Реферат

«Проблемы определения мотивов»

  • 22 страниц
Содержание

Введение….3

1. Проблема определения мотивов….4

2. Структура и функции мотивов….9

3. Классификация мотивов….14

Заключение…18

Список использованной литературы….20

Введение

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности является одной из ключевых в психологии. По мнению Б.Ф. Ломова, в психологических исследованиях мотивация и целеполагание играют ведущую роль.

Мотивации мотивов посвящено большое количество монографий зарубежных и отечественных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон и др.)

Концепция личности и деятельности, разработанная в работах известных отечественных психологов (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.), Основана на том факте, что определенные мотивы стоят за действиями. При всех различиях в нюансах современной психологии, понимание мотива как стимула для действий и действий, связанных с удовлетворением потребностей, не вызывает сомнений. Включить потребности и мотивы в структуру мотивации означает лишить термин «мотив» любого независимого содержания.

Анализируя исходные источники, можно сказать, что само определение понятия «мотив» представляет собой определенную научную проблему.

В современной психологии мотив понимается как причина, лежащая в основе выбора действий и действий, совокупность внешних и внутренних условий, обусловливающих активность субъекта. По словам Е.П. Ильина «Мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта» [5].

Споры об определении мотивов, их связи с категорией «потребности» обсуждаются до настоящего времени. И несмотря на важность данная проблема имеет недостаточное освещение в современной психологической литературе и требует изучения.

Фрагмент работы

1. Проблема определения мотивов

Проблема мотивов личности является сложной психологической темой, в ней можно выделить следующие основные проблемы: проблема определения мотивов, мотивации и мотивационной сферы личности.

Слово мотив (от латинского. мovere - приводить в движение, толкать) является внутренним, то есть импульсом, исходящим от субъекта (желания, желания, желания, желания) к определенным действиям, которые в конечном итоге ориентированы на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояние окружающей среды или собственной личности.

При рассмотрении мотивов человеческой деятельности возникает терминологическая неопределенность в определении «мотив».

В исследованиях психологов в качестве мотива были названы различные психологические явления, такие как:

- намерения, идеи, идеи, чувства, переживания (Божович Л.И., 1997);

- желания, привычки, мысли, чувство долга (Рудик П.А., 1967);

- морально-политические взгляды и мысли (Ковалев А.Г., 1969);

- психические процессы, состояния и свойства личности (Платонов К.К., 1986);

- объекты внешнего мира (Леонтьев А.Н., 1975);

- инсталляция (Маслов А., 1954);

- побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин);

- «соображение, по которому субъект должен действовать (Годфруа Ж., 1992);

- потребности, влечения, побуждения, склонности (Хекхаузен Х., 1986) [5, с17].

Таким образом, большинство психологов сходятся во мнении, что чаще всего мотивом является либо мотив, либо цель (объект), либо намерение, либо необходимость, либо свойство человека, либо его состояние.

Проблема мотивов и мотивации поведения является одной из основных и наиболее сложных в психологии. «Трудность здесь заключается в том, - писал Б. Ф. Ломов, - что системная природа психического наиболее ярко проявляется в мотивах и целях; они действуют как неотъемлемые формы психического отражения» [9].

Распространенной точкой зрения является та, что принятие цели (объекта) в качестве мотива отвечает на вопросы «почему» и «для чего», то есть объясняется целенаправленная, произвольная природа человеческого поведения.

Одни из психологов (К. К. Платонов) под мотивом понимают психическое явление, становящееся побуждением к действию, другие — осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности. Другие считают, что мотив — это то, что, отражаясь в голове человека, побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности. При этом подчеркивают, что в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности (А. Н. Леонтьев). Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А. Н. Леонтьев) [7].

А. Н. Леонтьев считает, что в основе побуждения направлений деятельности лежит не сама потребность, а предмет потребности, который не находится за пределами психического. Говоря о предмете как мотиве деятельности, он имеет в виду чувственно воспринимаемый предмет. «В этой отраженной своей форме предмет и выступает в качестве идеального, внутренне побуждающего мотива» [7, с. 192]. В качестве мотива выступает не просто предмет потребности как таковой, а предмет конкретной потребности или конкретный предмет соответствующей потребности. Можно говорить о том, что мотив выступает как конкретная потребность или опредмеченная потребность «как конкретный объект, который удов-летворяет данную потребность».

Заключение

В результате изучения темы можно сделать следующие выводы:

1. В настоящее время в психолого-педагогической литературе можно встретить различные определения мотива. Большинство из них характеризует мотивы как побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей субъекта, как совокупность психологических условий, вызывающих целенаправленную активность субъекта. Имеется понимание мотива как предмета или объекта потребности и деятельности. В качестве мотива отмечаются осознаваемые причины, которые лежат в основе выбора действия и поступков личности. Мотив понимается и как любое внутреннее побуждение.

2. В структуре мотива находят отражение несколько причин и целей. В основании поведения человека лежит не одна, а несколько причин, несколько компонентов, входящих в структуру мотива.

3. Содержание мотива раскрывает личностный смысл, который вкладывается субъектом в его деятельность. Важнейшими характеристиками мотива являются сила и устойчивость мотива.

4. Современные психологи считают, что мотивы выполняют три основные функции: побуждающую, направляющую и регулирующую.

5. Единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов нет. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными и т.д. С учетом их временной характеристики, мотивы подразделяются на ситуативные и постоянно (периодически) проявляющиеся мотивы, и мотивы кратковременные и устойчивые.

Итак, проблемы определения мотивов представляется актуальной научной и практической темой исследований, в отношении которой возможно взаимодействие ведущих отечественных и зарубежных психологов.

Список литературы

1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – Москва : Мысль, 1976. – 158 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под редакцией Д.И. Фельдштейна.— 2-е изд. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997. — 352 с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. В двух томах. — М.: Мир, 1996. — 491 с.

4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога Минск: Харвест, 2014

5. Ильин Е.П., Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2012. - 508 с.

6. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. – Москва : Наука, 1988. – 192 с.

7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с.

8. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. – Москва: Смысл,

2002. – 343 с.

9. Ломов Б.Ф., Методологические и теоретические проблемы психологии.– М.: Наука, 1984. – 444с.

10. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2015. - 583 с.

11. Мешков Н.И., Мешков Д.Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии. // Интеграция образования. 2015. № 19, с.37- 42.

12. Немов Р. С., Овчинникова О. В., Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.—М.: Изд-во МГУ, 1990.—288 с.

13. Немов Р.С. Общая психология. СПб.: Питер, 2012. — 304 с

14. Петровский, А. В. Мотивация как проявление потребностей личности / А. В. Петровский // Общая психология. – 1976. – С. 110–135.

15. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 720с.

16. Семиченко В.А., Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. - К.: Миллениум, 2004. – 521 с.

17. Тюмасева З. И., Богданов Е. Н., Щербак Н. П. . Тюмасева З. И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов,

Н. П. Щербак. - М.: Дашков и К, 2004. - 744 с.

18. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // http://www.vo*psy.ru/journals_all/issues/1996/963/963116.htm;

19. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методические проблемы социальной психологии. – 1975. – С. 89–106.

20. Якобсон, П. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. Якобсон. – Москва: Просвещение, 1969. – 317 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Проблемы определения мотивов»
Раздел: Психология
Тип: Реферат
Страниц: 22
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика