8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Психология

Эмоциональные компоненты социального познания (фактор настроения) - Курсовая работа

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие эмоции, структура эмоциональной сферы 6

Глава 2. Настроение. Феномен настроения 11

2.1. Понятие настроения. Основные характеристики 11

2.2. Виды настроений 15

2.3. Влияние настроения и его роль в жизни человека 22

Заключение 25

Список литературы 26

Введение (выдержка)

Начиная с семидесятых годов настоящего столетия, в социально-психологической литературе все чаще и чаще стала заявлять о себе особая проблемная область, которая обозначила себя, как «психология социального познания».

Социальное познание - неотъемлемая часть человеческого знания вообще. Социальное познание - целостный процесс отражения объективной социальной действительности в сознании человека с целью получения и расширения знаний об обществе, социальных образованиях и социальных процессах. [14] Таким образом, объектом социального познания является общество, в целом, а также различные виды и формы социальных образований и процессов. Предметом социального познания является получение истинного знания о социальных явлениях и процессах.

Первоначально люди неизбежно вступают в деловые и психологические контакты, то есть взаимодействуют. Контакты и общение - неотъемлемый элемент жизнедеятельности представителей любой общности, естественный результат духовной и материальной заинтересованности человека в других людях. В процессе взаимодействия и общения людей возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы симпатий и антипатий и другие межличностные отношения, первичный компонент психологии.

В структуре взаимоотношений людей обычно выделяют три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный компонент межличностных отношений включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения. Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация. Адекватность взаимопонимания представляет собой точность психического отражения одной личностью другой. Идентификация во взаимопонимании представляет собой отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. Здесь проявляется механизм сравнения явлений, предметов и образов. Как целенаправленный процесс идентификация заканчивается определением сходства или различия между двумя личностями в сознании каждого из них.

Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д. Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов друг с другом и сопровождается эмпатией - эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Сопереживание – переживание тех чувств, которые испытывает другой, а сочувствие – это и личностное отношение к переживаниям другого. Есть и деятельностная эмпатия – соучастие, представляющая собой не только переживание за другого, но и содействие ему. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях. [19]

Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент. Он включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. [19]

Чтобы понять человека, мы должны иметь представление не только о его мыслях и поступках, но и о его чувствах, настроениях. Только имея представление об эмоциональном опыте человека, мы можем с определенной долей уверенности говорить о том, что мы знаем каков он.

Эмоциональные компоненты – в социальной психологии – то чувство или настроение человека, которые могут быть связаны с его социальным положением, социальной позицией или возникают при общении с кем-либо. [6]

Исследование эмоционального опыта в психологии личности необходимо, каким бы оно ни было трудным. Контроль и регулирование эмоциональных реакций – одна из основных задач личностного развития. Сказанное выше обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования, а именно исследование такого типа психического состояния, как настроение.

Объектом данного исследования является процесс влияния эмоционального компонента познания на личность.

Предмет исследования – настроение как основной эмоциональный компонент социального познания личности.

Цель данного исследования – комплексное изучение сущности фактора настроения в целом и особенностей, разновидностей данного эмоционального компонента социального познания личности в частности.

Согласно цели нами поставлены следующие задачи:

1) дать определение понятиям «эмоция», «аффект», «настроение»;

2) на основании теоретического материала раскрыть сущность и основные особенности настроений;

3) рассмотреть классификацию настроений;

4) выявить роль влияния настроения на образ жизни человека.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили следующие издания: Куликов Л.В. «Психология настроения» (СПб., 1997); Ильин Е.П. «Эмоции и чувства» (СПб., 2001), а также работы таких авторов, как Данилова Н.Н., Рубинштейна С.Л., Левитова Н.Д., В. Ноулиса, А. Весмана и Дж. Рикса.

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.

Основная часть (выдержка)

Глава 1. Понятие эмоции, структура эмоциональной сферы

Термины, обозначающие психические явления, обычно называемые эмоциями, или чувствами, к сожалению, не имеют строгого значения, и среди психологов до сих пор идут дискуссии на тему «что значит что?».

В работе Додонова Б.И. «Эмоция как ценность» (М., 1978) употреб-ляется, как правило, слово «эмоция» в его наиболее широком значении. Слово же «чувство», как и некоторые другие его синонимы, он использует чисто контекстуально - главным образом, для обозначения тех же эмоций или их комплексов.

Характеризуя эмоции в чисто феноменологическом, описательном плане, можно выделить такие их признаки: 1) представленность эмоций в сознании в форме непосредственных переживаний; 2) двойственный, психофизиологический характер этих явлений; с одной стороны - аффективное волнение, с другой - его органические проявления; 3) ярко выраженная субъективная окраска эмоций, присущее им качество особой «интимности».

Перечисленные признаки эмоций, однако, в методологическом отноше-нии служат весьма специальной задаче: они позволяют более или менее точно очертить круг явлений, которые автор этим словом называет. Сущность же эмоций может быть раскрыта только в конструктивном теоретическом анализе.

Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. [7]

Специфика эмоций заключается в том, что они выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

Основными видами эмоций являются следующие:

- эмоциональный тон ощущений, который выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые;

Заключение (выдержка)

Изучение генезиса человеческих эмоций имеет весьма важное психолого-педагогическое значение. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни далекое прошлое, человек невольно связывает детство с определенными эмоционально окрашенными образами явлений природы, событий, любимых игрушек.

Эмоции влияют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Эмоциональный фон присутствует в ощущениях, которые могут быть приятные или неприятные. Влияние эмоций отражается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, которое усиливает его раздражение.

К классу эмоций относят настроения, чувства, аффекты, страсти, стрес-сы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Изучение настроения показало огромную сложность этого психического феномена, множественность взаимосвязей и взаимообусловливаний, разнообразие функций.

В данной работе были даны определения понятию «настроение», выявлены основные особенности данного явления. Кроме того, нами изучены и представлены 7 типов настроения личности, а также описаны элементы влияния изменчивости настроения на жизнь человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные в курсовой задачи нами выполнены и цель курсовой работы достигнута.

Литература

1. Александров А.А. Интегративная психотерапия. Спб.: Питер, 2009.

2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

4. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж, 1995.

5. Веккер Л.М. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы. Сост. А.В. Либин. М.: Русский мир, 2000.

6. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 4-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008.

7. Глоссарий психологических терминов / Под. ред. Н. Губина. М: Наука, 1999.

8. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2007.

9. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.

10. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. М.: ТЦ Сфера, 2003.


+ еще 19 источников

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 27
Год: 2012
300 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X