Курсовая работа

«Музыкальные дидактические игры на уроках музыки в начальных классах»

  • 45 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1.Теоретический обзор литературы по проблеме использования музыкальной дидактической игры на уроках музыки в начальных классах.6

1.1.Влияние музыкально-дидактических игр на развитие младших школьников….6

1.2 Виды музыкальной дидактической игры….11

Глава 2. Педагогические условия использования музыкально-игровой деятельности на уроках музыки в начальной школе….17

2.1 Организация музыкально-дидактических игр на уроках музыки в начальной школе по программе Д.Б.Кабалевского….17

2.2. Использование музыкально-дидактической игры на уроках музыки в начальной школе ….20

Заключение…30

Список литературы….32

Приложение….34

Введение

Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения программы «Музыка» являются развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, развития творческих способностей обучающихся в многообразных видах музыкальной деятельности.

Процесс развития творческих способностей младшего школьника на уроках музыки, будет более эффективным, если будут созданы условия, способствующие этому развитию. Достичь этого, эффективно развивая его музыкальные способности, фантазию, воображение, творческий потенциал можно обогатив уроки системой творческих заданий, дидактическими музыкальными играми.

Использование музыкальных развивающих игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности в начальной школе является важным средством развития музыкальных навыков детей. Их главная задача - познакомить детей с музыкой в доступной форме, заинтересовать их основами музыкальной культуры. Поскольку они доступны сознанию детей, они вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, учатся любить, ценить и понимать музыку.

Музыкальные игры, открывающие детям пути к разнообразным эмоционально двигательным впечатлениям, являются обязательным дополнением и к технологиям обучения в связи с особенностями возраста учеников. С их помощью, возможно, не только осуществлять какие либо задачи и получить необходимые умения и навыки, но и наладить контакт с учениками [26, c. 83].

В разработке проблемы использования игровой деятельности в музыкально - педагогическом процессе принимали участие такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Н.Г Кононова, Э.П.Костина, Н.А Метлов., Е.И.Тихеева, Эльконин Д.Б. и др.

Несмотря на огромное количество различных методических трудов и разработок, мало внимания в работах современных исследователей уделяется примерам практического внедрения музыкальной игры непосредственно в урок музыки в общеобразовательных школах.

Современные музыкальные дидактические игры могут помочь учителю научить учащихся внимательно слушать музыку и понимать ее содержание и постепенно подвести к пониманию так называемой «серьезной» музыки, к которой относятся лучшие образцы музыкального искусства. Существует множество разновидностей музыкальных игр, но известную трудность представляет проблема выбора и включение в урок наиболее подходящих из них для данного конкретного периода.

Возникает противоречие, которое заключается в недостаточной методической разработанности психолого-педагогических условий и особенностей применения музыкальной игры на уроках музыки в младших классах.

Данное противоречие выявляет проблему организации педагогически целесообразной музыкально-образовательной среды для учащихся младших классов.

Выявленная проблема обусловила актуальность выбора темы курсовой работы.

Объект исследования: процесс музыкального развития младших школьников.

Предмет исследования: музыкально–дидактическая игра как средство формирования музыкального развития младших школьников.

Цель курсовой: показать возможности музыкально – дидактической игры в музыкальном развитии младших школьников.

Задачи курсовой работы:

 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по выделенной проблеме, обосновать роль и значение музыкальной дидактических игр на уроках музыки учащихся младших классов общеобразовательной школы.

 Рассмотреть виды музыкально–дидактических игр на уроках музыки в начальной школе.

 Выявить организационно-педагогические условия применения музыкальной игры для младшего школьного возраста на уроках музыки в рамках школьной программы.

 Дать методические рекомендации по использованию музыкальных игр на уроках музыки в начальной школе.

Методы исследования: анализ, сравнение и сопоставление информации, обобщение.

Структура работы состоит из введения, основной части (двух глав), заключения, списка литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1.1 Влияние музыкально-дидактических игр на развитие младших школьников

Музыка является мощным инструментом для общего развития ребенка, формирования его духовного мира. Он расширяет свой кругозор, знакомит с разнообразными явлениями, обогащает его чувства, вызывает радостные переживания и способствует формированию правильного отношения к окружающему миру. Концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, улучшает эффект упражнений и улучшает педагогический процесс. [21, c. 65].

Музыкально – дидактические игры, воздействуя на ребенка комплексно, выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Они влияют на умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание младшего школьника.

По мнению Л.С. Выготского, А.Д.Узнадзе, «игра, прежде всего, вид неформальной деятельности, способной превращаться в художественную деятельность и таким образом оказывать влияние на развитие ребенка. Игровая деятельность – является механизмом формирования его эстетической культуры» [8, с. 47].

Проблемам развития учащихся в процессе музыкально-дидактических игр посвящены работы Н.П. Аникеевой, Н.Г. Куприной, О.Н. Леонтьевой, К. Орфа, Т.Э. Тютюнниковой, Д.Б. Эльконина и др.

А.Ф. Лобова, отмечает особую роль и значимость музыкально-дидактических игр в музыкальной деятельности младших школьников, основное отличие которых заключается в том, что игры содержат в себе обучающую и воспитывающую задачу, игровые действия участников и обязательные правила игры.

Автор выделила следующие функции музыкальных игр: устойчивый интерес к музыке; снятие напряжения в процессе музыкальной деятельности; психические новообразования; освоение витальных, социальных и идеальных ритмов; создание художественно-музыкального образа; самовыражение в процессе активной деятельности; нахождение адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей [17, c. 83].

Музыкальная игра как метод обучения имеет большой потенциал для улучшения учебного процесса. Это делает процесс обучения более легким и увлекательным: умственная задача, заложенная в игре, решается во время доступных и привлекательных для детей занятий.

Н.А. Ветлугина считает, что музыкальные дидактические игры являются основой сенсорного восприятия музыки. Автор подчеркивает, что музыкальная игра является наиболее активной творческой деятельностью, направленной на выражение эмоционального содержания музыки, в исполнении образных движений. В игре есть определенный сюжет, правила музыкальных и образовательных заданий, а одетая в интересную форму помогает лучше овладеть навыками программирования [7, c. 55].

Музыкально-дидактические игры позволяют заинтересовать ребёнка, пробудить в нём интерес к музыке. Кроме этого, музыкально-дидактические игры значительно активизируют умственную деятельность школьников, развивают их самостоятельную музыкальную деятельность, которая становится творческой. Это даёт детям возможность для самовыражения и творчества, что тоже важно для становления личности ребёнка. Л.С. Выготский писал: «Музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки»[8, с. 47].

Являясь произвольной деятельностью, где используются все умения и навыки ребенка, музыкально-игровая деятельность имеет целью его самовыражение посредством музыки (схема, приложение 1). Свобода и самостоятельность музыкально-игрового процесса сочетаются со строгим подчинением правилам игры, которые не навязываются извне, а вытекают из ее содержания и задач. Только в этом случае их выполнение доставляет ребенку удовольствие.

Музыкально-дидактические игры направлены на развитие основных музыкальных способностей, которые необходимы ребёнку для полноценного восприятия музыки, её понимания, а значит, и более гармоничного развития в целом. Ребёнок накапливает чувственный опыт, происходит его умственное развитие. Также с помощью этого вида игр развиваются сенсорные способности, которые неразрывно связаны с логическим мышлением и умением выражать свои мысли. Ребёнок учится выявлять, сравнивать, обобщать, делать выводы. Кроме этого, занимательные музыкально-дидактические игры возбуждают у детей интерес к решению задач, так как успешный результат, преодоление трудностей приносят детям удовлетворение. Само увлечение дидактической игрой повышает способность ребёнка к произвольному вниманию, развивает наблюдательность, память [13, c. 38].

Использование музыкально-дидактических игр в работе с младшими школьниками позволяет в простой доступной для детей игровой форме дать преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях музыки, а также научить различать целую гамму чувств и настроений, передаваемых музыкой. Именно благодаря использованию музыкально-дидактических игр у детей развиваются музыкально-сенсорные, а также и общие музыкальные способности - чувство ритма и ладовый слух.

По словам О.Н.Леонтьевой «применение музыкально-дидактических игр помогает развивать музыкальные способности и углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности, способствует развитию творческой активности учащихся» [28].

Заключение

Анализ научно-теоретической и методической литературы, состояния обучения музыке в начальной школе позволил сделать следующие выводы:

1. Игра - универсальное педагогическое средство, обладающее широким функциональным полем воздействия на разностороннее развитие личности школьника. В условиях музыкального обучения использование игр, игровых методов и приемов создает благоприятные условия для развития самых разнообразных способностей и качеств учащихся: воображение, эмоциональность, гибкость мышления, ассоциативное мышление, память, аналитические способности, способность к творчеству и самостоятельному развитию.

2. Музыкально-дидактическая игра приобщает к музыкальной деятельности, формирует представления о выразительной интонационной природе музыкального искусства через непосредственное проживание образов. Наряду с развитием музыкальной деятельности детей осуществляется и воспитательный процесс формирования любви к музыке вообще. Основное назначение музыкально - дидактической игры - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально - дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность.

3. Существуют разнообразные виды музыкально – дидактических, разработанные ведущими научными работниками (Н.А.Ветлугина, Э.П.Костина, Л.Н.Комиссарова и др.). Каждая музыкально – дидактическая игра содержит в себе дидактическую задачу, направленную на развитие у детей музыкальных способностей, понимания особенностей музыкального языка. Музыкально-дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

4. «Программа по музыке Д.Б. Кабалевского, рассчитана на творческое взаимодействие педагога с детьми. Урок включает в себя различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки». Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для формирования музыкальных способностей младших школьников посредством музыкальных игр.

5. Все проводимые уроки музыки должны начинаться с игрового момента. Музыкальные игры легко вписываются в урок музыки, благодаря фантазии, креативности, заинтересованности педагога и творческому подходу к подготовке уроков. Занятия, построенные с использованием игровых приёмов, становятся для детей увлекательным процессом, в результате которого развиваются фантазия и воображение ребят. Исчезает зажатость, дети раскрепощаются, появляется артистичность, потому что все они на каждом занятии пробуют себя в разнообразных музыкальных действиях: в игре на элементарных музыкальных инструментах, в хоровом пении, в музыкальном движении, в сольфеджировании, в вокальной импровизации, в различных дидактических и ролевых играх.

Итак, мы рассмотрели возможности музыкально–дидактической игры в музыкальном развитии младших школьников, а также её образовательное, развивающее и воспитательное значение. Рассмотрели виды музыкально-дидактических игр и методику их проведения, а также привели некоторые примеры возможных игр в начальной школе.

Музыкально-дидактическая игра является одним из видов творческой деятельности, выполняющей множество функций.

Список литературы

1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях/ Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2003. – 395 с.

2. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Музыка. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы – М.: Дрофа, 2013.

3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998. – 352 с.

4. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе/ О. А. Апраксина. – М.: Просвещение,2003. – 402 с.

5. Бугаева, З.Н. Веселые уроки в школе и дома / З.Н. Бугаева.− М. : АСТ, 2002.− 289 с.

6. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – М.: Академия, 2008. – 416 с

7. Ветлугина, Н.А. Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки / Н.А. Ветлугина.− М. : Просвещение, 1985. – 223 с.

8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. −М.: Педагогика-Пресс, 1996. − 536 с

9. Дзержинская, И.Л. Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности / И.Л. Дзержинская. − М.: Просвещение, 1985 – 347 с.

10. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Академия, 2009. – 274 с.

11. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина. − М. : Глобус, 2007. – 170 с.

12. Зимина А. Н. Музыкально-дидактические игры. М.– 1999. — 48c.

13. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста/ А. Н. Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 299с.

14. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1-8/ Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 2006. – 86 с.

15. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для школьников / Н.Г. Кононова. – М. : Просвещение, 1982.− 133 с.

16. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании/ Л.Н. Комисарова, Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 2006. – 144с.

17. Лобова А.Ф., Дрень O.E. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности. -Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 163 с.

18. Метлов Н.А. Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма / Н.А. Метлов. − М. : Просвещение, 1965.- 132 с.

19. Музыкальные игры для детей / Т. Н. Образцова. - М.: Этрол: Лада, 2005 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 157 с.

20. Осипова М.Б. Деятельность Детской школы искусств как фактор развития художественной культуры детей в условия х малого города. //Начальная школа.- 2010. - №1. С. 89-93.

21. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания мл. школьников: Учебное пособие для студентов нач. факультетов педвузов. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2001. – 368 с.

22. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / Учебник для студентов пед.колледжей: - M.: Владос, 2008. - 464 с.

23. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика // Под ред. Г. М. Цыпина. – М. : Владос, 2003. – 251 с.

24. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2019 – 352 с.

25. Синицына И.А. Организация здоровьесозидающей деятельности средствами музыкального искусства. //Начальная школа.- 2012. - №7. С. 12-14.

26. Школяр Л. В. Теория и методика музыкального образования детей / Л. В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский. – 2-е изд. – М. : Флинта; Наука, 2009. – 336 c.

27. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. − М. : Педагогика, 1978. − 304 с.

Электронные ресурсы:

28. Алиева Э. Ф. Методика, цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр в ДОУ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 177-179. — URL https://m**uch.ru/conf/ped/archive/190/10235/ (дата обращения: 21.01.2020).

29. Белевцова A.M., Специфика музыкально-дидактических игр в развитии чувства ритма младших школьников // Кант № 2 (15) 2015// https://cyb**leninka.ru/article/n/spetsifika-muzykalno-didakticheskih-igr-v-razvitii-chuvstva-ritma-mladshih-shkolnikov

Покупка готовой работы
Тема: «Музыкальные дидактические игры на уроках музыки в начальных классах»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 45
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика