Реферат

«Реакции отказа, оппозиции, протеста, имитации, компенсации и гиперкомпенсации»

  • 14 страниц
Содержание

Введение 3

1 Нарушения поведения в подростковом возрасте 5

2 Реакция отказа 5

3. Реакция протеста (оппозиции) 6

4. Реакция имитации 8

5. Реакции компенсации и гиперкомпенсации 11

Заключение 13

Список литературы 15

Введение

Длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребенка может вести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов «составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность формируется именно под влиянием социальных условий.

В детском возрасте основным социальным фактором, формирующем личность ребенка, является его воспитание и обучение. Ввиду незрелости эмоциональной сферы и личности ребенка в целом, его повышенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время могут привести к стойкому изменению личности. В. В. Ковалев предлагает по отношению к данным аномалиям развития термин «психогенные патохарактерологические формирования личности». При этом отмечается в качестве фактора, предрасполагающего к патологическому формированию, личности под влиянием неблагоприятной сферы, органическую церебральную недостаточность остаточного характера, акцентуацию характера, а также дисгармоничное протекание периода полового развития.

Выделяется два механизма формирования патохарактерологического развития:

♦ закрепление патологических реакции отказа, оппозиции, гиперкомпенсации, имитации и др., возникших в ответ на психотравмирующее воздействие, становясь впоследствии свойствами личности;

♦ непосредственное подкрепление отрицательными воздействиями тех или иных патологических черт характера (возбудимости, истеричности и т. д.).

Рассмотрим несколько подробнее те патохарактерологические реакции, которые при неблагоприятных социальных условиях могут перейти в психопатическое развитие.

Фрагмент работы

1 Нарушения поведения в подростковом возрасте

В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые появляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания могут обостриться. Некоторые врожденные заболевания существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными.

Акцентуация характера – это индивидуальные особенности, не являющиеся патологией, когда в характере доминируют те или иные черты. Варианты акцентуаций характера в целом те же, что и психопатий, Но все особенности выражены, не столь резко, а главное, при акцентуации нет такой социальной дезадаптации, как при психопатиях [3, c.56].

Проблема нарушений поведения в подростковом возрасте стала наиболее актуальной в последнее десятилетия и во многом связана с таким феноменом, как акселерация – то есть ускорение физического развития и полового созревания. Хотя большинство современных подростков уже в 13-15 лет по своему внешнему виду и сексуальному развитию соответствуют 18 – 19-летним юношам и девушкам, в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными. Несмотря на кажущуюся взрослость и высокий рост, особенности психики, присущие их истинному возрасту, сохраняются [6, c.121].

Заключение

Благоприятной динамике патохарактерологического формирования личности способствуют разрешение психотравмирующей ситуации, появление новых интересов (учебных, профессиональных, сексуальных и др.), связанных с приближением физической, психической и социальной зрелости, выход из-под отрицательного воспитательного влияния семьи, корригирующее влияние на поведение более зрелого самосознания и способности к критической оценке своих действий, а также направленные систематические коррекционно-педагогические воздействия.

Неблагоприятная динамика патохарактерологического развития с переходом его в «краевую» психопатию происходит, как правило, при сохранении психотравмирующей ситуации, неблагоприятной микросреде (асоциальное окружение, неполная семья, алкоголизм родителей и т.п.), выраженной педагогической запущенности, неправильном выборе профессии. Этому способствуют такие особенности «почвы», как резидуальная церебрально-органическая недостаточность, нарушения темпа полового созревания, психофизический инфантилизм, повторные соматические заболевания, а возможно, также наследственная отягощенность психической патологией.

Хотя патохарактерологические формирования личности могут при неблагоприятной динамике завершаться появлением психопатического склада личности, они не должны отождествляться с формирующимися конституциональными и органическими психопатиями.

Помимо более выраженной зависимости от ситуации и условий воспитания, патохарактерологические формирования отличаются от конституциональных и органических психопатий динамизмом, проявляющимся, в частности, в описанной выше смене этапов, выраженной возможностью сглаживания патологических черт характера, наличием периода с отсутствием нарушений поведения и заметных отклонений характера (обычно до школьного возраста), Отсутствием на первых этапах динамики нарушений темперамента, расстройств инстинктов и влечений, соматовегетативных проявлений, которые при конституциональных и органических психопатиях выявляются в младшем детском возрасте.

Дифференциация патохарактерологических развитий и формирующихся конституциональных и органических психопатий важна, прежде всего, в связи с различиями их прогноза, а также учитывая неодинаковый характер при них ряда медико-педагогических и лечебных мероприятий.

Список литературы

1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Изд-во МГУ, 1988

3. Бодалев, Л.А. Восприятие человека человеком [Текст] / Л.А. Бодалев. – М.: Изд-во ЛГУ, 1965.

4. Божович, Л.И. Психология формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1995.

5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1995.

6. Выготский, Л.С. Собр.соч. [Текст] / Л.С. Выготский. В 6 т. – М.,1982 – Т.5.

7. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – С. 238–254.

8. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. - М., 2001. - 448с.

9. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности.– М. Педагогика, 1983.– С. 125–135.

10. Соколова Е. В., Гуляева К.Ю. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей: [Текст]. – Новосибирск: Изд. НГИ, 2003. – 211 с.

11. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.,1993. - 93с.

Покупка готовой работы
Тема: «Реакции отказа, оппозиции, протеста, имитации, компенсации и гиперкомпенсации»
Раздел: Педагогика
Тип: Реферат
Страниц: 14
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика