно провести связь между наиболее значимыми в европейском контексте произведениями искусства с наследием, доставшимся нам от других народов и культур, и т.д.

В области физической культуры можно включать спортивно-игровые упражнения, характерные для других народов, обогащая, таким образом, формы достижения общих для всех базовых целей в этой сфере [99, с.243].

Какие особенности подачи поликультурного материала при этом можно выделить. Американским исследователем Дж. Бэнксом предложены четыре способа включения в содержание учебной дисциплины:

1) контрибутивный подход, допускающий поверхностное знакомство с этническим материалом, т.к. цели, структура и содержание основной программы не подвергаются реформированию, а интеграция этнического компонента происходит на уровне отдельных личностей, элементов культуры или знаменательных событий в истории народа, что не требует длительной и сложной работы от учителя;

2) аддитивный подход, также кардинально не затрагивающий структуру и цели основной программы, но, подразумевающий расширение интеграции этнического компонента до введения в программу спецкурсов или разделов соответствующего этнического содержания, что требует от учителя гораздо большей осведомленности об истории и культуре этнических групп;

3) трансформационный подход, Данный подход дает возможность учащимся рассматривать исторические события, теории, концепции с различных точек зрения

4) подход «социальных действий», cодержащий элементы трансформационного подхода и дополненный активными действиями учащихся по принятию социальных и политических решений в рамках изучения темы [104,с.188].

В целом содержание общеобразовательных учебных курсов дает школьнику возможность усвоить такие основные понятия и категории поликультурного образования, как: самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, культурный империализм, многообразие культур, межкультурная коммуникация, культурная конвергенция. культура межнационального общения, культура мира, культурная дистанция, культурный шок, солидарность, ненасилие, толерантность и др.

При реализации основных положений Концепции поликультурного образования на современном этапе существует ряд как объективных, так и субъективных трудностей.

Существует проблема практической реализации учителями диалектической взаимосвязи патриотического воспитания школьников и формирования у них наднациональных общечеловеческих ценностей, не противопоставляя при этом национальное и интернациональное.

Трудности реализации принципа «поликультурализма» связаны на наш взгляд и с тем, что в условиях социального ускорения учителя стоят на различных мировоззренческих платформах, опираясь на разные парадигмы образования: традиционную, технократическую, гуманитарную и другие.

Зачастую направления поликультурного образования, не соотнесены со структурой приоритетных культурных и образовательных интересов учащихся, с проблемами социальной самореализации.

Не задействовано в должной мере медиаобразование, которое рассматривается как один из ведущих инструментов обеспечивающих возможности всестороннего «диалога культур», позволяющего избежать национальной замкнутости, выйти на уровень сопоставления, сравнительного анализа культурного и образовательного опыта разных стран.

Сегодня, в педагогической науке сформировалось целое направление «медиаобразование», призванное помочь школьникам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить языки средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.д. В ряде развитых стран (Канада, Австралия) медиаобразование стало обязательным компонентом обучения в старших классах. Современное интенсивное развитие средств массовой коммуникации, на наш взгляд, высветило актуальность философской позиции М.М.Бахтина: «культура нововременного мышления - это культура «втягивания» всех прошлых и будущих культур в единую цивилизационную лестницу». Медиакультура на новом уровне технических возможностей эффективно способствует такому объединению, создает невиданные прежде возможности для диалога культур на глобальном и межличностном уровнях. К сожалению медиапространство используется зачастую не по назначению. Проблемой выступает потребление подрастающим поколением массовой глобалистской, не имеющей национальных основ эрзац-культурной продукции ведущей зачастую к деструктивным социальным настроениям.

Существенное влияние на этнообразовательный процесс оказывает и социально- экономическое и духовно-нравственное состояние в стране. Эффективность организации процесса формирования подрастающего поколения в определенной степени зависит от того, насколько в нем учтены внешние факторы, их взаимосвязи и направления развития, то есть, каким педагогическим потенциалом обладает окружающая среда. Нравственное и психологическое сближение людей разных национальностей, их повседневное дружеское общение взаимоуважение, находятся в прямой зависимости от позитивного решения социально-экономических и политических проблем. Сегодня, к сожалению можно говорить о существовании социальной базы этноцентризма и этнического фаворитизма, о его проникновении в массовое сознание, в том числе и сознание подрастающего поколения. Возрастает социальная напряженность, углубляются социально-экономическая поляризация общества. В этих условиях экстремистские и радикальные силы навязывают народу образ врага, в лице представителей других национальных и конфессиональных групп.

Одновременно следует отметить, что воспитание уважительного отношения к тому или иному языку и культуре несовместимо с насильственным их навязыванием, равно как и с созданием искусственных преград и препятствий для общения с инонациональными культурами и народами. Патриотизм, толерантность и эмпатия, культурный релятивизм формируются не прямыми призывами любить, жить в мире и согласии, а сложными, разнообразными порой опосредованными путями. Неумелая деятельность, слишком прямолинейное воздействие приносят эффект, обратный желаемому. Здесь необходима максимально возможная реализация принципа добровольности и личной заинтересованности.

Не всегда принимаются во внимание культурные особенности восприятия и переработки информации учащимися, культурно обусловленные особенности общения у разных национальных групп.

В качестве примера представим некоторые барьеры взаимопонимания, которые возникают между педагогом и ребенком. Так, известно, что в вербальной коммуникации в различных культурах используются разные громкость и быстрота. К примеру, дети с Кавказа говорят громче, особенно мальчики. Нередко педагоги относят это к проявлениям невоспитанности и применяют наказания. Другой барьер взаимопонимания может возникнуть у педагогов-женщин с кавказскими подростками, если они не сумеют проявить уважения к их открыто проявляющейся мужской роли.

Психологи, работающие с ненцами, заметили, что среди них преобладают так называемые правополушарные дети, т.е. с доминирующим правым полушарием. Им требуется другая форма учебных заданий, чем левополушарным детям, в учебниках обычно не представленная.

Можно сделать вывод, что дети, не принадлежащие к основной культурной группе, попадают в зону риска в плане нарушения успеваемости. Однако для ребенка любой национальности длительное пребывание в ситуации неуспеха в школе достаточно травматично. Оно приводит к формированию глубокого чувства неполноценности, которое с большой степенью вероятности приведет к формированию компенсаторной агрессивности. Ребенок будет проявлять агрессию к представителям тех культурных групп, которые являются более успешными в качестве компенсации за собственный неуспех. [99, с.245].

Программы поликультурного образования должны быть направлены на снижения игнорирования других групп; усиления значимости гуманистических ценностей; создания надэтнических групп и пересекающихся идентичностей; организации межгруппового контакта при благоприятных условиях; осознания расхождения между декларируемыми ценностями и поведением; обобщения позитивного опыта взаимодействия с членами других групп.

Сегодня, заметно активизировались процессы международного сотрудничества в сфере образования. Это ранее всего связано с деятельностью ведущих международных правительственных и неправительственных организаций, ответственных за трансграничные процессы в сфере образования и разработку соответствующих международных программ, в частности с ролью ЮНЕСКО в реализации образовательных программ [ 59, с.224]. Значителен вклад этих организаций в создание кросс-культурной среды, способствующей диалогу культур и благоприятной для поликультурного воспитания и образования. Проведено несколько международных конгрессов, посвященных теме поликультурного образования. Создана Международная ассоциация преподавателей, которые занимаются этой проблемой, ЮНЕСКО поддерживает целый ряд программ, посвященных исследованию путей преодоления межкультурной разрозненности. Деятельность ЮНЕСКО охватывает и школьное образование. Сегодня в Российской Федерации 189 ассоциированных школ ЮНЕСКО, в рамках проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» где «поликультурализм» является ведущим дидактическим принципом. Активно используется в практике поликультурного образования в школе достижения сравнительной педагогики. Происходит обмен эффективными методиками поликультурного образования и воспитания между странами и педагогическими системами. Растет объем научно-теоретических разработок в данной области знания, имеющихся в свободном доступе.

Содержание, формы и методы поликультурного образования в школе имеют специфику в каждой из республик и областей Российской Федерации. В Республике Башкортостан есть свои особенности, определяемые характером социально-культурного развития, национальным составом, историей края, языковой и религиозной ситуацией. Для Республики Башкортостан это особенно актуально, как региона с высоким индексом этнической мозаичности, в которой проживают представители порядка 120 национальностей, из них 6 этноареальных групп, имеющих места компактного проживания (русские, башкиры, татары, марийцы, чуваши, удмурты). Подавляющее большинство ученических коллективов в республике многонациональные, что определяет актуальность и обязательность реализации принципа «поликультурности» в учебном процессе [63, с.448].

Заключение

В представленной работе был выявлен наличный уровень сформированности поликультурных качеств и компетенций у учащихся старших классов, разработан и апробирован формирующий поликультурный материал, осуществлена экспериментальная проверка образовательного потенциала технологий диалога (полилога) культур средствами обществознания.

Полученные результаты показывают, что расширение и интенсификация образовательного поликультурного пространства в общеобразовательной школе, обогащается при следующих педагогических условиях:

-введении образовательных областей, отражающих культурное разнообразие;

-использовании межкультурных диалогичных методов и технологий при рассмотрении узловых тем курса;

-организации работы с учетом этнокультурных предпочтений ученического коллектива;

-целенаправленном взаимодействии аудиторной и внеаудиторной подготовки.

Исследование показало, что развитие представленных инновационных экспериментальных направлений и методов поликультурной педагогики является необходимым ресурсом, способствующим формированию личностных поликультурных новообразований у учащихся.

Полученные результаты позволяют утверждать, что проблема исследования в достаточной степени решена, поставленные задачи выполнены, данные теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы подтверждают в целом выдвинутую гипотезу.

Список литературы

1.Агранат Ю.В. Формирование поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку в вузе (автореферат кандидатской диссертации) – Хабаровск, ДВГУПС, 2009. – 21 с

2.Алдошина М.И. Основы поликультурного образования. Учебное пособие- издание Директ –Медиа . москва-Берлин 2014 240 с.].

3.Арнольдов А.И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен). – М., 2000. – С. 70.

4.Арнольдов А.И. Культурная политика: Реалии и тенденции. М.: МГУКИ, 2002. – С. 9. )

5.Барлиани И.Я. Грицкевич О.В. Менеджмент, Методические указания. - Новосибирск, 2001. - 63 с.

6.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества Сб. изб. Гр.М.1979г. 334с.

7.Бахтин М.М. Вопросы культуры и эстетики. Исследования разных лет, М.М. Художественная литература 197г. 504 с.

8.Бахтин М.М. Проблема текста. / М.М.Бахтин. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. – СПб: Азбука, 2000. – С. 299.

9.Белогуров А.Ю., Формирование поликультурной образовательной среды региона как основной фактор гуманитаризации образования / Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003.

10.Берлянд, И. Школа диалога культур: концепция и опыт Текст. / И. Берлянд // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. -М.: Инноватор, 2003.

11.Библер B.C. Культура. Диалог культур Текст. / B.C. Библер // Вопросы философии. - 1989. № 6.

12.Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура. – М., 1989.

13.Библер B.C. Школа диалога культур Текст. / B.C. Библер // Частная школа.- 1993.-№ 1.

14.Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. – С. 19.

15.Бим-Бад Б.М. Педагогические учения в начале 20 века: Лекции по педагогической антропологии философии образования. – М., 1998.

16.Боголюбов Н.М. Николаева Ю.В. Культурный обмен в системе международных отношений. Спб, изд-во СПбГУ, 2003. -192с.

17.Бондаревская, Е.В. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве Текст. / Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко. — Тирасполь, 2000. 89 с.

18.Войкунский, А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде Текст. / А.Е. Войкунский // Тезисы 2-й Российская конференция по экологической психологии. - М., 2000.

19.Вульфсон Б.Л. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – Москва:\ Народное образование, 1999.

20.Выготский, JI.C. Психология развития как феномен культуры Текст. / ред. М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во Института практической психологии, 1996. - 512 с.

21.Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание соч. М.; Педагогика, 1984- Т.4. – с. 268.

22.Виноградова Н. Л. Коммуникативный аспект социальной реальности // Информация - коммуникация- общество (ИКО-2003). Тезисы докладов и выступления международной научной конференции. СПб. 2003.С.94-96.

23.Гайсина Г.И. Образование как социокультурный феномен. -Москва-Уфа: МПГУ, БГПУ, 2000. 148с.

24.Гладких В.В., Сущность и особенности формирования поликультурной информационной среды учреждения образования / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12.

25.Давыдов, Ю.С. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации Текст. / Ю.С, Давыдов, Л.Л. Супрунова. -Пятигорск: Пятигорский гос. линг. ун-т, 2003. 42 с.

26.Давыдов, Ю.С. Поликультурное образование Текст. / Ю.С. Давыдов, Л.Л. Супрунова // Студенчество: Диалоги о воспитании. 2005. - № 4.

27.Данилова Л.Ю. Формирование поликультурной компетентности студента Текст.: дис. на. степ. к. п. н: 13.00.01 / Л.Ю. Данилова. Оренбург, 2007. - 161 с.

28.Данилевский Н.Я Россия и Европа М: Книга 1991г.574с.

29.Даутова Г. Поликультурные ориентиры в образовании Текст. / Г. Даутова // Высшее образование в России. 2004. - № 9.

30.Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ: монография / А.Н. Джуринский. М.: Прометей, 2006 - 160 с.

31.Духовно-нравственный потенциал народной педагогики в формировании поликультурной личности / Башкирский институт развития образования, Вестник Башкирского университета 2007, №4

32.Дмитриев Г.Д. Теоретико-практические аспекты многокультурного образования в США Текст. / Г.Д. Дмитриев // Педагогика. 1999. - № 7

33.Емельянова Е.В. Практикум по этнической психологии. Учебное пособие Иркутск ООО «Репроцентр» 20015 г.

34.Исаев И.Ф., Ильинская И.П., Проблема методологических оснований формирования личности школьника в поликультурной образовательной среде / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 14. № 4.

35.Колобова JI.B. Поликультурное образование и личность: монография / Л.В. 36.Колобова. М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2006. - 394 с.

37.Колобова Л.В. Проблема поликультурного образования в России Текст. / Л.В. Колобова // Вопросы гуманитарных наук. № 3. - М., 2005.

38.Колоколова И.В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащихся Текст.: дис. на соискание уч. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Колоколова. 2003. -183 с.

39.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Текст. / Я.А,

Коменский Я.А. Избр. пед. соч. Т. 2.М:1975 г.576с.

40.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Под ред. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А.–М.: Просвещение, 2009.-24 с

41.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. [Рос. акад. образования]; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 36 с. - (Стандарты второго поколения). – с.6.)

42.Коротких Ю.Ю. Межкультурная компетенция старшеклассников как результат соизучения родной и иноязычной культур / Вестник Новгородского государственного университета. 2008. № 48.

43.Ким Я. Ю. Коммуникация и кросс-культурная адаптация // Этнос и политика: Хрестоматия / Авт.-сост. А. А. Празаускас -Москва.: Изд-во УРАО, 2000.

44.Комплексная программа развития поликультурного образования

Москва: 2012г. 24с.

45.Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология Р-н-Д Феникс 2000

46.Культурный обмен в документах и материалах. Хрестоматия /Под ред. Боголюбовой Н.М. Николаевой Ю.В. Спб.,2004

47.Кучикова, Г. Б. Различные аспекты понятия "поликультурное образование"/ Г. Б. Кучикова // Бастауыш мектеп . - 2007.-№12. - . 66-70

48.Косолапова Н Г. Этнопедагогика и этнопсихология: учеб. пособие / Н. Г. Косолапова; Иркутский государственный педагогический университет (Иркутск). - Иркутск: ИГПУ, 2007. - 128 с.

49.Левитская А.А. Система поликультурного образования в современной школе как основа воспитания гражданина Российской Федерации. Вестник РУДН серия. Вопросы образования /Языки и специальность 2010, №4 36с

50.Леонтович О.А.Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию: Учебное пособие. - Волгоград: Перемена, 2003.

51.Лешер О.В., Сафиуллина Л.М., О поликультурной направленности образования студентов ВУЗа в процессе изучения иностранного языка / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 11.

52.Лебедева Н.М. Стефаненко Т.Г., О.В Лунева «Межкультурный диалог в школе» - в 2-х книгах, РУДН, 2004.

53.Лебедева Н.М. ЛуневаО.В. Стефаненко Т.Г. «Тренинг этнической толерантности для школьников», М. Тасис 2004

54.Лебедева Н. М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Институт этнологии и антропологии. РАН, 2001.

55.Лиотар Ж-Ф Состояние постмодерна. М: Алитейа , СПб 1998г.

Макаев В.В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы Текст. / В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. 1999. - № 4.

56.Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы/ В.В.Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. 1999. № 4. С. 3–10.

57Мартынова М.Ю.Поликультурное пространство России и проблемы образования. / М.Ю. Мартынова // Этнографическое обозрение. 2004 - № 1.

58.Международные организации в России и проблемы культурной интеграции. С-Пб, РГПУ им. А.И. Герцена 2007. т.2 -с.224.

59.Международные организации в России и проблемы культурной интеграции //Материалы конференции под эгидой ЮНЕСКО/ Отв. Ред С.А. Гончаров

С-П: 2007 г. 224 с.

60.Международное образование и московская школа. Сборник учебных программ и материалов кафедры ЮНЕСКО. Под общ. Ред. Ю.А. Горячева.-М: Изд. Дом «Этносфера», 2009.-212с.

61.Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения – М.; Знание, 1977 – с. 64.

62.Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпритации / М. Л. Бережнова, А. А. Борисов, В. Н. Ракачев. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 188 с.

63.Население Башкортостана: XIX—XXI века: статистический сборник/ Уфа Китап, 2008.- 448 с.

64.Педагогика: учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. 2-е изд., испр. и допол. - М.: Издат-во Юлайт; ИД Юлайт, 2011. - 502 с.

65.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. -М., 2002,. 234с.

66.Песков, И.В. Теоретические основы разработки системы поликультурных компетенций [Текст] /И.В. Песков //Электронный научный журнал Российского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/emissia.org/offline/ 2008/ 1287. htm (0,3 п.л.).

67.Рыкова, С. В. Воспитательный потенциал поликультурного образования и его реализация в современной школе: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Рыкова. М., 2005. - 259 с.

68.Теоретико-методологические аспекты организации диалога культур в образовательной среде: Сборник научных трудов /Сост. Д.В.Поль, Т.Г.Мельник, Э.И.Иванова, И.Л.Масандилова – М.: ИХО РАО, 2009. – 312с.

69.Обществознание 10-11 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой - М., Просвещение 2010

70.Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов. Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2012.

71.Психологические исследования этнической толерантности: научное издание / Н. М. Лебедева [и др.]. - Екатеринбург: УГУ, 2003. - 240 с.

72.Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования/ Г.В. Палаткина: Дис… д-ра пед наук. М., 2003.54с.

73.Песков И.В. Теоретические основы разработки системы поликультурных компетенций [Текст] /И.В. Песков //Электронный научный журнал

74.Педагогика. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), М: 2000 г. 243 с.

75.Покровская, Н.Н. Мультикультурализм как путь глобализации Текст. / Н.Н. Покровская // Личность и Культура. 2001. - № 5/6.

76.Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" Российская газета 4 октября 2000 г.

77.Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии Текст. / Л.Г. Почебут. СПб, 2007. -277 С.

78.Право 10-11 класс. Учебник. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин – М., Вита – Пресс 2012 г 128 с.

79.Право 10-11 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Е.А.Лукашевой, А.И. Матвеева- М., Просвещение 2013 г. 155 с.

80.Проект Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. URL: http://Минобрнауки.рф).

81.Проблемы социо-кросс-культурной интеграции в поликультурном образовании: материалы международ, науч.-практ. конф. (Новосибирск, 22-23 ноября 2004 г.) Текст. / редкол.: Г.А. Ферапонтов [и др.]. Новосибирск: НГПУ, 2005. - 380 с.

82.Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов // В 2 т. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. - 608 с.

83.Российского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/emissia.org/offline/ 2008/ 1287. htm (0,3 п.л.).

84.Розин В.М. Вызовы мультикультурализма Текст. / В.М. Розин // Высшее образование сегодня. 2004. - № 4.

85.Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации Текст. / А.П. Садохин. М.: Высш. шк., 2005. - 310 с.

86.Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. – 150 с

87.Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. /Ю. В. 88.Сенько М.: Издательский центр «Академия», 2000. 188с.

89.Степанов, П.В. Как воспитать толерантность в школе. //Педагогический вестник. – 2000. - №2. – с.2. 39.

90.Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование в современной России / Л.Л. Супрунова // Maqister. – 2000. - №3. – с. 79-81.

91.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов \ 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2003.

92.Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология: учебник / Т. Г. Стефаненко. - 4-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 368 с.

93.Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум: учебное пособие / Т. Г. Стефаненко. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 207 с.

94.Сысоев П.В.Концепция языкового поликультурного образования Монография.- Москва: Издательство «Еврошкола», 2003 -188 с.

95.Сравнительная педагогика. Учебно-методическое пособие.// Мунирова Л.Р. Нуриханова Н.К. -Уфа: Изд-во БГПУ 2010.

96.Сыродеева, А.А. Поликультурное образование: учебно-методическое пособие Текст. / А.А. Сыродеева. -М.: МИРОС, 2001.- 192 с.

97.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан.- Уфа: Китап, 2008.- 448 с.

98.Хакимов Э. Р. Конструирование практики поликультурного образования на основе полипарадигмального подхода (Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Ижевск 2012 с.10)

99.Хухлаева О.В. Поликультурное образование. Учебник для бакалавров./ О. В. Хухлаева, Э.Р. Хакимов, О.Е. Хухлаев. –М. Издательство Юрайт, 2015.-283с.

100.Шарина С.И. Понятие «диалог культур» и образовательный процесс // Инновации и образование: Сборник материалов конференции. – СПб., 2003. – С. 511 – 514.

101.Шафикова А.В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников. - Казань 1999.

102.Экономика 10-11класс. Учебник под редакцией С.И. Иванов, А.Я. Линьков - М., Вита – Пресс 2015

103.Banks, J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston, 2001

104.Banks J Multicultural Education| transformative knovledge and action/ N/Y/ Teachers colledge Press 1996.P188

105.Bennet M.J. Overcoming the Golden Rule: sympathy and empathy // Bennet M.J. Basic concepts of intercultural communication: Selected readings. — Intercultural Press, Inc, 1998b.-P.

106.Longman Dictionary of Contemporary English. Third Edition. Pearson Education Ltd., England, 2000. 1668 p.

107. Ribe R., Vidal N. Project Work. Oxford: Heinemann, 1993. 117 p.

108.Hantington S.The Clash of Civilizations? Foreign Affairs. Vash1993/ Vol 72 №3 22-49 p.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование поликультурной личности старшего школьника в условиях общеобразовательной школы»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 111
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика