Курсовая работа

«Характеристика агрессивности обучающихся в промышленно-экономическом техникуме»

  • 61 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты исследования агрессивного поведения студентов 5

1.1 Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе 5

1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у студентов первого курса 10

Глава 2 Материал и методы исследования агрессивного поведения студентов промышленно-экономического колледжа 18

2.1 Материал исследования 18

2.2 Методы исследования 20

Глава 3 Результаты исследования агрессивного поведения студентов, обучающихся в промышленно-экономическом колледже 25

3.1 Характеристика проявления агрессивных и враждебных реакций, уровеньагрессивного поведения у студентов первого курса промышленно-экономического техникума….25

3.2. Самооценка психических состояний, склонности к конфликтности и агрессивности у студентов, обучающихся в промышленно-экономическом техникуме 29

Заключение 35

Список литературы 37

Приложения 40

Введение

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что каждый человек в своей жизни сталкивается с проявлением агрессии. В средствах массовой информации мы находим материалы, подтверждающие, что «градус» агрессии в нашем обществе стремительно набирает обороты.

Проблема агрессивности молодежи и, в частности, студенчества – одна из центральных социально-психологических проблем современной России, которая затрагивает общество в целом, психологов, социальных работников, родителей, привлекает внимание сотрудников полиции и исследователей.

Молодежь больше других возрастных групп страдает от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, которая потеряла сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах - старые разрушены, новые - не созданы. Нередко в молодежной среде можно наблюдать задиристость, драчливость, озлобленность, сквернословия, необоснованную враждебность при общении друг с другом, на улице и в общественных местах. Обилие боевиков, триллеров, фильмов ужасов, провоцирующие агрессивные формы поведения подростков, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Высокий уровень агрессии у лиц подросткового и юношеского возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности.

Проблемой агрессивного поведения занимались такие ученые как: А. Адлер, А. Басс, Р. Бэрон, А.Бандура, Н.Ю. Дмитриева, С.Н. Еникополов, К.З. Лоренц, Ф. Перлз, А. Пиз, Д. Ричардсон, Л.Д. Столяренко, Э. Фромм, З. Фрейд и др. Вопросами психологических особенностей проявления агрессивности подростков занимались Бреслав Г. Э, Зинченко В.П., Мардахаев Л. В, Немов Р.С., Ричардсон Д., Семенюк Л. М. и др. Агрессивность в студенческом возрасте в настоящее время является мало изученным явлением.

Цель исследования – исследование проявлений агрессивного поведения студентов первого курса

Объект исследования: агрессивное поведение

Предмет исследования: особенности проявлений агрессивного поведения у студентов первого курса промышленно-экономического колледжа ГБПОУ АО «Мирнинский промышленно-экономический техникум» (ГБПОУ АО «МПЭТ»).

Гипотеза: предположим, что студенты первого курса колледжа имеют склонность к агрессивному поведению.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения в молодежной среде;

2. Выявить проявления уровень агрессивного поведения, агрессивных и враждебных реакций у студентов первого курса промышленно-экономического техникума;

3. Изучить самооценку психических состояний, выявить склонность к конфликтности и агрессивности у студентов, обучающихся в промышленно-экономическом техникуме.

Методы исследования: анализ литературы, методы психологической диагностики (Опросник уровня агрессивности А. Басса – А. Дарки; методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина; опросник Л.Г. Почебут - диагностика агрессивного поведения; методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка).

База исследования: студенты 1 курса промышленно-экономического колледжа, в количестве 20 человек.

Фрагмент работы

Глава 1 Теоретические аспекты исследования агрессивного поведения студентов

1.1 Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе

В толковом словаре русского языка Ушакова [2] слово агрессия (от латинского «aggredi»), определяется как «нападение, наступление, агрессивное отношение к чему-нибудь». До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей, угроза, запугивание, намерение обидеть, оскорбление, враждебность, ненависть, возмездие, жестокость, насилие, причинение вреда кому-нибудь или чему-нибудь [22, с.27].

Американские исследователи Р. Бэрон и Д. Ричардсон [5, c. 112], считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой.

Э. Фромм [19, c. 108] трактует агрессию «как любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животным, а также как причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

В психологическом словаре предлагается следующее определение: «Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» [2, c. 78].

Агрессивные эмоциональные состояния могут возникать и по отношению к неживым объектам, это своеобразная форма физического и психического дискомфорта и стрессов. Она может выступать как способ достижения важной цели, повышения собственного статуса за счёт самоутверждения [11]. Агрессия часто ассоциируется с негативными характеристиками - злость, гнев, досада, стремление оскорбить, навредить, расовые, этнические предрассудки, жесты угрозы, враждебности, неуважения, пренебрежения.

По мнению С. Л. Рубинштейна, «.агрессия — это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо» [17]. Психологи различают два типа агрессии: враждебная и инструментальная. Источник враждебной агрессии — это злость. Ее единственная цель — причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, а средство достижения какой-либо позитивной цели.

Л.М.Семенюк предлагает понимать агрессию «как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [17, С.17].

Таким образом, агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда или уничтожения другого человека/группы; это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Наряду с понятием «агрессия» в психолого-педагогической и специальной литературе используются термины «агрессивность» и «агрессивное поведение».

Заключение

Целью работы явилось изучение проявлений агрессивного поведения студентов первого курса промышленно-экономического колледжа

В ходе теоретического исследования проблемы агрессивного поведения в молодежной среде нами было выявлено, что проблема агрессивности является одной из актуальных в современном обществе. Агрессивное поведение психологи понимают как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам, нацеленное на вред другому человеку. Агрессия представляет собой совокупность показателей – физической, косвенной, вербальной агрессии.

Анализ литературы подтвердил, что юношество – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Агрессивное поведение подростков и юношества часто может быть вызвано стремлением к самоутверждению и самореализации. У студентов первого курса существует склонность к проявлениям вербальной и физической агрессии, аутоагрессии.

Эмпирическое исследование показало, что у студентов первого курса промышленно-экономического техникума выявлены показатели, превышающие норму по шкалам агрессивности и враждебности. Почти для половины (45%) студентов первого курса данной выборки характерны агрессивность и враждебность. Для данной категории лиц характерна вербальная агрессия: оскорбления, крик, проклятья, обвинения), негативная агрессия (молчаливый отказ от выполнения просьб или приказов, раздражительность. В общественных местах юноши и девушки ведут себя сдержанно, вся накопившаяся злость находит выход по приходу домой, раздражение передается окружающим), враждебность у 25% респондентов (общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим).

У студентов первого курса промышленно-экономического техникума преобладает позитивная агрессивность, что свидетельствует о том, что обучающиеся в промышленно-экономическом колледже стараются проявить инициативу в спорах, не стесняются критиковать других за определенные недостатки, при этом не любят поддаваться и уступать в спорах и пр. К позитивной агрессивности относятся такие качества студентов: напористость, наступательность, неуступчивость у 75% респондентов. Эти качества помогают обладателю в достижении цели, но не во всех ситуациях они необходимы.

Показатель негативной агрессивности выявлен у 30% студентов (для них характерны склонность к вспыльчивости у 30% респондентов, к обидчивости у 75%, к неуступчивости, бескомпромиссности у 45%).

Общий результат исследования – выявил агрессивность (несдержанность к мнению других) только у 15% студентов первого курса, что свидетельствует о хорошей адаптационной способности большинства.

Для первокурсников наиболее характерны проявления вербальной и эмоциональной агрессии, реже встречается проявление физической агрессии и самоагрессия, и реже всего молодежь использует предметную агрессию.

«Самооценка психических состояний» показала, что и наибольшее количество студентов имеют средние и низкие значения агрессивности. Высокий уровень агрессивности в группе респондентов не выявлен. Ригидность, фрустрация и тревожность в группе отсутствует. То есть можно сказать, что у большинства юношей и девушек адекватное отношение к окружающему миру и к себе. Они не испытывают тревожности и не склонны к конфликтности.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001

2. Агрессия // Большой психологический словарь / сост. В. Зинченко, и Б.

Мещеряков. Олма-пресс, 2004

3. Бандура А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерес. — М. : Академия, 1999. — 512 с.

4. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов. СПб.: Речь, 2007 144 с.

5. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб. : Питер, 2008. - 336 с.

6. Долгова В. И., Иванова Л. В., Банщикова А. И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015 Т. 31 С. 11–15. [Электронный ресурс]URL:http://e-ko*cept.ru/2015/95509.htm.

(дата обращения: 30.01.2020).

7. Двойникова Е.Ю. Психологические особенности адаптации студентов с разной стратегией решения учебно-профессиональных задач: дис. . канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2016. 25 с.

8. Ениколопов С.Н. Агрессия в обыденной жизни. М.: Научная

книга, 2014 496 с.

9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб : Питер, 2011. - 508 с.

10. Ильин, Е.П., Пономарева, М.С. Возрастно-половая динамика базовых эмоций// Ананьевские чтения, 2001: Тезисы научно-практической конференции. СПб.:, 2001.

11. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. — СПб.: Питер, 2014 —368 с.: ил.

12. Карелин А., Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А.Карелин // М.: Эксмо. — 2007. –С. 416

13. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. 192 с.

14. Кузьминов В. В., Диагностика агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях [Текст] / В. В. Кузьминов, А. С. Никитченко // Молодой ученый. — 2014. — № 6. — С. 806–808.

15. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология:

полный жизненный цикл развития человека. М.: Трикста: Академ. Проект, 2014. – 419с.

16. Магомедова, Р.М. О причинах проявления агрессии и агрессивного поведения студентов современного вуза // Казанский педагогический журнал, 2012. №2(92). C. 131-137.

17. Майерс Д.Социальная психология. 7-е изд. Санкт-Петербург и др.: Питер. 2012 793 с.

18. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия. 2006 608 с.

19. Немов Р. С. Психология образования / Р. С. Немов. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 608 с.

20. Опросник Басса — Дарки// Диагностика состояний агрессии. — Режим доступа: http://vs**esti.ru/224/.

21. Овчинникова Ю.Г. К проблеме кризиса идентичности// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2000. №2. С. 84-89.

22. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003. - 452 с. (с. 383-385)

23. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психол. журн. —1996. - JMs 5. - С. 3-18.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 718с.

25. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль / Т. Г. Румянцева // Вопр. психологии. — 1992. - № 5/6. - С. 35-40.

26. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна. — М. : Флинта., 2008. — 96 с.

27. Ушева Т. Ф. Педагогические аспекты рефлексивного сопровождения студентов. Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 2-2. С. 231-236.

28. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — М. : Гардарики, 1994. - 299 с.

29. Фурманов И. А. Детская агрессивность / И. А. Фурманов. — М. : Сфера, 1996. — 192 с.

30. Цыганова Л. Н. Понятие «агрессивность» в психолого-педагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте // Психологические науки, 2011

31. Шестакова Е. Г., Дорфман Л. Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности // Образование и наука 2019 — URL https://mo**uch.ru/archive/105/25019/ (дата обращения: 21.02.2020).

32. Простакишина Н. П., Вербальная агрессия и основные формы ее проявления в молодежной среде [Текст] / Н. П. Простакишина, Е. С. Шпак // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 108–110.

33. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова //https://ushako**ictionary.ru/word.php?wordid=208

Покупка готовой работы
Тема: «Характеристика агрессивности обучающихся в промышленно-экономическом техникуме»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 61
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие работы

Курсовая работа

«Характеристика агрессивности обучающихся в в промышленно-экономическом техникуме»

Курсовая работа

«Анализ организационного устройства (АОУ) учреждения образования»

Контрольная работа

«1. Система и общая характеристика составов преступлений в сфере экономической деятельности. Незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство. Ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытого преступным путем. Ответственность за изготовление или сбыт поддельных денег, ценных бумаг, кредитных карт либо иных платежных документов. 2. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов. Квалификация хищения либо вымогате»

Реферат

«Роль PR-специалиста в условиях экономического кризиса»

Курсовая работа

«Спрос и предложение на туристском рынке в условиях экономического кризиса»