Курсовая работа

«Технологии формирования жизненных компетенций у безречевых детей в Лекотеке»

  • 42 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты формирования жизненных компетенций у безречевых детей в Лекотеке 6

1.1 Психолого-педагогическая характеристика безречевых детей 6

1.2 Представление о жизненных компетенциях 9

1.3 Лекотека как средство формирования жизненных компетенций безречевых детей 13

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию жизненных компетенций у безречевых детей в Лекотеке 20

2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы 20

2.2 Реализация технологии формирования жизненных компетенций у безречевых детей в Лекотеке 26

2.3 Оценка эффективности педагогического эксперимента 32

Заключение 39

Список литературы 41

Введение

Актуальность исследования подтверждается тем фактом, что в ФГОС для детей с ОВЗ четко выделяются взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненная компетенция». Из двух составляющих образования детей с ОВЗ ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся.

Исходя из проблемы, необходимо: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности и закрепить стойкие навыки, способствующие оптимизации его развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

Переход специального образования на новое содержание с внедрением единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья потребовало необходимости преобразования форм, технологий, профессиональной подготовки педагогических работников, осуществляющих деятельность в сфере общего и специального образования. Возникают новые вариативные формы дошкольного образования позволяющие выстроить инклюзивную образовательную вертикаль. К этим формам можно отнести Центры ранней помощи, консультативные пункты, Лекотеки, инклюзивные группы, группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Особое внимание у специалистов и родителей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями развития вызывает структурно - функциональная единица образовательной организации Лекотека [2]. Сегодня Лекотека в России рассматривается как форма образования, которая может работать автономно или в составе служб ранней помощи, общественных организаций, психолого – медико – педагогических центров, детских садов, домов ребёнка и других организаций и учреждений, оказывающих психолого – педагогическую помощь детям с особыми нуждами, а также сопровождения и специальной помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Об эффективности данной организационной формы специального образования можно судить по востребованности услуг, оказываемых специалистами Лекотеки.

Цель данной работы – изучение особенностей становления и создание условий для успешного развития жизненной компетенции безречевых детей в коррекционно-развивающем пространстве Лекотеки.

Объект исследования: процесс формирования жизненной компетенции безречевых детей.

Предмет изучения: система работы по формированию жизненной компетенции в сфере социально-трудовых навыков безречевых детей в Лекотеке.

Для реализации цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. проанализировать психолого- педагогическую, методическую литературу по данной теме;

2. разработать и апробировать комплекс мероприятий по использованию в работе лекотеки разнообразных методов и приёмов (практическое применение элементов социализации, здоровьесбережения, технологий коррекционно-развивающего обучения и воспитания);

3. показать эффективность используемых методов;

4. обработать полученные данные.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение научно-методической литературы по данной проблеме;

- педагогическое наблюдение;

- анкетирование;

- опрос;

- изучение и обобщение педагогического опыта;

- проведение экспериментальной работы (констатирующий и обучающий эксперименты);

- сравнительный анализ результатов.

Практической значимостью работы является то, что технологии здоровьесбережения, коррекционно-развивающего обучения и воспитания, социализации в образовательно-воспитательном процессе могут быть использованы в деятельности педагогов не только коррекционных школ, но и всех специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии, для достижения максимально возможных жизненных компетенций.

Фрагмент работы

Глава 1 Теоретические аспекты формирования жизненных компетенций у безречевых детей в Лекотеке

1.1 Психолого-педагогическая характеристика безречевых детей

Дети, у которых отсутствует речь, имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними. Тот уровень речи, который есть у этих детей, - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова, - не может служить полноценному общению, выступать «регулятором поведения».

К безречевым следует отнести детей с различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, имеющих ранний детский аутизм, интеллектуальную недостаточность, детский церебральный паралич, нарушение слуха, моторную и сенсорную алалию, анартрию (тяжелая степень дизартрии). Их объединяют отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость.

Трудно выделить первичное нарушение и вторичные проявления. Требуется дополнительное динамическое изучение. Как показывает практика, в последнее время участились ситуации, когда ребенок имеет сочетанное расстройство: незначительное снижение слуха и задержку психоречевого развития, нарушение центральных слуховых процессов и детский церебральный паралич; дизартрию и моторную алалию; вторичную аутизацию при ДЦП и др.

У безречевых детей нередко отмечается неврологическая симптоматика: перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, синдромы гипо- и гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефальный и церебрастенический синдромы. Для них характерны: снижение психической активности, внимания, памяти; недостаточность целенаправленной деятельности; симптомы поражения ЦНС, имеющие регредиентный характер; периодические кризы, проявляющиеся в приступах плача, рвотном рефлексе, беспокойном поведении, аффективно-респираторных приступах.

Даже при легком и доброкачественном течении неврологических симптомов общий потенциал их снижен. Родителям порой бывает трудно решить, насколько такой ребенок нуждается в особом внимании, что у него преобладает — неумение или нежелание использовать свои речевые возможности. Участие логопеда в данном случае необходимо для оценки неговорящего ребенка и помощи ему.

Чтобы не упустить раннего, сензитивного для развития компенсаторных возможностей возраста, необходимо как можно скорее проконсультироваться у логопеда. Это поможет сформировать у ребенка не только азы общения, но и развить психические функции, личность в целом, провести профилактику вторичных отклонений. Часто логопед может услышать от родителей такие вопросы: «С чего начать работу по формированию речи, если с большим трудом удается организовать деятельность ребенка, если его внимание крайне неустойчивое?», «Как эффективно и доступно можно установить эмоциональный контакт с неговорящим ребенком, снять напряжение, развить предпосылки к позитивному общению, развить восприятие, внимание, память?».

Здесь важно показать, что при формировании собственно речи необходимо учитывать правильное эмоциональное развитие ребенка, воспитание у него желания и потребности общаться с педагогами, родителями, сверстниками. Многое зависит от ответа на следующие вопросы: как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера; может ли он развернуть игру, включиться в подражание игровым действиям и продолжить их? У инструкторов ЛФК и массажистов родители могут узнать о моторном развитии ребенка, характере его реакций на определенные раздражители, специфике манипулятивной деятельности рук и специфической походке.

Заключение

Формирование жизненной компетенции у учащихся коррекционного образовательного учреждения это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того: какие методы в своей работе применяет педагог, создана ли система работы по формированию социально-бытовой компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения, насколько всё это интересует детей.

Современные образовательные условия позволяют проводить коррекционную работу в условиях вариативных форм дошкольного образования, в том числе и в лекотеке.

С целью определения эффективных методов и приёмов работы по формированию жизненной компетенции учащихся автором была разработана система работы по этой проблеме.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований свидетельствуют о важности трудовой деятельности в коррекционном развитии безречевых детей.

В настоящее время особо актуальная проблема целостного развития воспитанника коррекционного учреждения как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, позволяющая рассматривать развитие целостно, как результат не одной (по критерию природное - социальное), а трех последовательных дихотомий (социогенное - психогенное, внешнее -внутреннее, извне предопределенное - изнутри обусловленное. Концепция целостного развития позволяет по - иному взглянуть на проблему развития личности ребенка с недостатками интеллекта.

Специфические особенности психики безречевых детей старшего дошкольного возраста ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении и воспитании. В первую очередь это касается использования в коррекционных целях различных видов трудовой деятельности.

Практическое исследование показало верность выдвинутых предположений. Самостоятельность детей возросла, после проведения занятий по трудовому обучению с использованием ручного труда, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда.

Работа показала, что самостоятельность ребенка с недостатками развития в трудовой деятельности обеспечивается соответствующим построением развивающей среды, целенаправленной помощи педагога в освоении детьми способов трудовых действий.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости изменения существующей программы по трудовому обучению с учетом следующих требований.

В ходе анализа результатов эксперимента было выявлено, использование эффективных методов, и создание системы работы способствуют формированию жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотезу исследования можно считать подтверждённой, а цель исследования достигнутой.

Список литературы

1. Алмазова С.Л. Особенности «жизненной компетенции» детей и подростков с расстройствами аутистического спектра через анализ осознания ими себя как представителей пола // Специальное образование. 2014. № 1 (33). С. 24–33.

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 225 с.

3. Ахметзянова А.И. Формирование жизненной компетенции у детей с сочетанными нарушениями в условиях Лекотеки.// Теория и практика общественного развития – М.: ООО «Издательский дом «Хорс», 2013, № 4 - с.76-78.

4. Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи: Учебно-методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2011. – с. 29.

5. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Женева, 2001. 346 с.

6. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. Всемирная организация здравоохранения; ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, 2016. 124 с.

7. Всемирная организация здравоохранения. Навыки, необходимые для Здоровья. Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков (ООЗОПЖН), – важный компонент доброжелательной к ребенку, укрепляющей здоровье школы. Женева, 2013. 126 с.

8. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. - СПб., - 2008.

9. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошк. образоват. учрежд. компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. - М., 2003.

10. Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых // Психологическая наука и образование. 2004. № 3. С. 5–11.

11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. URL: http: ei*os.ru›journal/2006/ 0505.htm (дата обращения: 15.07.2016).

12. Инновационные технологии в лекотеках. Сборник тезисов участников Городской научно-практической конференции. – М.: МГППУ, 2012. – 216 с.

13. Кириллова Е.В. Безречевые дети: особенности психолого-педагогической характеристики. Научно-методический журнал «Логопед», №3/2012.

14. Методические рекомендации по организации деятельности Служб ранней помощи и Лекотек // Под ред. М.А.Цапенко. - М., 2011.

15. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: МКФ: краткая версия. Международная Организация Здравоохранения, 2001.

16. Положение об организации деятельности лекотеки. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://au*ism-center.ucoz.ru/index/polozhenie_o_lekoteke/0-42

17. Прохорова Е.В. Начальные этапы коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logo*ortal.ru/nachalnyie-etapyi-korrektsionno-razvivayushhey-rabotyi-s-bezrechevyimi-detmi/.html;

18. Розенблюм С. А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в школе с углубленным изучением ряда предметов и гимназии : (общие подходы и практический опыт) / С. А. Розенблюм, М. В. Моисеева. - (Образовательные программы, учебные планы, школьные учебники) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - N 5. -С. 20-25;

19. Сериков А. Е. Подражание и стереотипное поведение аутистов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2011. №1. С.18-28.;

20. Содномова Н. Б. -Ц. Теоретические подходы педагогического сопровождения инклюзивного образования дошкольников / Н. Б. -Ц. Содномова, Д. В. Посходиева. - (Организация учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы) // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - Вып. 1. -С. 264-269.

21. Твардовская А.А. Организация лекотеки как вариативной формы специального образования в Республике Татарстан // Сборник Тезисов 2‐й Всероссийской Интернет‐конференции «Грани науки 2013» / Отв. ред. А.В. Герасимов. [Электронный ресурс] – Казань.: СМУиС, 2013. – с.219- 220.

22. Фролова Н.В. Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fes*ival.1september.ru/articles/613911/;

23. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. — Москва: Издательский центр "Академия", 2007. — 194 с. — ("Классическая учебная книга");

Покупка готовой работы
Тема: «Технологии формирования жизненных компетенций у безречевых детей в Лекотеке»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 42
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика