8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Особенности применения метода анализа продуктов деятельности в педагогических исследованиях - Курсовая работа

Содержание

Введение

Глава 1. Характеристика метода «Анализ продуктов деятельности»

1.1 Особенности использования метода «Анализа продуктов деятельности»

1.2 Контекст - анализ как вариант метода «Анализа продуктов деятельности»

1.3 Технология метода

Глава 2. Эмпирическое изучение личности детей дошкольного возраста с изучением методов психологии

2.1 Использование методик для изучения детей дошкольного возраста

2.2 Методические рекомендации для изучения особенностей ребенка воспитателем дошкольного учреждения

Заключение

Список литературы

Введение (выдержка)

Тема курсовой работы является актуальной, поскольку при выполнении исследовательской работы студент использует различные методы, в том числе метод «Анализ продуктов деятельности». С помощью метода «Анализ продукта деятельности» выясняется уровень готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.

Цель: обобщить информацию о методе «Анализ продукта деятельности»

В ходе реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• раскрыть сущность понятия метода «Анализ продукта деятельности»;

• выявить особенности технологии метода «Анализ продукта деятельности»;

• проанализировать применение метода «Анализ продукта деятельности»;

Метод исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования.

Проблема исследования напрямую связана, на наш взгляд с разработкой банка педагогической диагностики по изучению психологического дошкольника, так как практика показывает, что воспитателями дошкольных учреждений не всегда учитываются особенности использования методов психологии в изучении психики детей.

Объект исследования: методы научно-педагогического исследования детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности использования воспитателем ДОУ методов исследования в процессе изучения особенностей дошкольника.

Гипотеза исследования: систематическое использование педагогами ДОУ методов психолого-педагогического исследования способствует формированию системы знаний об индивидуальных особенностях воспитанников и тем самым повышению эффективности процесса учебно-воспитательной работы образовательной организации.

В данной работе были использованы следующие методы исследования: сравнение (установление различий и нахождение общих элементов), анализ (метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части), синтез (соединение отдельных сторон предмета исследования в единое целое), теоретический метод исследования (логическое исследование собранных факторов, выработка понятий, суждений), обобщение (определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста).

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в исследовании методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности воспитателя для повышения эффективности процесса воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

В заключении делаются выводы на основании проведенных исследований.

Основная часть (выдержка)

Глава 1. Характеристика метода «Анализ продуктов деятельности»

1.1 Особенности использования метода «Анализа продуктов деятельности»

Анализ продуктов деятельности - метод психологии, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Данный метод предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (таких, как шизофрения, маниакально-депрессивные психозы) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

Распространенным методом данной группы является анализ документов.

По форме фиксации информации документы обычно делятся на:

• письменные (сведения изложены в форме буквенного текста);

• содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая);

• иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т.д.);

• фонетические (магнитофониые записи, лазерные диски, грампластинки).

В последние годы появилось большое число новых документальных источников для хранения письменной документации. Все более распространенным способом хранения и распространения является представление информации в машиночитаемой форме на магнитных носителях (лентах или гибких дисках) для ЭВМ.

По содержанию информации документальные источники делятся на:

• нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, спецификации, стандарты) и т.п

• документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).

1.2 Контекст – анализ как вариант метода «Анализ продуктов деятельности»

Одним из вариантов данного метода является контент-анализ - метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте.

Контент-анализ – метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале.

Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:

1) слово (термин, символ);

2) суждение или законченная мысль;

3) тема;

4) персонаж;

5) автор;

6) целостное сообщение. Контент-анализ может использоваться как основной, параллельный или вспомогательный метод.

Для каких целей социально-психологического анализа может применяться контент-анализ?

Выделим главные из них:

• изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов; как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений;

• изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);

• изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их адресатов;

• изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;

• обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.);

• анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации.

Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники - книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы, ответы на открытые вопросы анкет и т.п.

При этом подразумевается, что изучаемая характеристика определенным образом распределена в некоторой массовой совокупности слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и т. д.

При контекст - анализе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. В данном случае формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но направлен он, прежде всего, на изучение той социально-психологической реальности, которая стоит за текстом.

Следует особо подчеркнуть, что нетекстовой реальностью являются не только события, факты, человеческие отношения, отраженные в тексте, но и принципы отбора материалов при подготовке текстов. Другими словами, для психолога может быть в равной степени важно и то, что вошло в содержание текста, и то, что оказалось вне его рамок. Необходимо обратить внимание на словарный состав речи в тексте. Автор следует, как правило, доминирующему содержанию общественных и индивидуальных настроений, социальных установок.

Заключение (выдержка)

В ходе исследования была проанализирована научно-практическая литература, что позволило изучить закономерности развития личности дошкольника, выявить особенности поведения детей в зависимости от уровня их развития. Нами были определены основные теоретические подходы по проблеме особенностей развития дошкольников в зарубежной и отечественной психологии. Был осуществлен подбор методик для исследования особенностей детей старшего дошкольного возраста и применен в нашем исследовании. Нами было организовано эмпирическое исследование, направленное изучение уровня развития детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

• Изучение ребенка - сложная задача ученых, а также воспитателей детских учреждений. Средствами психологического исследования выступают методы - определенные пути отбора научных фактов, которые потом служат предметом теоретического анализа;

• Психологическое исследование воспитателем дошкольников имеет практическую направленность: он не устанавливает общих закономерностей психического развития детей, не формулирует психологических законов, не отличает механизмов психического развития, а прослеживает их проявления в каждом конкретном случае жизнедеятельности своих воспитанников, изучает индивидуально-психологические особенности каждого ребенка, что помогает найти целесообразные формы индивидуальной работы;

• Знание психологии позволяет воспитателю разобраться в возрастных проявлениях отдельных детей, понять, какие индивидуально- психологические качества их отличают, нужно ли развивать эти качества или, наоборот, стремиться к их перестройке;

• К основным методам детской психологии относятся: наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов детской деятельности, тестирование и т.д.;

• Чаще всего в конкретных исследованиях применяется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. При этом, исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты основных методов -- методики изучения тех или иных сторон развития психики ребенка;

В результате проведенного исследования, при помощи пяти различных методик мы проанализировали несколько критериев развития дошкольников: объем внимательности, уровень самооценки, эмоциональную сферу, нравственные качества и уровень тревожности.

Таким образом, задача в изучении детей воспитателем детского сада, с использованием вышеуказанных методов психологии, состоит в том, чтобы обеспечить нормативные условия для развития психики, гибко перестраивать их в случае неблагоприятного воздействия на поведение ребенка, вовремя заметить отклонения в ходе психического развития, спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка и осуществить необходимую профилактику возможных проблем психического развития. Без этого невозможны эффективное выполнение воспитателем своих обязанностей, творческий подход в его работе.

Следовательно, гипотеза нашего исследования, о том, что систематическое использование педагогами ДОУ методов психолого-педагогического исследования способствует формированию системы знаний об индивидуальных особенностях воспитанников и тем самым повышению эффективности процесса учебно-воспитательной работы образовательной организации, подтвердилась.

Литература

1. Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]

2. Басов, М.Я. Общие основы педологии [Электронный ресурс] / М.Я. Басов. - Электронные данные. - Государственное издательство, 2018. - 744 с.

3. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). - М.: Педагогика, 2012, - 75с.

4. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2009, - 448с.

5. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: учебное пособие. - Калининград: КемГУКИ, 2017, - 63с

6. Дружинин, В.Н. Когнитивная психология: учебник для высших учебных заведений / Дружинин В.Н. - Москва: Захаров, 2012. - 480 с.

7. Ефремова, Н.Э. Диагностика развития и воспитания дошкольников / Ефремова Н.Э. - СПб.: Лань, 2014. - 255 с.

8. Журавлева В.И. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2008, - 94с.

9. Загвязинский В.П. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 2008, - 147с.

10. Изучение психических особенностей ребенка воспитателем [Электронный ресурс]

11. Корчагина М.В. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособие. - Пенза: ПензГТУ, 2013, - 16с.

12. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособие. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2017, - 66с.

13. Лазурский, А.Ф. Программа исследования личности [Электронный ресурс]

14. Люблинская, А.А. Детская психология / Люблинская А.А. - М.: Педагогика, 2014. - 347 с.

15. Манников, С.Б. Психология личности / Манников С.Б. - М.: Авангард, 2017. - 468 с.

16. Методика: Запомни и расставь точки [Электронный ресурс]

17. Методы исследования воспитателем дошкольного учебного заведения [Электронный ресурс]

18. Методы психологии [Электронный ресурс]

19. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. Для студентов пед. Ин-тов /Под ред. Л.А.Венгера. М.: Просвещение, 2014. с. 15-25

20. Нежнова, Т.А., Поливанова, К. Н. Особенности психологического развития детей / Нежнова Т.А., Поливанова К. Н. - М.: Авангард, 2011. - 458 с.

21. Панина, В.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Панина В.М. - М.: Парма, 2018. - 365 с.

22. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития / Стребелева Е.А. - М.: Компания "Петит" 2017. - 32 с.

23. Тест тревожности [Электронный ресурс]

24. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Хоментаускас Г.Т. - Москва: Педагогика, 2015. - 120 с

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 38
Год: 2018
900 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X