8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Рефераты / Педагогика

Готовность ребенка к систематическому школьному обучению - Реферат

Содержание

Введение …3

1. Понятие готовность к школьному обучению ….4

2. Психофизиологическая готовность ребенка к школьному обучению.8

3. Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе.11

Заключение….16

Список используемой литературы….17

Приложение ….19

Введение (выдержка)

Проблема готовности к школьному обучению остается актуальной для исследователей уже много лет. Психологи, педагоги, физиологи определяют различные критерии готовности к школе, ведут дискуссии о том, в каком возрасте целесообразнее начинать обучение, стоит или не стоит готовить дошкольника к переходу к учебной деятельности (М. М. Безруких, Н. В. Нижегородцева, К. Н. Поливанова, Г. А. Цукерман, В. Д. Шадриков и др.

Проблема реализации задач готовности детей к школьному обучению сегодня встает особенно остро: статистические данные свидетельствуют, что в последние годы на фоне интенсификации обучения, внедрения новых усложненных программ и технологий обучения, создания инновационных учреждений значительно увеличилось число детей, не способных справиться с учебной нагрузкой и успешно адаптироваться к школьной жизни, и в настоящее время переросла в медико-педагогическую проблему.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности.

Цель работы: изучить проблемы готовности детей к систематическому школьному обучению.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие готовность к школьному обучению;

2. Раскрыть сущность психофизиологической готовности ребенка к школьному обучению, выделить ее компоненты;

3. Выделить и охарактеризовать критерии физиологической готовности детей к обучению в школе.

Основная часть (выдержка)

1. Понятие «готовность к школьному обучению»

Отечественные и зарубежные исследователи по-разному определяют понятие школьной зрелости. А. Г. Бабаева, В. А. Гуткина [6] понимают школьную зрелость как определенный комплекс параметров, который может говорить об определенной социальной и умственной зрелости ребенка, а также определенный объем умений и навыков, достаточный для начала школьного обучения.

Т. И. Акимова [11] считает, что школьная зрелость - это биологическая и физиологическая зрелость ребенка. Это означает, что к 6,5 годам возрастные показатели всех органов и систем соответствуют анатомическим и физиологическим показателям.

И. В. Дубровина [14] понятие «школьной зрелости» определяет как соотнесенность степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Школьная зрелость - это функциональная зрелость. Автор выделяет три аспекта школьной зрелости:

— интеллектуальный аспект (дифференцированное восприятие, перцептивная зрелость, концентрированное внимание, аналитическое мышление и др.);

— эмоциональный аспект (умение контролировать свои эмоции, возможность длительное время выполнять непривлекательное задание);

_ социальный аспект (потребность ребенка в общении, умение подчинять свое поведение законам детской группы).

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

В большей части работ, посвященных изучению готовности ребенка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта: физиологический, специальный и психологический[14].

Физиологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и состоянием его здоровья, а не возрастом детей.

Заключение (выдержка)

Понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую, психологическую, социальную (личностную), интеллектуальную готовность к обучению в школе. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказываются на успешности обучения школе.

Под «школьной зрелостью» понимают такой уровень развития ряда физиологических систем или даже отдельных функций, которые обеспечивают выполнение учениками всех предъявляемой школой требований без ущерба для здоровья и нормального развития, без чрезмерного напряжения.

Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной (личностной) готовности к школе.

Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям.

К ним относятся: 1) морфологические: абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг); пропорции тела (по результатам Филиппинского теста); смена зубов. 2) Физиологические: моторика (наличие фазы полета при беге, способность к прыжку, способность к броску); работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут); чувство времени (зависит от скорости обменных процессов) должно приблизится к взрослому.

Также при оценке учитываются состояние нервной системы ребенка, зрения, моторики (особенно мелкой моторики рук), слуха, общее состояние его здоровья.

Литература

1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. М., 2006. - 208 с.

2. Бакиева Н.З. Антропо-физиологическая характеристика и «школьная зрелость» современных детей с учетом индивидуальных особенностей развития: автореф. дисс. …канд. биол. наук. Челябинск, 2012- 22 с.

3. Бакиева Н.З., Гребнева Н.Н. Комплексное исследование «школьной зрелости» современных детей. Вестник Тюменского государственного университета. 2014 // Медико-биологические науки. 157-164

4. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985.

5. Возрастная физиология и психофизиология: практикум / сост. В64 С. Г. Махнева [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 112 с.

6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2002.- перераб. и доп. – 184 с.

7. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н. Н. Данилова. —М.: Аспект Пресс, 2012.— 368 c.

8. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология — М.: Издательство: Юрайт 2017. – 414с.

9. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 144 с.

10. Куинджи Н.Н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность // Вестник РАМН. 2009 № 5 С. 33-37.

11. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 2016.

12. Ляксо, Е. Е. Возрастная физиология и психофизиология : учебник для СПО / Е. Е. Ляксо, А. Д. Ноздрачев, Л. В. Соколова. — М. : Издательство Юрайт, 2016 — 396 с.

13. Мальцева Н.В., Хохлова С.А., Кулеш Т.А. Гигиеническая оценка функциональной готовности детей детского сада к систематическому обучению в школе // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2.; URL: http://edu**rald.ru/ru/article/view?id=18281 (дата обращения: 27.03.2020).

14. Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2010 – 256 с.

15. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера.- М., «Педагогика», 1988.

16. Параничева Т.М. , Тюрина Е.В. Функциональная готовность к школе детей 6-7 лет: «Институт возрастной физиологии» Российской академии образовании, Москва, 2012.

17. Педагогическая физиология: учебное пособие / под ред. М.М.Безруких / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер и др. — ФОРУМ Москва, 2018. — 496 с.

Информация о работе

Тип: Реферат
Страниц: 23
Год: 2020
300 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X