8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Право

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ….…9

1.1. Общее понятие об уголовной ответственности…9

1.2. Уголовное наказание как форма реализации уголовной ответственности. Понятие уголовного наказания, цели и виды наказаний….17

ГЛАВА II. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНЕ….….27

2.1. Эволюция понятия «несовершеннолетний» в Уголовном Законе.27

2.2. Несовершеннолетние лица, как субъект преступления…34

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ….….38

3.1. История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних….38

3.2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних…46

3.3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности….54

ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕНИХ….…61

4.1. Сущность, цели и принципы наказания несовершеннолетних…61

4.2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним….73

4.3. Особенности применения наказания несовершеннолетним….78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….90

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….….….96

ПРИЛОЖЕНИЯ….….….103

Введение (выдержка)

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, оказали существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних. Субъективная сторона этих преступлений, являясь их внутренней психологической характеристикой, представляет собой особую психическую деятельность лица, связанную с мотивированным или часто неосознанным совершением преступления. Изменились и качественные характеристики этих деяний, повысилась степень организованности совершаемых преступлений [28, с. 27].

Преступность несовершеннолетних, как и проблемы ее предупреждения, всегда вызывала повышенное внимание. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона несовершеннолетними свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества.

Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии строжайшего соблюдения процессуального законодательства, регламентирующего порядок предварительного расследования по делам несовершеннолетних.

Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершаются в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе (около половины), что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно со взрослыми.

Указанные специфические черты преступности несовершеннолетних и привели законодателя к необходимости тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, подчас отступающей от общих правил и начал уголовной ответственности и наказания. Законодательством предусмотрены особые условия установления видов наказания для несовершеннолетних, назначения им наказания, освобождения их от уголовной ответственности и наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости.

Уголовно-правовые меры противодействия преступности несовершеннолетних не являются основными. Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, падения жизненного уровня значительной части населения, обострения межнациональных конфликтов, благоприятного развития семейно-брачных отношений, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры. И, тем не менее, когда преступление совершено, возникает вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетнего.

Особенностью ответственности несовершеннолетних за совершённое ими преступление является возможность её реализации или с освобождением от уголовной ответственности и применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК), или с привлечением к уголовной ответственности, но:

1. с освобождением от наказания и применением принудительных мер воспитательного характера (ч. 1 ст. 92 УК);

2. с применением наказания, специально установленного постановлениями ст. 88 УК;

3. с освобождением от наказания и помещением виновного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних (ч. 2 ст. 92 УК).

Среди норм об уголовной ответственности несовершеннолетних следует различать:

- нормы, действующие в отношении лиц, не достигших совершеннолетия ко времени совершения преступления;

- нормы, действующие в отношении лиц, не достигших совершеннолетия ко времени применения нормы.

Первая группа норм (включает правила о видах наказания, назначении наказания, условно-досрочном освобождении, сроках давности и судимости) - следствие реализации принципа справедливости, смягчения уголовно-правовых последствий, адекватное возрастной незрелости преступника. Вторая группа норм (определение вида колоний, принудительные меры воспитательного воздействия) обусловлена необходимостью целесообразной организации исправления преступника с учётом возрастных особенностей его личности. Важно отметить, однако, что деление норм об уголовной ответственности несовершеннолетних на две означенные группы (известные и УК РСФСР 1960 г.) не вытекает из буквы нового кодекса. Напротив, следуя букве нового УК, следовало бы к взрослым лицам, совершившим преступление до совершения совершеннолетия, применить принудительные меры воспитательного воздействия и отправлять их для отбывания наказания в воспитательные колонии. Однако такая практика противоречила бы важному принципу пенитенциарной политики - принципу раздельного содержания несовершеннолетних и взрослых преступников. Нецелесообразно и применение принудительных мер воспитательного воздействия к взрослому преступнику: применение их не ограничено сроком, возможность применения обусловлена незрелым возрастом и применение прекращается фактом наступления совершеннолетия (в исключительных случаях они могут применяться к лицам до достижения 20-летнего возраста в соответствии со статьёй 96 УК). Таким образом, формулировку понятия “несовершеннолетний” в статье 87 УК нельзя толковать буквально: определение это - не вполне удачное технико-юридическое решение задачи сокращения текста закона, оно требует не буквального, но ограниченного толкования.

К наиболее интересным и содержательным специальным исследованиям советского времени следует отнести работы Бабаева М.М. «Индивидуализация наказания несовершеннолетних», Ноя И.С. «Вопросы теории наказания в советском уголовном праве», Шаргородского М.Д. «Наказание, его цели и эффективность», Соловьёва А.Д. «Вопросы применения наказания по советскому уголовному праву», Орлова В.С. «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Современных работ по данной тематике практически нет. Можно вы-делить лишь работу Сафуанова Ф. «Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого», в которой рассмотрен сложный вопрос проведения комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетнего обвиняемого.

Поэтому можно сказать, что вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних в России остаются ещё слабо разработанными. Если общие вопросы, в той или иной степени, рассматривались в научной литературе, то содержание отдельных частей данной темы не было пока предметом подробного специального исследования юристов.

Таким образом, рассматриваемые нами вопросы определяют актуальность нашего исследования.

Научная новизна нашей работы состоит в том, что она может способствовать активизации деятельности в сфере профилактики подростковой преступности и раскрытии преступлений в среде несовершеннолетних, а так же снижению рецидива преступлений среди несовершеннолетних.

Объектом исследования работы являются общественные отношения в сфере уголовного законодательства Российской Федерации, касающиеся несовершеннолетних и их законных представителей с одной стороны, и законодательной и исполнительной ветвей власти с другой стороны, в части уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, совершивших противоправное деяние.

Предметом же исследования данной выпускной квалификационной работы являются уголовно – процессуальные нормы, судебная и правоохранительная практика, раскрывающие особенности действующего уголовного законодательства Российской Федерации в отношении несовершеннолетних преступников.

Нормативно – правовая база дипломной работы: международно-правовые документы, Конституция Российской Федерации, Уголовный ко-декс Российской Федерации, Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно – исполнительный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Приказ МВД России № 569 от 28.05.1999 года «Об организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в ОВД».

Общетеоретической основой исследования послужили научные труды таких авторов как Л.В. Иногамова-Хегай; В.А. Казакова; А.И. Рарога; В.И. Радченко; А.С. Михлин и другие.

В качестве методов исследования использовались методы познания социальных и правовых процессов: системный, конкретно – исторический, а так же сравнительно – правовой.

Целью работы является комплексный анализ особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.

Исходя из указанной цели, в написании данной выпускной квалификационной работы, были поставлены следующие задачи:

 дать определение понятию «уголовная ответственность» (Глава I);

 рассказать об эволюции понятия «несовершеннолетний» в Уголовном Законе (Глава II);

 кратко ознакомиться с историей развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних (Глава III);

 рассмотреть основные особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних в уголовном законодательстве (Главы III, IV).

 выработать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства в данном направлении.

Структура выпускной квалификационной работы.

Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

1.2 Общее понятие об уголовной ответственности

Уголовная ответственность относится к фундаментальным понятиям уголовного права и является связующим звеном юридической триады: “преступление - уголовная ответственность – наказание”, в которой выражается смысл всего уголовного законодательства.

Понятие уголовной ответственности неоднократно встречается в нор-мах уголовного законодательства:

• законы, предусматривающие уголовную ответственность (ст. 1 УК РФ);

• основания и принципы уголовной ответственности (ст. 2 УК РФ);

• уголовная ответственность только при наличии вины (ст. 5 УК РФ);

• недопустимость уголовной ответственности дважды за одно и то же преступление (ст. 6 УК РФ);

• основание уголовной ответственности (ст. 8 УК РФ);

• лица, подлежащие уголовной ответственности (ст. 19-23 УК РФ);

• уголовная ответственность за неоконченное преступление (ст. 29, 30 УК РФ) и за соучастие в преступлении (ст. 34-36 УК РФ);

• освобождение от уголовной ответственности (ст. 75-78 УК РФ) и т.д. [9, стр.4-32]

В теории уголовного права, несмотря на многократное использование термина “уголовная ответственность”, легальное (аутентическое) толкование данного понятия отсутствует. Если рассматривать работы ученых юристов, как Советских времен, так и современной России, содержание данного понятия в теории права вызывает значительные расхождения. Можно выделить лишь несколько общих основных позиций:

во-первых - уголовная ответственность - основанная на нормах права обязанность подлежать действию уголовного закона, как обязанность лица отвечать за содеянное перед государством;

во-вторых - уголовная ответственность – это не просто наличная обязанность претерпеть отрицательные последствия противоправного поведения, но и их реальное претерпевание.

Значительная часть исследователей считает, что уголовно-правовая ответственность означает выраженную в приговоре суда отрицательную оценку (осуждение) общественно-опасного деяния и порицание лица, его совершившего. Другие - придерживаются мнения, что уголовная ответственность отождествляется с государственно-принудительным воздействием за совершённое преступление. Однако ни одна из приведенных точек зрения не даёт полной характеристики уголовной ответственности, и в то же время не может быть признана полностью неверной. Учитывая вышесказанное, хотелось бы дать толкование понятия “уголовной ответственности”.

Заключение (выдержка)

Несовершеннолетние в УК РФ представляют собой отдельную группу участников уголовного права, что обусловлено спецификой данной группы лиц.

Начало выделения несовершеннолетних в отдельную группу лиц относится к восемнадцатому веку и обусловлено помимо гуманизации уголовного права еще и осознанием разницы уровня развития взрослого человека и несовершеннолетнего.

Из всех нарушений законности, допускаемых несовершеннолетними, наиболее опасными являются уголовные преступления. Правильная, чётко организованная борьба с преступностью несовершеннолетних является од-ной из наиболее актуальных задач. Говоря о структуре и динамике преступности среди несовершеннолетних, необходимо отметить, что за последние годы в значительной мере увеличилось число правонарушений, совершённых несовершеннолетними: если несколько лет назад коэффициент преступности несовершеннолетних составил 6% к общему числу совершённых в стране преступлений, то в настоящее время он составляет 12%.

При этом совершается большое количество тяжких преступлений: умышленные убийства, бандитские налёты, разбойные нападения и грабежи. Около 80% всех преступлений совершено несовершеннолетними группами.

По сводным статистическим данным Генеральной Прокуратуры России рост преступности среди несовершеннолетних продолжается и в настоящее время. К тому же следует учесть проявление новых, неизвестных ранее черт криминогенного характера, характеризующих преступность среди несовершеннолетних:

• более широкое применение холодного и огнестрельного оружия;

• неоправданная жестокость, даже садизм при совершении преступлений против личности;

• рост числа заранее организованных, групповых преступлений;

• стремление создать для себя материальные выгоды путём совершения корыстных преступлений.

Во всём этом содержится потенциальная возможность совершения этими лицами в будущем ещё более опасных преступлений, если их преступное поведение не будет своевременно пресечено.

В то же время следователи органов внутренних дел, расследующие преступления несовершеннолетних, и прокуроры, осуществляющие надзор за законностью производства расследования, должны учитывать особенности правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних. К числу таких особенностей необходимо отнести:

• установление возрастного предела в определении уголовной ответственности;

• определение более узких пределов уголовной ответственности;

• ограничения срока наказания в виде лишения свободы независимо от тяжести совершённого преступления;

• установление иных видов уголовного наказания в сопоставлении с ответственностью взрослых правонарушителей;

• установление единого во всех случаях производства следствия - предварительного, с исключением различных форм дознания;

• определение специфики при исполнении наказания и некоторые другие существенные особенности при судебном рассмотрении уголовных дел несовершеннолетних.

Несовершеннолетние не могут быть привлечены к ответственности за некоторые преступления, субъектом которых может быть только лицо, достигшее 18-летнего возраста. Речь идёт о воинских и должностных преступлениях, а также о некоторых преступлениях против порядка управления и правосудия. В отношении несовершеннолетних запрещено применять:

• смертную казнь;

• срок лишения свободы не может превышать 10 лет;

• нельзя применить лишение свободы в виде заключения в тюрьму.

При признании лица особо опасным рецидивистом не учитывается судимость за преступление, совершённое в возрасте до 18 лет.

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних определяются не только возрастными и социально-психологическими условиями формирования личности, но и криминологическими её предпосылками и оценкой личности несовершеннолетнего как преступника.

В генезисе преступности несовершеннолетних решающее место занимают недостатки воспитания и влияния среды. Однако это не исключает правомерности возложения на них уголовной ответственности. Во-первых, эта ответственность устанавливается при наличии социально-психологических предпосылок. Во-вторых, она сама как социальный и правовой институт призвана выступать в качестве объективного фактора, противоборствующего преступным проявлениям и способствующего воспитанию подрастающего поколения, привитию ему необходимого правосознания.

Вместе с тем криминологическая сторона вопроса влияет и не может не влиять на характер и объём уголовной ответственности несовершеннолетних. Поскольку главными детерминантами преступных проявлений несовершеннолетних являются недостатки воспитания и слияние среды, общество вынуждено определённую долю ответственности брать на себя или возлагать её на малые социальные группы и конкретных лиц, не обеспечивающих должное воспитание или оказавших прямое отрицательное влияние, смягчая уголовную ответственность самих правонарушителей.

Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботится о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами общества. Забота о воспитании молодёжи, в особенности несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан, всех государственных органов и общественных организаций. Реализация правовой реформы предполагает улучшение трудового, идейно-политического и нравственного воспитания молодёжи.

В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодёжи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и интернациональное становление.

Совершаемые подростками преступления - сигнал обществу о существующих недостатках в нравственном воспитании молодого поколения. Успех нравственного воспитания зависит от многого:

• от создания здоровой моральной атмосферы, как в масштабах общества, так и в отдельных коллективах, а также в семье;

• от органического сочетания массовой и индивидуальной работы с людьми;

• создания атмосферы непримиримости к любым отклонениям от нормы нравственности.

Задача эта тем более важна, что речь идёт о формировании граждан правового государства, которые сами призваны создавать законы, обеспечивать их исполнение, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества.

Уголовная ответственность несовершеннолетних является проблемным вопросом в нашей стране. Каждое дело о преступлении несовершеннолетнего требует индивидуального подхода, на практике у судей же сложился шаблонный подход к рассмотрению дел с участием несовершеннолетних.

Необходимо создание ювенальных судов, о создании которых говорится давно, но законодательство в сторону создания таких учреждений так и не продвинулось.

К сожалению, существуют недостатки и непосредственно в Уголовном Кодексе, который не совсем конкретно раскрывает нормы о привлечении и освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних. К тому же иногда сами нормы не применяются в полном объеме на практике, это объясняется отсутствием необходимой базы для осуществления данных норм. Так, например, арест и обязательные работы стали применятся недавно и конечно же сразу не получили широкого распространения, также еще не преодолены все шероховатости при исполнении данных видов наказания.

Серьезного рассмотрения требует вопрос об освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних. Применение данной процедуры должно нести разумный характер, так как при освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетний может повести себя по-разному, один осознает свое противоправное поведение, другой же воспримет это как разрешение на продолжение своего беззаконного поведения.

Но все эти проблемы являются разрешимыми при правильной и хорошо продуманной работе государства и эффективной работе правоохранительных органов.

Литература

I. Правовые акты

1. Кодексы и законы РФ. – СПб.: ИГ «Весь», 2007. – 992 с. ISBN 978-5-9573-1214-7

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. № 7, 21.01.2009 г.

3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») утверждены резолюцией 40/33 Генеральной ассамблеи ООН от 29.11.1985 // Международное право в документах. – М., 1988. – 570 с.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 декабря 1990 г. , № 5 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1991 г., № 3.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 в редакции от 21 декабря 1993 г. «О практике назначения судами РФ наказания в виде лишения свободы». – 35 с.

6. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» от 3 декабря 1976 г. // Бюллетень Верховного Суда СССР, 1982 г. , № 5.

7. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР по уголовным делам. М.: СПАРК, 1995. – 875 с.

8. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 03.06.2006 г.). М.: ИНФА-М, 2007. – 35 с.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 60 с.

10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 21.07.1997, № 119-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями на 07.02.2011 № 5-ФЗ). – М.: ИНФРА-М, 2007. – 173 с.


+ еще 86 источников

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 113
Год: 2012
3000 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X