8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Использование педагогических технологий, как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений - Курсовая работа

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы использования педагогических технологий, как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений 6

1.1 Анализ теоретических основ умственного развития детей дошкольного возраста 6

1.2 Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 10

1.3 Современные педагогические технологии, как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста 14

2. Эмпирическое исследование формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 19

2.1 Выявление уровня сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 19

2.2. Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством дидактической игры 22

2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 30

Заключение 33

Список используемой литературы 36

Приложение 1 39

Приложение 2 44

Приложение 3 50

Приложение 4 53

Введение (выдержка)

Актуальность исследования заключается в том, что дошкольное детство является одним из важнейших этапов в становлении человека, наиболее активным периодом для развития его психических процессов. Именно в этом возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Данные процессы помогают в создании благоприятных условий для начала формирования у ребёнка памяти, речи, внимания, воображения, мышления, при этом необходимо учитывать условия для правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, учитывающих особенности детского восприятия.

В ФГОС ДОО говорится о том, что образовательная программа должна обеспечивать познавательное развитие ребёнка, которое, в частности, предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (размере, форме, цвете, материале, звучании, темпе, ритме, движении и покое, причинах и следствиях, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, и др.).

В этот период дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, пространство, время, именно они помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Дошкольным учреждениям необходимо учитывать данный интерес и пытаться расширить знания дошкольников в этой области, что свидетельствует об актуальности выбранной темы. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично и последовательно. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению со-держания образования обрисовывают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, одной из основных частей которого является математическое развитие, поэтому проблема эффективного математического развития воспитанников дошкольного учреждения 5-6 лет, отвечающего современным требованиям, стоит очень ост-ро.

Цель исследования: выявить и обосновать эффективность использования педагогических технологий, как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Объект исследования – процесс математического развития детей до-школьного возраста.

Предмет исследования – условия математического развития детей дошкольного возраста.

Поставленная цель была реализована решением следующих задач.

1. провести анализ теоретических основ умственного развития детей дошкольного возраста;

2. рассмотреть содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;

3. изучить современные педагогические технологии, как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста;

4. провести эмпирическое исследование формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта через наблюдение, беседу, анализ результатов деятельности.

Теоретико-методологическая основа исследования: основные положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); исследования особенностей умственного развития детей дошкольного воз-раста (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Поддъяков); теория и методика обучения математике (А.В. Белошистая, А.А. Столяр, Т.И. Ерофееваи др.); исследования, посвященные особенностям развития и обучения детей до-школьного возраста(Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.А. Козлова, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин).

Практическая значимость исследования: полученные результаты ис-следования могут быть использованы для более глубокого изучения проблемы математического развития воспитанников старшего дошкольного возраста, организации и проведения работы по формированию представлений о величинах в условиях старшей группы детского сада в других дошкольных образовательных учреждениях.

Основная часть (выдержка)

1. Теоретические основы использования педагогических технологий, как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений

1.1 Анализ теоретических основ умственного развития детей дошкольного возраста

Умственное развитие в широком смысле этого слова понимается как развитие и уровень всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятий до мышления и воображения. Можно считать, что мысли-тельные процессы являются основным компонентом познавательной сферы психики ребенка. Поэтому в психологической и педагогической литературе содержание понятий «умственное развитие» и «интеллектуальное развитие» существенно не отличаются и обычно употребляются однозначно. Интеллектуальное развитие представляет собой очень сложную динамическую систему качественных и количественных изменений, которые происходят в мышлении человека, под влиянием возраста обогащения жизненным опытом, преобразования общественно – исторических условий, в которых он живет, индивидуальная эволюция его психики [9, с.184].

Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается нами как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к учебной деятельности. Иными словами, будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладевать такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация, в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно- следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Все это играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе [14, с.92].

Анализируя природу мышления дошкольника, остановим внимание на характеристике его форм. Традиционно формы мышления детей – нагляднодейственное, наглядно-образное, логическое – выделяют в кон-тексте основных видов деятельности. Наглядно-действенное мышление характеризуется как разновидность практического мышления, основной при-знак которого – неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями; нагляднообразное – как решение мыслительных задач в результате внутренних действий с образами. Логическое мышление традиционно отождествляется с речевым, словесным. Такой подход доказан исследованиями Л.А. Венгера, Л.Л. Гуровой, И.С. Якиманской и др. Действительно, логика ребенка, все формы его логического мышления (понятия, суждения, умозаключения) имеют образный фундамент; они скорее, как отметил А.В. Запорожец, представляют собой стадии овладения некоторым содержанием, некоторыми сторонами действительности.

Разрабатывая показатели умственного развития, мы основываемся на целостности мыслительного процесса, единстве образного и вербального компонентов мышления, учитываем не только все перечисленные принципы мышления, но и идею Н.Н. Поддьякова о саморазвитии детского мышления. Его когнитивная модель сферы включает два полюса: на одном – устойчивые, ясные, стабильные знания понятийного типа, на другом – гибкие, подвижные психические образования, находящиеся в процессе становления. Саморазвитие детского мышления происходит в том случае, когда каждый «шаг» мышления, с одной стороны, что-то проясняет, образуется новые устойчивые ясные знания, с другой – ясное знание служит ос-новой возникновения новых, диффузных, «неясных знаний», правополушарных, интуитивных образов, отражающих малоизвестные стороны познаваемого объекта. Для наглядности представим показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению. [3, с.184]

Одна из актуальных задач дошкольной педагогики и психологии – дальнейшее исследование резервов умственного развития детей. Некоторые авторы видят эти резервы в основном в формировании понятийного мышления. Это обстоятельство имеет под собой веское основание, по-скольку понятийное мышление на определенном этапе умственного развития ребенка становится определяющим по отношению к другим познавательным процессом. Однако общепризнано, что понятийное мышление – результат развития более элементарных форм мышления. Естественно предположить, что изучение данных форм поможет вскрыть важные закономерности процесса умственного развития дошкольников. Такими формами мышления, по мнению большинства как отечественных, так и зарубежных психологов, являются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

В ряде современных психологических исследований убедительно показано, что умственное развитие ребенка – результат формирования умственных действий, имеющих в своей основе внешние практические действия. Этапы развития детского мышления определяются последовательным возникновением и развитием все более сложных форм практической деятельности. Значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления. В процессе наглядно-действенного мышления формируются предпосылки для более сложной формы – наглядно-образного мышления, которое характеризуется тем, что решение определенных задач может быть осуществлено ребенком в плане представлений, без участия практических действий [6, с.136].

В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. К наглядно-действенному мышлению старшие дошкольники обращаются, как правило, только в случаях решения задач, которые невозможно решить без действенных проб, причем эти пробы часто приобретают планомерный характер.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.

Формирование умственных действий любого типа происходит под решающим влиянием воспитания и обучения. Теми внешними формами действия с предметами, которые служат основой для образования умственных действий, ребенок овладевает именно в ходе обучения. В ходе обучения он усваивает и выработанные обществом образцы внешних свойств предметов, необходимые для построения образов, и разные виды схематизации, и, наконец, речь и другие формы знаков, без которых невозможно логическое мышление. Это обучение далеко не во всех случаях бывает сознательным и организованным, зачастую оно носит стихийный характер. И от того, как оно построено, зависят возрастные границы, в которых происходит овладение каждым типом умственных действий. Это неоднократно доказывалось в экспериментах [13, с.49].

Так, в исследованиях умственного развития детей, проводимых в Институте дошкольного воспитания на материале дошкольников (Л.А. Вен-гер, Н.Н. Поддьяков и др.), и в Институте психологии – с детьми младшего школьного возраста (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), было показано, что суть тех интеллектуальных сдвигов, которые происходят на пороге школьного детства, заключается в переходе от непосредственного к опосредствованному познанию действительности, связанному с овладением уже в среднем дошкольном возрасте простейшими мерами, эталонами, позволяющими выделить в анализируемых вещах их отдельные стороны, их различные параметры, от дифференцировать различные области действительности, что создает интеллектуальную готовность перехода к тем формам научного дискурсивного мышления, которых требует современное школьное обучение [18, с.102].

Имеющиеся исследования убедительно доказывают важность и необходимость развития у детей старшей и подготовительной групп логического мышления, вооружения их способами различных мыслительных действий и операций, обобщенными способами практических действий, умениями применять приобретенные знания и умения в различных условиях. Овладение всеми этими умственными и практическими действиями не развивается стихийно, как справедливо на это указывают многие исследователи (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б Эльконин, Л.А. Венгер, Н.А. Менчинская и др.).

Подводя итоги об умственном развитии ребенка старшего дошкольного возраста, нужно отметить, что:

– ребенка должен быть определенный уровень развития его речи; определенный словарный запас; должно быть осознание словесного состава речи и развиты все основные для этого возраста функции речи;

– дети должны иметь определенный уровень сенсорного развития: усвоение детьми сенсорных эталонов, развития действий восприятия, ориентировки в пространстве и во времени;

– у ребенка должен быть определенный уровень развития мышления: решение проблемных задач, установление причинно-следственных связей; должны быть в определенной степени развиты наглядно-образное и логическое мышление, при их последовательности;

– развитие процессов внимания, памяти и воображения от непроизвольного характера должно переходить в произвольный, преднамеренный.

Заключение (выдержка)

Дошкольный возраст характеризуется тем, что в нем формируются основы знаний, которые так необходимы ребенку в школе. Математика, являясь достаточно сложной наукой, вызывает у детей значительные затруднения в период школьного обучения. Многие дети могут и не обладать математическим складом ума, в этом случае, подготавливая их к школе, необходимо при подготовке к ней познакомить детей с основами счета. Педагогам известно, что математика является мощным фактором в психическом развитии ребенка, формирования у него творческих и познавательных способностей. Самым главным в период подготовки ребенка к школе становится привитие ему интереса к познанию. Для этого образовательная и повседневная деятельность детей в подготовительной к школе группы должна проходить в игровой и занимательной форме. Благодаря игровой деятельности можно сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у несобранных детей. Вначале они увлекаются только игровыми действия-ми, а затем их начинает интересовать то, чему учит игра. Постепенно у детей возникает интерес к самому предмету обучения.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Математическое развитие детей в дошкольном возрасте проявляется в качественных изменениях форм познавательной активности, происходящих вследствие формирования у них элементарных математических представлений и логических операций.

2. Обучению детей дошкольного возраста элементарной математике должно отводиться особое место в образовательном процессе. Это связано с рядом достаточно веских причин: началом обучения некоторых детей в школе с шестилетнего возраста, с большим объемом информации, которую получает ребенок, с повышенным вниманием к информационным и коммуникационным технологиям в образовательных организациях, с интенсификацией процесса обучения, со стремлением родителей, как можно раньше научить ребенка знать цифры, решать примеры и задачи, выполнять операции счета.

3. Анализируя образовательные программы по формированию элементарных математическим представлениям можно отметить, что дети старшего дошкольного возраста осваивают способы установления и определения различного типа связей между математическими объектами, отношениями. Например, установлению соответствия между элементами множеств (применения приемов наложения, сопоставления элементов множеств в виде «один к одному», использования приемов приложения в целях определения отношений величин). Дети к концу старшего дошкольного возраста понимают то, что самым точным способом определения количественных отношений является измерение величины и счет предметов. Умения, навыки счета и измерения становятся у детей более осмысленными и прочными.

4. Для развития у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений целесообразно использовать разнообразные дидактические игры. Эти игры дают ребенку возможность уяснить ряд сложных математических понятий, сформировать у них представления о том, как соотносятся количество и цифры, цифры и числа, развивают пространственно-временные представления, формулировать выводы.

5. Дидактические игры используют широкий спектр наглядного материала (палочки, геометрические фигуры, пазлы, конструкторы различных типов и т.п. – все это способствует тому, что образовательная деятельность по математике проходит в доступной, занимательной, веселой форме. Использование логических игр, игр-головоломок математического содержания (например, игра Танграм) способствуют развитию у детей познавательного интереса, способности к осуществлению творческого поиска, желания и умения учиться. Игровая ситуация проблемного типа, которая характерна практически для любой задачи занимательного вида, вызывает у детей познавательный интерес. Занимательные задачи развивают у детей интерес к логике и математике, к доказательности рассуждений, сосредоточению внимания на проблеме и нахождению для нее верных решений, проявлению умственного напряжения.

6. Проведенная опытно-поисковая работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

На констатирующем этапе исследования, были отобраны методики и проведена первичная диагностика уровня формирования математических представлений.

На формирующем этапе исследования были разработаны и проводились дидактические игры, направленные на формирование математических представлений

На контрольном этапе исследования была осуществлена повторная диагностика уровня формирования математических представлений, проведен анализ полученных результатов.

Анализ результатов показал положительную динамику в развитии математических представлений в старшей и подготовительной группах: число детей с высоким уровнем в старшей группе увеличился на 69%, а в подготовительной группе на 75%. Количество детей с низким уровнем в старшей группе уменьшилось на 15%, а в подготовительной на 20%,

Таким образом, дидактическая игра является средством развития математических представлений у дошкольников в познавательной и самостоятельной деятельности детей.

Литература

1. Арапова – Пискарёва, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. [Текст] : Программа и методиче-ские рекомендации / Н. А. Арапова – Пискарева.– М.: Просвещение, 2017. – 124с.

2. Баженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. [Текст] / М. Баженова М: Эксмо, 2016. – 63с.

3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений [Текст] / А. В. Белошистая. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2017. – 400с.

4. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко. – М.: Просвещение, 2016. – 178с.

5. Воронина, Л. В. Математическое образование в период дошкольного детства: Методология проектирования. Автореферат. Екатеринбург, 2016.

6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2016. – 364с.

7. Грин, Р., Лаксон, В. Введение в мир числа. [Текст] / Р Грин, В. Лаксон,– М.: Педагогика, 1982. – 20 с.

8. Габийе, Большая книга математических упражнений для дошкольников [Текст] /Габийе, Анник – М.: Эксмо, 2016. – 449с.

9. Данилова В. В. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения в дошкольных учреждениях [Текст] / В. В. Дани-лова. – М.: Просвещение, 2018. – 450 с.

10. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова.– М.: Просвещение, 2017. – 175 с.

11. Звонкин, А. Р. Малыш и математика, непохожая на математику [Текст] / А. Р. Звонкин. Знание и сила, 2016. – 240 с.

12. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста. [Текст] : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1. М.: Ассоциация ХХI век, 2015. – 451 с.

13. Каменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. [Текст] М,: Учпедиз., 2017. – 51 с.

14. Клементович, Т. Ф. Я учусь математике. Для воспитанников до-школьного учреждения 5 -7 лет. [Текст] /. Т. Ф Клементович М.: Литера, 2017. – 96с.

15. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. [Текст] /. Е. В. Ко-лесникова М.: Сфера, 2018. – 112 с.

16. Корнеева, Г. А., Мусейибова, Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. [Текст] /. Г. А. Корнеева, Т. А Мусейибова,– М.: 2016. – 264с.

17. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюнзенера? Игры и упражнения по обучению математике воспитанников дошкольного учреждения 5-7 лет. [Текст] /. Л. Д Комарова, М.: Гном и Д, 2018. – 64 с.

18. Короткова, Н. А. Предметно – пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей. [Текст] / Н. А Короткова,. М.: Линка – Пресс, 2010. – 197с.

19. Логинова, В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте [Текст] // В. И. Логинова Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. – Л., 2017. – 37 с.

20. Метлина, Л. С. Математика в детском саду. [Текст] / Л. С Метли-на, М.: Просвещение, 2016. – 156 с.

21. Михайлова, З.А. Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста[Текст] / З.А. Михайлова. СПб.: Детство – Пресс, 2018 – 384 с.

22. Михайлова, З. А. Логико – математическое развитие дошкольников. [Текст] / З. А Михайлова, М.: Детство – Пресс, 2017. – 574 с.

23. Михайлова – Свирская. Математика в детском саду. [Текст] : учебно – практическое пособие для педагогов дошкольного образования. / Михайлова – Свирская, Национальное образование, 2018. – 56 с.

24. Монтессори , М. Дом ребенка. [Текст] / М. Монтессори , Изд. 4-е. – М.: Задруга, 2016. – 182 с.

25. Нищева, Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. [Текст] / Н. В Нищева, СПб.: Детство – Пресс, 2017. – 16 с.

26. Новикова, В. П. Математика в детском саду. [Текст] / В. П. Новикова, М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 48 с.

27. Носова, Е. А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений в детском саду. [Текст] / Е. А. Носо-ва, Л.: 2017. – 62 с.

28. Петерсон, Л. Г. Игралочка – ступенька к школе. Математика для воспитанников дошкольного учреждения5 – 6 лет. Часть 3. Ювента, 2016. – 96 с.

29. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И. А. Помарева, В. А. Познина. М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 248 с.

30. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. [Текст] М.: Просвещение, 2016. – 40 с.

31. Шевелев, К. В. Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у воспитанников дошкольного учреждения 5– 7 лет. [Текст] М.: Мозаика – Синтез, 2018. – 32с.

32. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. М.: «Академия», 2017. – 272с.

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 54
Год: 2020
900 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X