Курсовая работа

«Програмно-целевой подход к управлению таможенными органами»

  • 55 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1.Теоретические аспекты проблемы управления таможенными органами 6

1.1 Таможенные органы как объект управления 6

1.2 Специфика управления таможенными органами 9

Глава 2. Основные положения управления развитием таможенных органов России 14

2.1 Программно-целевой подход в управлении развитием таможенной деятельности 14

2.2 Особенности механизма стратегического развития таможенных органов России 23

Глава 3. Анализ управления проектами (программами) развития таможенных органов Российской Федерации на современном этапе 33

3.1 Анализ управления развитием таможенной деятельности в соответствии со Стратегией развития Федеральной таможенной службы 33

3.2 Ключевые направления совершенствования системы управления проектами (программами) развития таможенных органов России 44

Заключение 51

Список использованных источников 53

Приложение 57

Введение

Будучи специфическим государственным институтом в общей структуре исполнительной власти, таможенные органы Российской Федерации на сегодняшний день находятся в стадии интенсивных преобразований. Главными целями этих преобразований выступают: качественное повышение эффективности регулирования ВЭД; создание условий благоприятной, стабильной среды для внешнеторговой деятельности; формирование универсальных современных инструментов таможенного контроля и регулирования.

Таможенные органы представляют собой динамично развивающуюся систему, вместе с тем постоянное повышение требований к ее работе со стороны участников ВЭД и всего международного сообщества, заинтересованного в расширении и развитии мирового рынка, свидетельствуют о том, что управление лишь текущими процессами является недостаточным. На первый план выдвигаются вопросы управления развитием сложной таможенной системы.

Для эффективного развития таможенных органов Российской Федерации необходимо новые подходы и методы управления, такие как стратегическое плакирование и управление, делегирование полномочий, ориентация на потребителя, программно-целевые методы развития, ориентированные на результат. Ключевым вопросом является способ внедрения данных методов и приемов в работу таможенных органов РФ с целью осуществления ими своих полномочий и дальнейшего успешного развития. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день назрела объективная необходимость в четкой постановке и грамотном решении задачи стратегического управления развитием таможенных органов. В связи с этим следует применять такой механизм, который способен в долгосрочной перспективе максимально обеспечить стабильную и результативную деятельность органов таможни в условиях внешнеэкономических угроз и усиливающихся требований к государственной безопасности.

В качестве разностороннего механизма управления развитием таможенных органов широкое распространение получило использование методов программно-целевого управления, которое успешно зарекомендовало себя при управлении государственными социально-экономическими системами. Данное обстоятельство определило актуальность нашего исследования, обусловило его цель, объект и предмет.

Объектом исследования выступает система управления развитием таможенной службы на современном этапе.

Предмет исследования – процесс использования программно-целевого подхода в управлении развитием таможенных органов.

Целью нашего исследования является анализ управления развитием таможенных органов Российской Федерации на основе применения программно-целевого механизма и ключевых направлений ее совершенствования.

Достижение вышеуказанной цели обусловило постановку следующих задач:

1) раскрыть значение программно-целевого подхода в управлении развитием таможенной деятельности;

2) выявить особенности механизма стратегического развития таможенных органов России;

3) проанализировать управление развитием таможенной деятельности в соответствии со Стратегией развития Федеральной таможенной службы;

4) определить ключевые направления совершенствования системы управления проектами (программами) развития таможенных органов России.

Вопросы управления организациями, их развитием и совершенствованием в условиях динамично меняющегося внешнего окружения рассматриваются в исследованиях многих российских и зарубежных ученых. Наиболее фундаментальными и известными являются исследования таких ученых, как Л.И. Абалкин, Ю.П. Алексеев, Б.А. Райзберг, И.Г. Ершова, В.Н. Бурков, В.Н. Лексин, Ю.В. Яковец и др.

Значительную роль в разработке теоретических положений управления развитием таможенных органов сыграли работы авторов Российской таможенной академии, а также сотрудников и работников Федеральной таможенной службы. Среди наиболее ценных можно выделить исследования В.В. Макрусева, В. Ю. Диановой, В.М. Крашенинникова, Е.Г. Анисимова, В.В. Маркиной, Н. В. Пчелинцева, А.Я. Черныша, А.Ф. Андреева и др.

Тем не менее, в исследованиях вышеуказанных авторов различные аспекты управления проектами и программами развития таможенных органов в условиях внешних преобразований и использования программно-целевого подхода в управлении процессом развития таможенных органов рассмотрены недостаточно полно для применения их в практике управления.

Теоретическую основу нашего исследования составили труды различных исследователей в области управления, экономики, социологии, государственного управления и управления таможенным делом. В ходе написания работы применялись такие методы исследований, как синтез, анализ, сравнение, аналогия, экспертно-аналитические методы, а также методы сравнительного, системного и статистического анализов.

Структура нашей работы обусловлена логикой нашего исследования и содержит введение, три главы, состоящие из шести параграфов, основные выводы и результаты, а также список использованных источников.

Фрагмент работы

Глава 1.Теоретические аспекты проблемы управления таможенными органами

1.1 Таможенные органы как объект управления

Таможенное дело играет роль как объекта управления, так и системы управления. В первом случае говорят об управлении таможенным делом, выражающемся в установлении, изменении или прекращении использования тех или иных методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД. Во втором - говорят о таможенном деле как об одном из институтов государственного администрирования ВЭД, т.е. как о наборе согласованных и взаимоувязанных инструментов, используемых для установления и контроля соблюдения определенного порядка и правил, при следовании которым участники ВЭД реализуют свое право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную / государственную границу [13, с.58].

Контур управления таможенным делом в РФ состоит из: системы органов управления таможенным делом, представляющей собой субъект управления; системы управленческих решений, имеющих форму межгосударственных договоров РФ, нормативно-правовых актов ТС, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных целевых программ, а также приказов, распоряжений и инструкций ФТС России, посредством которых оказывается прямое воздействие субъекта управления на объект управления; таможенного дела как объекта управления; обратной связи, передающей субъекту управления информацию о текущем состоянии объекта управления.

В систему органов управления таможенным делом в РФ входят аппарат Президента РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, а также Центральный аппарат ФТС России, включающий в себя двадцать одно подразделение, с помощью которых осуществляется общее управление всеми видами деятельности таможенных органов РФ [13, с.58].

Рассматривая систему управления (в нашем случае - таможенным делом), являющую собой «взаимосвязанную совокупность элементов, подсистем, обеспечивающих процесс целенаправленного воздействия управляющего органа на управляемый объект», небезосновательно выделять такую подсистему управления таможенным делом, (СИСТЕМА) как систему нормативно-правовых актов, с помощью которых устанавливаются методы и средства обеспечения реализации мер внешнеторговой политики государства, а также порядки и правила, лежащие в основе таможенного администрирования ВЭД.

Таможенное дело представляет собой систему, состоящую из совокупности инструментов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД (мер ТТР и НТР). Эти меры могут меняться в зависимости от вносимых во внешнеторговую политику государства корректировок. В свою очередь, изменение мер ТТР и НТР требует изменения состава инструментов их реализации.

Ведя речь о данных инструментах, к элементам системы таможенного дела, в широком понимании этого термина, можно отнести и таможенные органы, если их рассматривать как средства, с помощью которых приводятся в действие методы, позволяющие применять установленные государством меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД.

Соответственно, под управлением таможенным делом следует понимать как адаптацию существующих или выработку принципиально новых методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД, так и управление таможенными органами, приводящими в действие эти методы, которые устанавливаются таможенной политикой в корреспонденции с вносимыми во внешнеторговую политику государства изменениями[7, с.43].

Поскольку объектом управленческой деятельности является организация17, то управление таможенными органами (или иначе - таможенный менеджмент) не следует интерпретировать в качестве системы управления таможенным делом как совокупностью методов и средств обеспечения соблюдения соответствующих мер государственного регулирования ВЭД, но следует рассматривать как компоненту этой системы, т.е. только как управление таможенными органами с целью эффективной реализации ими методов обеспечения соблюдения мер ТТР и НТР.

Таможенное дело в РФ как система управления, с помощью которой производится соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, входит в состав системы таможенного администрирования ВЭД (СТА), равно как и система управленческих решений, состоящая из межгосударственных договоров РФ, нормативно-правовых актов ТС, федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, целевых федеральных программ, приказов, распоряжений и инструкций ФТС России.

СТА, таким образом, представляет собой сложную систему управления, с помощью которой, в том числе, осуществляется государственное регулирование ВЭД. При этом необходимо обратить внимание на то, что таможенное дело - один из инструментов данного регулирования, которым пользуется государство, играющее роль субъекта администрирования ВЭД и делегирующее определенный объем полномочий таможенным органам в связи с исполнением этой роли.

В связи с этим следует заметить, что таможенное дело как один из институтов администрирования ВЭД выступает исключительно в качестве инструмента (системы) воздействия на участников ВЭД, но не как субъект управления ими, поскольку субъект управления (социально-экономический) – лицо, ведущее хозяйственную деятельность и принимающее по этому поводу управленческие решения. Таможенное же дело – совокупность методов и средств реализации управленческих решений.

Эмерджентность, заключающемся в том, что свойства системы не определяются простым сложением свойств отдельных ее элементов.

Это, в свою очередь, означает: несмотря на то, что таможенные органы могут выступать в качестве субъекта управления, оказывающего целенаправленное воздействие на участников ВЭД, таможенное дело, как таковое, субъектом администрирования ВЭД не является [18, с.70].

При обеспечении соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений реализуется управляющее воздействие, направленное на процессы, осуществляемые участниками ВЭД. При этом каналы обратной связи позволяют системе органов управления таможенным делом осуществлять измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами, т.е. проводить контроль.

На основе анализа результатов, проведенного соответствующими подразделениями системы органов управления таможенным делом, другими подразделениями этой же системы принимаются и претворяются в жизнь решения о проведении различного рода изменений собственно в таможенном деле.

Заключение

В результате выполненной работы было установлено:

Система управления развитием таможенных органов использует различные методы стратегического планирования и управления, тем не менее, наиболее положительно зарекомендовали себя методы и подходы программно-целевого управления, которые подразумевают концентрирование и комплексное применение ресурсов для достижения ключевых целей дальнейшего социально-экономического развития.

Использование этого метода усиливает целевую направленность государственного управления, обеспечивает комплексность и непрерывность социально-экономических процессов в достижении поставленных целей общественного развития. Данный программно-целевой метод сделал возможным использование принципов модернизации механизмов государственного управления таможенным делом.

Общий механизм управления развитием можно охарактеризовать как непрерывный цикл направленной управленческой деятельности, который связан с регулярным мониторингом текущих изменений во внешней среде и получением информации не только с входа и выхода, но с подсистемы текущего функционирования. Его задача заключается в разработке грамотных управленческих решений, основанных на практических результатах анализа и целей развития, соответствующих данным результатам, реализацией и заключительным мониторингом итоговых результатов.

На сегодняшний день главным документом, устанавливающим тенденции и перспективы развития таможенных органов является Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Ее реализация осуществляется последовательно, поэтапно, за счет разработки и дальнейшего внедрения федеральных целевых и ведомственных программ развития таможенной службы Российской Федерации. На каждом этапе учитываются результаты и последствия реализации предшествующей программы, а также общие изменения внешней среды, которые непосредственно влияют на содержание всех последующих программ развития.

Резюмируя все сказанное, необходимо отметить, что до 2020г. необходимо принятие соответствующих решений, которые невозможно реализовать без широкомасштабного применения перспективных технологий таможенного оформления для выполнения Стратегии, а именно:

- необходимо развивать существующие перспективные технологии, такие как: предварительное информирование, технологию автоматической регистрации деклараций на товары, технологию автоматического выпуска деклараций на товары, технологию электронного межведомственного взаимодействия;

- необходимо будет совершенствовать методы и средства проведения фактического таможенного контроля в рамках Концепции управления рисками, с применением максимального набора технических средств таможенного контроля;

- совершенствовать таможенную инфраструктуру;

- усиливать кадровый потенциал;

- развивать социальную сферу для государственных служащих.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что современный этап реализации Стратегии развития таможенных органов до 2020г. в России предполагает качественную трансформацию таможенного регулирования ВЭД.

В современной крайне напряженной ситуации, достижение заявленных параметров состояния экономического положения в стране носит долгосрочный характер и ориентируется на политику обеспечения устойчивого развития общества. А ФТС как одна из составляющих институциональной инфраструктуры страны эффективно выполняет поставленные перед ней задачи, и способствует повышению конкурентоспособности страны и ее экономического положения.

Список литературы

1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.c**toms.ru/index.php?id=17220&Itemid=2375&option=com_content (Дата обращения: 11.01.2018)

2. Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство «Союз», 2009. – 463 с.

3. Волков В. Ф. Управление таможенной деятельностью: учебное пособие / В. Ф. Волков; под общей ред. В. В. Макрусева. - СПб.: ИЦ «Интермедия», 2016. - 220 с.

4. Гокинаева И. А. Экономика таможенного дела. Часть I. Экономика таможенного дела и система таможенных органов. Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 82 с.

5. Дудин М.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие / М.Н. Дудин, Н.В. Лясников.— 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 254 c.

6. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учебник / В.В. Макрусев. СПб.: ИЦ «Интермедия», 2013, —384 с.

7. Макрусев В.В., Черных В.А. Управление таможенным делом. – СПб.: Троицкий мост, 2012. — 448 c.

8. Павленко О. А. Управление развитием таможенных органов на основе сбалансированной системы показателей их деятельности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.05. – Москва, 2009. - 25 с.

9. Блохина Е.Е., Кузина А.А., Трескова А.С. Программно - целевой подход в государственном управлении // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2015. – № 6-1. – С. 36-38.

10. Бондаренко Н.П., Тихонова А.В. Таможенный контроль после выпуска товаров - основной вектор деятельности таможенной службы России // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2017. – № 1 (26). – С. 17-23.

11. Бромберг К.А. Рекомендации по решению проблемных вопросов реализации стратегии развития таможенной службы до 2020 года // Экономика, педагогика и право. – 2016. – №4. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eco**ulaw.ru/ru/2016/4/9 (Дата обращения: 24.11.2017)

12. Дробот Е.В., Коновалова Е.А. Совершенствование электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации // Экономические отношения. – 2017. – Том 7. – № 2. – С. 143-158

13. Котлярова Ю.Ю. Применение программно-целевых методов в управлении развитием таможенных органов // Актуальные проблемы и перспективы развития внешнеторговой деятельности материалы внутривузовской научно-практической конференции студентов и молодых учёных. – 2014. – С. 241-244.

14. Кубарева С.В. Эффективность реализации целевых программ // Наука и экономика. – 2012. – № 2. – С. 22-25

15. Лысенко Е. В. Основные направления организации и развития таможенной службы // Территория науки. – 2013. – №4. – С. 68-71

16. Макрусев В.В. Трансформация института таможенного администрирования в систему таможенных услуг: задача и особенности ее решения // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2015. – № 1. – С. 231-237.

17. Максимец Н.В., Шакирова Г.Р. Теоретические и методические основы программно-целевого управления // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 21. – С. 32-36.

18. Малахова М.А., Кравченко А.В. Таможенные платежи как основной источник формирования федерального бюджета России // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 152-154.

19. Мешкова И.В., Кабайлов С.О. Программно-целевой подход в государственном управлении в Российской Федерации: проблемы и перспективы использования // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: сборник научных статей. – Москва, 2016. – С. 217-224.

20. Минченко Н.Ю. Программно-целевой подход в управлении внешнеэкономической деятельностью // Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. – 2016. – С. 88-93.

21. Пчелинцев Н.В. Особенности формирования механизма стратегического развития ФТС России // Инициативы XXI века. – 2012. – № 1. – С. 40-44

22. Пчелинцев Н.В. Современные концепции стратегического менеджмента в государственном управлении на примере таможенных органов России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2012. – № 2. – С. 26-29.

23. Рудакова Е. Н. Проблемы совершенствования таможенного администрирования и реализации Стратегии развития таможенной службы до 2020 года // История, философия, экономика и право. – 2017. – №1. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://и**п.рф/1-2017/16.pdf (Дата обращения: 30.12.2017)

24. Семенова А.В., Савчук Д. Исследование перспективных направлений деятельности Федеральной таможенной службы России по укреплению и развитию экономических и социальных программ государства // Научно-образовательный центр «Технологии товароведческой, таможенной и криминалистической экспертизы»: сборник научных работ. Под редакцией Г.Д. Дроздова. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 62-66.

25. Старых С. А., Шатунова А. Р. Анализ концепции развития таможенных органов Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 989-991.

26. Теплицкая А. А. Обзор и анализ зарубежного опыта планирования // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 188-192.

27. Топалян Э.Р., Кравченко А.В. Роль таможенных платежей в формировании доходов современного государства // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей VIII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2017. – С. 176-179.

28. Ченцов Е., Павленко Е., Трякина О. Принципы модернизации механизмов государственного управления таможенным делом // Таможенный научный журнал. – 2016. – № 2. – С.148-164

29. Шадрина А.Д. Основные направления развития таможенной политики РФ на плановый период 2016-2018 гг. // Начало в науке: материалы IV международной научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов: в 3 частях. – 2017. – С. 87-90.

30. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cu**oms.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/175571 (дата обращения: 15.12.2019).

Примечания

Антиплагиат на момент публикации работы - 70%

Покупка готовой работы
Тема: «Програмно-целевой подход к управлению таможенными органами»
Раздел: Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Тип: Курсовая работа
Страниц: 55
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика