8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Психология

Характеристика агрессивности обучающихся в промышленно-экономическом техникуме - Курсовая работа

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты исследования агрессивного поведения студентов 5

1.1 Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе 5

1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у студентов первого курса 10

Глава 2 Материал и методы исследования агрессивного поведения студентов промышленно-экономического колледжа 18

2.1 Материал исследования 18

2.2 Методы исследования 20

Глава 3 Результаты исследования агрессивного поведения студентов, обучающихся в промышленно-экономическом колледже 25

3.1 Характеристика проявления агрессивных и враждебных реакций, уровеньагрессивного поведения у студентов первого курса промышленно-экономического техникума….25

3.2. Самооценка психических состояний, склонности к конфликтности и агрессивности у студентов, обучающихся в промышленно-экономическом техникуме 29

Заключение 35

Список литературы 37

Приложения 40

Введение (выдержка)

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что каждый человек в своей жизни сталкивается с проявлением агрессии. В средствах массовой информации мы находим материалы, подтверждающие, что «градус» агрессии в нашем обществе стремительно набирает обороты.

Проблема агрессивности молодежи и, в частности, студенчества – одна из центральных социально-психологических проблем современной России, которая затрагивает общество в целом, психологов, социальных работников, родителей, привлекает внимание сотрудников полиции и исследователей.

Молодежь больше других возрастных групп страдает от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, которая потеряла сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах - старые разрушены, новые - не созданы. Нередко в молодежной среде можно наблюдать задиристость, драчливость, озлобленность, сквернословия, необоснованную враждебность при общении друг с другом, на улице и в общественных местах. Обилие боевиков, триллеров, фильмов ужасов, провоцирующие агрессивные формы поведения подростков, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Высокий уровень агрессии у лиц подросткового и юношеского возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности.

Проблемой агрессивного поведения занимались такие ученые как: А. Адлер, А. Басс, Р. Бэрон, А.Бандура, Н.Ю. Дмитриева, С.Н. Еникополов, К.З. Лоренц, Ф. Перлз, А. Пиз, Д. Ричардсон, Л.Д. Столяренко, Э. Фромм, З. Фрейд и др. Вопросами психологических особенностей проявления агрессивности подростков занимались Бреслав Г. Э, Зинченко В.П., Мардахаев Л. В, Немов Р.С., Ричардсон Д., Семенюк Л. М. и др. Агрессивность в студенческом возрасте в настоящее время является мало изученным явлением.

Цель исследования – исследование проявлений агрессивного поведения студентов первого курса

Объект исследования: агрессивное поведение

Предмет исследования: особенности проявлений агрессивного поведения у студентов первого курса промышленно-экономического колледжа ГБПОУ АО «Мирнинский промышленно-экономический техникум» (ГБПОУ АО «МПЭТ»).

Гипотеза: предположим, что студенты первого курса колледжа имеют склонность к агрессивному поведению.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения в молодежной среде;

2. Выявить проявления уровень агрессивного поведения, агрессивных и враждебных реакций у студентов первого курса промышленно-экономического техникума;

3. Изучить самооценку психических состояний, выявить склонность к конфликтности и агрессивности у студентов, обучающихся в промышленно-экономическом техникуме.

Методы исследования: анализ литературы, методы психологической диагностики (Опросник уровня агрессивности А. Басса – А. Дарки; методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина; опросник Л.Г. Почебут - диагностика агрессивного поведения; методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка).

База исследования: студенты 1 курса промышленно-экономического колледжа, в количестве 20 человек.

Основная часть (выдержка)

Глава 1 Теоретические аспекты исследования агрессивного поведения студентов

1.1 Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе

В толковом словаре русского языка Ушакова [2] слово агрессия (от латинского «aggredi»), определяется как «нападение, наступление, агрессивное отношение к чему-нибудь». До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей, угроза, запугивание, намерение обидеть, оскорбление, враждебность, ненависть, возмездие, жестокость, насилие, причинение вреда кому-нибудь или чему-нибудь [22, с.27].

Американские исследователи Р. Бэрон и Д. Ричардсон [5, c. 112], считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой.

Э. Фромм [19, c. 108] трактует агрессию «как любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животным, а также как причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

В психологическом словаре предлагается следующее определение: «Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» [2, c. 78].

Агрессивные эмоциональные состояния могут возникать и по отношению к неживым объектам, это своеобразная форма физического и психического дискомфорта и стрессов. Она может выступать как способ достижения важной цели, повышения собственного статуса за счёт самоутверждения [11]. Агрессия часто ассоциируется с негативными характеристиками - злость, гнев, досада, стремление оскорбить, навредить, расовые, этнические предрассудки, жесты угрозы, враждебности, неуважения, пренебрежения.

По мнению С. Л. Рубинштейна, «.агрессия — это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо» [17]. Психологи различают два типа агрессии: враждебная и инструментальная. Источник враждебной агрессии — это злость. Ее единственная цель — причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, а средство достижения какой-либо позитивной цели.

Л.М.Семенюк предлагает понимать агрессию «как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [17, С.17].

Таким образом, агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда или уничтожения другого человека/группы; это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Наряду с понятием «агрессия» в психолого-педагогической и специальной литературе используются термины «агрессивность» и «агрессивное поведение».

Заключение (выдержка)

Целью работы явилось изучение проявлений агрессивного поведения студентов первого курса промышленно-экономического колледжа

В ходе теоретического исследования проблемы агрессивного поведения в молодежной среде нами было выявлено, что проблема агрессивности является одной из актуальных в современном обществе. Агрессивное поведение психологи понимают как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам, нацеленное на вред другому человеку. Агрессия представляет собой совокупность показателей – физической, косвенной, вербальной агрессии.

Анализ литературы подтвердил, что юношество – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Агрессивное поведение подростков и юношества часто может быть вызвано стремлением к самоутверждению и самореализации. У студентов первого курса существует склонность к проявлениям вербальной и физической агрессии, аутоагрессии.

Эмпирическое исследование показало, что у студентов первого курса промышленно-экономического техникума выявлены показатели, превышающие норму по шкалам агрессивности и враждебности. Почти для половины (45%) студентов первого курса данной выборки характерны агрессивность и враждебность. Для данной категории лиц характерна вербальная агрессия: оскорбления, крик, проклятья, обвинения), негативная агрессия (молчаливый отказ от выполнения просьб или приказов, раздражительность. В общественных местах юноши и девушки ведут себя сдержанно, вся накопившаяся злость находит выход по приходу домой, раздражение передается окружающим), враждебность у 25% респондентов (общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим).

У студентов первого курса промышленно-экономического техникума преобладает позитивная агрессивность, что свидетельствует о том, что обучающиеся в промышленно-экономическом колледже стараются проявить инициативу в спорах, не стесняются критиковать других за определенные недостатки, при этом не любят поддаваться и уступать в спорах и пр. К позитивной агрессивности относятся такие качества студентов: напористость, наступательность, неуступчивость у 75% респондентов. Эти качества помогают обладателю в достижении цели, но не во всех ситуациях они необходимы.

Показатель негативной агрессивности выявлен у 30% студентов (для них характерны склонность к вспыльчивости у 30% респондентов, к обидчивости у 75%, к неуступчивости, бескомпромиссности у 45%).

Общий результат исследования – выявил агрессивность (несдержанность к мнению других) только у 15% студентов первого курса, что свидетельствует о хорошей адаптационной способности большинства.

Для первокурсников наиболее характерны проявления вербальной и эмоциональной агрессии, реже встречается проявление физической агрессии и самоагрессия, и реже всего молодежь использует предметную агрессию.

«Самооценка психических состояний» показала, что и наибольшее количество студентов имеют средние и низкие значения агрессивности. Высокий уровень агрессивности в группе респондентов не выявлен. Ригидность, фрустрация и тревожность в группе отсутствует. То есть можно сказать, что у большинства юношей и девушек адекватное отношение к окружающему миру и к себе. Они не испытывают тревожности и не склонны к конфликтности.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001

2. Агрессия // Большой психологический словарь / сост. В. Зинченко, и Б.

Мещеряков. Олма-пресс, 2004

3. Бандура А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерес. — М. : Академия, 1999. — 512 с.

4. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов. СПб.: Речь, 2007 144 с.

5. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб. : Питер, 2008. - 336 с.

6. Долгова В. И., Иванова Л. В., Банщикова А. И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015 Т. 31 С. 11–15. [Электронный ресурс]URL:http://e-ko*cept.ru/2015/95509.htm.

(дата обращения: 30.01.2020).

7. Двойникова Е.Ю. Психологические особенности адаптации студентов с разной стратегией решения учебно-профессиональных задач: дис. . канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2016. 25 с.

8. Ениколопов С.Н. Агрессия в обыденной жизни. М.: Научная

книга, 2014 496 с.

9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб : Питер, 2011. - 508 с.

10. Ильин, Е.П., Пономарева, М.С. Возрастно-половая динамика базовых эмоций// Ананьевские чтения, 2001: Тезисы научно-практической конференции. СПб.:, 2001.

11. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. — СПб.: Питер, 2014 —368 с.: ил.

12. Карелин А., Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А.Карелин // М.: Эксмо. — 2007. –С. 416

13. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. 192 с.

14. Кузьминов В. В., Диагностика агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях [Текст] / В. В. Кузьминов, А. С. Никитченко // Молодой ученый. — 2014. — № 6. — С. 806–808.

15. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология:

полный жизненный цикл развития человека. М.: Трикста: Академ. Проект, 2014. – 419с.

16. Магомедова, Р.М. О причинах проявления агрессии и агрессивного поведения студентов современного вуза // Казанский педагогический журнал, 2012. №2(92). C. 131-137.

17. Майерс Д.Социальная психология. 7-е изд. Санкт-Петербург и др.: Питер. 2012 793 с.

18. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия. 2006 608 с.

19. Немов Р. С. Психология образования / Р. С. Немов. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 608 с.

20. Опросник Басса — Дарки// Диагностика состояний агрессии. — Режим доступа: http://vs**esti.ru/224/.

21. Овчинникова Ю.Г. К проблеме кризиса идентичности// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2000. №2. С. 84-89.

22. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003. - 452 с. (с. 383-385)

23. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психол. журн. —1996. - JMs 5. - С. 3-18.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 718с.

25. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль / Т. Г. Румянцева // Вопр. психологии. — 1992. - № 5/6. - С. 35-40.

26. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна. — М. : Флинта., 2008. — 96 с.

27. Ушева Т. Ф. Педагогические аспекты рефлексивного сопровождения студентов. Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 2-2. С. 231-236.

28. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — М. : Гардарики, 1994. - 299 с.

29. Фурманов И. А. Детская агрессивность / И. А. Фурманов. — М. : Сфера, 1996. — 192 с.

30. Цыганова Л. Н. Понятие «агрессивность» в психолого-педагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте // Психологические науки, 2011

31. Шестакова Е. Г., Дорфман Л. Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности // Образование и наука 2019 — URL https://mo**uch.ru/archive/105/25019/ (дата обращения: 21.02.2020).

32. Простакишина Н. П., Вербальная агрессия и основные формы ее проявления в молодежной среде [Текст] / Н. П. Простакишина, Е. С. Шпак // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 108–110.

33. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова //https://ushako**ictionary.ru/word.php?wordid=208

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 61
Год: 2020
900 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X