8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Менеджмент

Роль мотивации в поведении организации - Курсовая работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы исследования роли мотивации в поведении организации 6

1.1 Основные теоретические понятия мотивации 6

1.2 Мотивация персонала как условие роста производительности труда 9

2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации у менеджеров 15

2.1 Исследование волевой сферы и профессиональной мотивации у менеджеров: результаты и их анализ 15

2.2 Анализ особенностей волевой сферы и профессиональной мотивации 20

3. Разработка предложений по совершенствованию мотивации труда персонала в ООО «Лидер» 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Приложение 1 42

Приложение 2 46

Приложение 3 48

Введение (выдержка)

Актуальность. Волевые и профессиональные мотивационные проявления имеют немаловажное значение на каждом жизненном этапе человека: будь то он учеником, менеджером или же высококвалифицированным специалистом. Трудовая деятельность менеджера предполагает ежедневные контакты с людьми: каждый менеджер общается с коллегами, покупателями, продавцами и др. Для выполнения разнообразных служебных задач, особенно в экстремальных условиях, менеджеру часто требуется высокий уровень мотивированности, целеустремленность, инициативность, настойчивость, упорство и самообладание. Мотивированность и волевые качества необходимо развивать со студенческого возраста, именно воля и мотивация помогает менеджеру, а в дальнейшем специалисту достичь постав-ленной цели.

Существует не мало работ, посвященных проблеме волевой сферы и профессиональной мотивации (И.А. Зимняя, А.Н. Печников и Г. В. Мухи-на, Ф. М. Рахматуллина, П. М. Якобсон). Недостаточно на сегодняшний день изучена проблема волевой сферы менеджеров. Проблемой исследования является не разработанность вопросов взаимосвязи волевой и про-фессиональной мотивационной составляющих в структуре личности менеджеров и дальнейшее создание методов для развития этих характеристик. Это доказывается недостаточностью публикаций по данной проблеме, при этом практически отсутствуют работы, раскрывающие взаимосвязь волевого аспекта с мотивационной в структуре личности менеджера.

Проблема изучения мотивации была активно рассмотрена как зарубежными философами, так и психологами. Еще с древности великие мыслители говорили о человеческой активности и их детерминированности (Демокрит, Гераклит, Платон, Сократ, Аристотель, Лукреций). А впервые научное определение данному понятию было дано немецким философом А. Шопенгауэром. Х. Хекхаузен считает, что мотивация имеет регулятивный характер, то есть направляет действие для достижения конкретных целей путем выбора между потенциально возможными действиями. В трудах А. Маслоу отмечается, что функцией мотивации является удовлетворение потребностей от нижнего уровня к более высшему, при этом всегда стремясь к комфорту и балансу. Некоторые ученые говорили о мотивации как достижении, результатом которой является совершенное действие. (Г. Мюррей, Д. МакКлелланд).

В отечественной психологии рассмотрение мотивационной сферы человека предполагает разнообразие подходов. Некоторыми авторами мотивация понимается как совокупность осознаваемых и неосознаваемых факторов, мотивов и побуждений, которые подталкивают к определенным действиям, направляют активность человека. Другие склоняются к тому, что мотивация является многомерным изменяемым процессом, основой которого является формирование, направленность способов и средств реализации определенных форм деятельности.

Цель исследования – изучить роли мотивации в поведении организации.

Объект – свойства волевой сферы и профессиональной мотивации менеджеров.

Предмет исследования – взаимосвязь волевой сферы и профессиональной мотивации у менеджеров.

Ряд исследователей утверждают, что успешность деятельности мене-джеров напрямую зависит от уровня развития мотивационно-волевых качеств личности, то есть, чем лучше развиты мотивационно-волевые качества личности, тем выше успешность его деятельности, и наоборот, отсутствие успешности в профессиональной деятельности свидетельствует о низком уровне развития мотивационно-волевых качеств личности.

Гипотеза – у менеджеров с высоким уровнем развития силы воли будет преобладать внутренняя мотивация, а у менеджеров с низким уровнем развития силы воли, будет слабая мотивация.

Методы исследования: теоретический анализ литературы и метод тестирования.

Методики исследования:

– методика исследования обобщенной характеристики проявления силы воли;

– методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир

– Психологический опросник, который разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.

В исследовании принимали участие 12 менеджеров одного из оптово-розничного предприятия.

Задачи исследования:

1. Опираясь на научную литературу, дать обзор изученности проблем особенностей волевой сферы и профессиональной мотивации менеджеров;

2. Провести эмпирическое исследование особенностей мотивационной сферы у менеджеров;

3. Провести эмпирическое исследование особенностей волевой сферы;

Методологические основания работы: теория деятельности А.Н. Леонтьева; разработки в области психологии профессиональной деятельности В.С. Мерлина, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова; теория самоактуализации личности А. Маслоу; теория карьерных ориентаций Э. Шейна; исследования особенностей профессиональной деятельности Д.И. Авраменко, Ю.В. Всемирновой, Н.В. Самоукиной, Ю.А. Киселевой, А.А. Чернявского, И.Н. Беляевой и др.

Основная часть (выдержка)

1. Теоретические основы исследования роли мотивации в поведении организации

1.1 Основные теоретические понятия мотивации

Мотивацией называют процесс, инициирующий движение и поддерживающий целеустремленное поведение (о роли мотивации). Именно она:

– заставляет нас взять стакан воды, чтобы утолить жажду;

– подталкивает к прочтению книги, которая даст новые знания;

– побуждает отказаться от вредных привычек, избавиться от лишне-го веса, чтобы выглядеть лучше и т.д.

Мотивация затрагивает биологические, эмоциональные, социальные и познавательные силы, которые активизируют поведенческие процессы. В повседневной жизни понятие мотивации применяется для объяснения при-чин тех или иных человеческих поступков [2, с.49].

Примеры мотивации

Вы могли бы сказать, что рабочий мотивирован на исполнение своих обязанностей потому, что желает получить заработную плату. И по этой же причине человек работает с полной самоотдачей.

Аналогичным образом может быть мотивирован студент, которых хочет сдать экзамены для прохождения курса обучения. С этой целью студент способен не спать ночами, работая с книгами и задачами.

Точно так же спортсмен может просыпать рано утром, чтобы совершить пробежку и поддержать физическую форму, например, для победы на предстоящих соревнованиях или просто, чтобы лучше выглядеть.

Таким образом, понятие мотивации прямо связано с причинами, обуславливающими конкретное целенаправленное поведение человека. Не-сложно заметить, что в слове «мотивация» присутствует корень «мотив», то есть причина, объясняющая те или иные поступки. Мотивация – единственное объяснение всех человеческих действий [9, с.318].

Теории мотивации

По теме мотивации в научном мире имеется несколько теорий. Наиболее распространенные из них [6, с.271]:

– теория влечений

– теория инстинктов

– гуманистическая теория возбуждения

А) Инстинкты. Теория инстинктов считает, что влечения человека являются врожденными и неизменными. По данной теории человек стремится раскрыть собственную личность, для чего и преследует определенные цели, которые внешне выглядят надуманными, пришедшими извне.

Б) Влечения. Теория влечений говорит, что поведением человека управляют потребности, а мотивация лишь отражает их суть. И многие человеческие действия на самом деле вызваны только биологическими факторами. Суть же теории заключается в представлении мотивации в виде набора необходимых установок, которые стремится реализовать человек на протяжении собственной жизни.

В) Возбудители. Еще одна группа специалистов по психологии уверенна, что мотивация – это стремление человека к возбуждению. Подразумевается, что личность стремится к новым эмоциям и переживаниям, тоскует по острым ощущениям и деятельности, а потому совершает раз-личные поступки, придумывает цели, ставит задачи, достигает результатов, как бы повышая уровень собственного эмоционального возбуждения.

Каждый человек, который хоть единожды задавался целями, прекрасно понимает, что для достижения успеха одного желания мало. В разных ситуация для получения результата может понадобиться:

– самоконтроль и работа над собою

– выносливость и сила воли

– специальные знания и опыт

– помощь других людей и терпение

– концентрация и внимательность

– пересмотр жизненных установок и целей

– смена распорядка дня и режима

– целеустремленность и пунктуальность

– работа над ошибками и прочее.

Достижение цели (особенно труднодоступной) — это тяжелая работа, подразумевающая активацию всех человеческих ресурсов, а в основе этого всякий раз лежит мотивация [10, с.194].

Тот же механизм, по сути, может как начать движение, так и прекратить его. В процессе жизни мотивация человека может полностью сменить ориентацию, к примеру, после каких-нибудь важных и неординарных событий, после переосмысления целей. Как бы то ни было, но движение всегда подразумевает затрат сил и энергии, какую-то протяженность во времени.

Считается, что чем выше мотивация человека, тем больше сил и времени он готов отдать движению к результату, т.е. конкретным действиям и поступкам.

Так, к примеру, мотивированный рабочий может работать без выходных и с переработками, тогда как лишенный мотива, наоборот, больше времени проходит в отпусках. И это вовсе не значит, что второй человек лишен мотивации вообще. Просто его установки направлены в другое русло. Человек интересуется другими целями, стремится к другим результатам, а работу выполняет только механически, на автомате, без особого рвения.

Считается, что мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю часть. Внутренняя мотивация рождается в мыслях человека, а внешняя – навязывается извне [14, с.152].

Например, начальник мотивирует рабочего на совершение конкретной операции, которую тот выполняет. Однако человек выполняет поручение начальника лишь потому, что желает испытать собственные силы и возможности, что и является примером одновременного воздействия двух мотивирующих факторов (внешнего и внутреннего).

Заключение (выдержка)

В настоящее время в России около 70% работоспособного населения задействовано в сфере продаж. Успешность практически любого бизнеса зависит не столько от инвестиций и создания новых типов продуктов, сколько от профессионализма сотрудников, предлагающих продукцию фирмы покупателям. Квалифицированные менеджеры по продажам явля-ются наиболее ценными сотрудниками любой организации, реализующей свой товар.

Исходя из этого, нами была определена следующая цель исследова-ния: изучить особенности волевой сферы и профессиональной мотивации менеджеров.

В первой главе нашей работы был проведен теоретический обзор ли-тературы по проблеме исследования. Была описана мотивационная со-ставляющая профессиональной деятельности, рассмотрены мотивационно-ценностные факторы профессионального и личностного развития, выделе-ны психологические особенности профессиональной деятельности мене-джеров.

Термин «мотивация» по-разному используется разными авторами. Отмечая многообразие теоретических подходов к изучению этого явления, С. Гроссман приходит к выводу о том, что мотивация – это не более чем «ускользающая теоретическая конструкция».К. Замифир выделяет три со-ставляющие мотивации:

1. Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

2. Внешняя мотивация содержит те мотивы, которые находятся за пределами самого работника и труда как такового: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу и т.д. Внешняя положительная мотива-ция (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определен-ной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внешняя отрицательная мотивация — наказания, кри-тика, осуждение, штрафы и т. п.

Для тестирования выдвинутых гипотез нами было проведено эмпи-рическое исследование, в котором приняло участие 12 менеджеров по продажам. Эмпирическое исследование подтвердило выдвинутые гипоте-зы.

В ходе исследования было обнаружено большое количество каче-ственно своеобразных взаимосвязей показателей мотивационной и волевой сферы у менеджеров.

Полученные в ходе исследования взаимосвязи мотивационно-волевых качеств менеджера и успешности его деятельности, позволили определить наиболее значимые мотивационно-волевые качества, оказыва-ющие существенное влияние на успех деятельности компании:

1. решительность, или способность и умение самостоятельно и свое-временно принимать ответственные решения и упорно реализовывать их;

2. самостоятельность, или возможность самому направлять свою жизнь для тех, кто хочет сам распоряжаться своей жизнью;

3. настойчивость, или умение добиваться поставленной цели, пре-одолевая при этом внешние и внутренние трудности;

4. ответственность, или понимание последствий, которые могут по-влечь решения или действия менеджера;

5. умение организовать свою деятельность (определение цели дея-тельности, планирование и реализация намеченных целей, осуществление самооценки и самоконтроля).

Именно эти качества и необходимо развивать у менеджеров.

Реализация предлагаемых мероприятий будет способствовать разви-тию волевых качеств и мотивации достижения, которые являются залогом успешной профессиональной деятельности менеджеров.

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2016. – 218 с.

2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2018. – 512 с.

3. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2018. - 368 с.

4. Левин, К. Теория поля в социальных науках [Текст] / К. Левин. – СПб.: «Сенсор», 2019. – 368 с.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Директ-Медиа, 2017. – 363 с.

6. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-бук, 2016. - 523 с.

7. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2017. – 352 с.

8. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды [Текст] / В.С. Мерлин. – М.: Московский психолого- социальный институт, МОДЭК, 2016. – 544 с.

9. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник [Текст] / Б.З. Мильнер. – М.: Инфра-М, 2016. – 840 с.

10. Митина, Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Академия, 2016. – 336 с.

11. Милорадова, Н.Г. Психология управления в условиях стабильной неопределенности: Монография / Н.Г. Милорадова. - М.: АСВ, 2017. - 232 c.

12. Поваренков, Ю.П. Введение в психологию труда: Учебное пособие. [Текст] / Ю.П. Поваренков – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2018. – 134 с.

13 Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология: Учебное пособие [Текст] / Л.Г. Почебут, В. А. Чикер. – СПб.: Речь, 2017. – 198 с.

14. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: Academia, 2016. – 338 с.

15. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. – М.: Когито-Центр, 2017. – 396 с.

16. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] / Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2019. – 672 с.

17. Райгородский, Д.Я. Психодиагностика персонала. Методики и те-сты [Текст] / Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2016. – 1040 с.

18. Реан, А.А. Психология личности [Текст] / А.А. Реан. – СПб.: Пи-тер, 2017. – 288 с.

19. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн // СПб.: Питер, 2017. – 224 с.

20. Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах [Текст] / Н.В. Самоукина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 240 с.

21. Самыгин, С.И. Социология и психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова, С.Н. Епифанцев. - М.: КноРус, 2016. - 256 c.

22. Телл, Дж. Искусство комплексных продаж. Как победить конкурентов, когда ставки высоки! [Текст] / Дж. Телл. – М.: Евро, 2016. – 270 с.

23. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института психотерапии, 2018. – 544 с.

24. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. – СПб.: Питер, 2016. – 860 с.

25. Чернов, И.В. Управление продажами. Супертренинги для эффективных менеджеров [Текст] / И.В. Чернов. – М.: АСТ, АСТ Москва, Funky Inc, 2017. – 320 с.

26. Шуванов, В.И. Социальная психология управления [Текст]: Учебник. / В.И. Шуванов. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 463 c.

27. Херцберг Ф. Побуждение к труду и производственная мотивация : Социологические исследования [Текст] / Ф. Херцберг, М. Майнер. - 2017. – № 6. - 219 с.


Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 60
Год: 2019
1500 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X