8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

ВЛИЯНИЕ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ - Курсовая работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ 6

1.1. История применения игровых технологий в обучении 6

1.2. Основные методы и технологии игрового обучения с целью развития воображения учащихся 15

Вывод по первой главе 28

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 29

2.1. Диагностическое исследование уровня развития воображения учащихся 29

2.2. Разработка комплекса мероприятий по развитию воображения учащихся посредством использования методов и технологий игрового обучения 39

Вывод по второй главе 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Воспитанию подрастающего поколения всегда придавалось огромное значение в истории человечества. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро. В связи с тем, что человек большую часть своего времени проводит на работе, воспитание и обучение детей перекладывается на плечи школы и педагогов.

Современная система образования нацеливает педагогов на использование в учебном процессе всех имеющихся возможностей и ресурсов, помогающих эффективно воздействовать на ребенка, на заинтересованность его в обучении и познании нового. Умение неординарно мыслить, проектировать предполагаемый результат, создавать новое, преобразовывать уже имеющееся, - все это позволяет творчески развитому человеку легче справляться с проблемами и тяготами современного мира. К одному из наиболее эффективных методов воздействия на ребенка с целью развития воображения является игровое обучение.

Изучение развития детского воображения – одна из важнейших областей педагогики. Но, несмотря на понимание важности данной темы, достаточной изученности, игровые методы применяются на уроках довольно редко. Именно поэтому тема нашего исследования и является актуальной.

Объект исследования: игровые технологии в процессе обучения.

Предмет исследования – применение методов и технологий игрового обучения как одна из наиболее эффективных форм развития воображения учащихся.

Гипотеза исследования: обучение и воспитание учащихся будет более эффективным в случае, если внедрять методы и технологии игрового обучения в учебный процесс.

Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность внедрения в учебно – воспитательный процесс школы методов и технологий игрового обучения с целью развития воображения учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1. осуществить теоретический анализ научной психологической, педагогической, методической литературы по проблеме применения методов и технологий игрового обучения в учебно – воспитательном процессе школы;

2. раскрыть сущность основных методов и технологий игрового обучения, способствующих развитию воображения учащихся;

3. выявить уровень сформированности воображения учащихся;

3. разработать комплекс мероприятий по развитию воображения учащихся посредством использования методов и технологий игрового обучения в учебно – воспитательном процессе.

Теоретической попечения основой родителей исследования условиях являются работы: по пониманию роли игры в жизни ребенка (А.С. Макаренко, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и условиях др.); по вопросам изучения воображения (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Р.С. Немов и др.); работы по Сухомлинск вопросам применения игровых технологий в учебно-воспитательном процессе (В.П. Беспалько, А.Н. Леонтьев, А.С. Выготский и детей др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ, обобщение, изучение документации, эмпирический метод, диагностические (анкетирование, наблюдение, беседы, тесты), практические занятия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий по развитию воображения учащихся впоследствии может использоваться в работе педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Этaпы исследовaния:

1 этап (информационно - поисковый) – был посвящен изучению и aнaлизу литеpaтуpы по пpоблеме исследовaния.

2 этап (исследовательский) – выполнялось исследование уровня развития воображения учащихся.

3 этaп (aнaлитический) – пpоводились aнaлиз и обобщение pезультaтов исследовaния; уточнялись выводы, полученные нa первом и втором этaпaх paботы.

Базой исследования стала группа детей общеобразовательного учреждения в возрасте 10-11 лет.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основная часть (выдержка)

1.1. История применения игровых технологий в обучении

В современном мире перед учреждениями образования стоит важная задача в обучении и воспитании детей. А.Н. Леонтьев в своей работе «Психологические основы дошкольной игры» говорит, что «. в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (то есть способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия. Это противоречие. может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре.»

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Игра восходит в своем возникновении к первобытнообщинному строю. Но сведений об этом почти не осталось. Древние летописцы увлекались больше строем жизни взрослых людей, описанием их войн и характеров предводителей, словом, более политической стороной жизни, детям обыкновенно уделяли слишком мало внимания, а игры их представляли себе, по-видимому, как едва ли позволительные детские шалости.

Заключение (выдержка)

Следовательно, в рамках данного исследования нашла свое подтверждение гипотеза о том, что обучение и воспитание учащихся будет более эффективным в случае, если внедрять методы и технологии игрового обучения в учебный процесс.

Развитие воображения в настоящее время является важной потребностью не только нашего общества, но и потребностью каждого человека. На данный момент творчество присутствует практически во всех сферах нашей жизни, а так же является потребностью каждого индивида, в особенности для самореализации и развития. Творческий человек гораздо проще справляется с различными задачами, быстрее находит пути решения проблем, более востребован во многих сферах деятельности, способен к самореализации.

Изучив литературу по данной теме и проведя экспериментальное исследование, мы узнали, что игра является неотъемлемой частью как жизни человека в целом, так и педагогического процесса в частности. Игра - это вид деятельности, в котором ученик может проявить себя в различных позициях, раскрыть собственный потенциал. Кроме того, игра позволяет учителю наилучшим образом взаимодействовать с учеником. Игровые технологии также помогают учащимся в решении задач, которые при использовании данной методики носят скрытый характер, благодаря чему ребенок справляется с данными заданиями легко.

Технология игрового обучения предоставляет различные возможности, чтобы сделать образовательный процесс более увлекательным и приятным с точки зрения обучения одним и тем же вещам по-новому. Элементы, которые делают игру интересной, используются, чтобы сделать обучение более интересным. Общий процесс, в котором образование преподносится ребенку, даже не должен быть похож на сложную игру.

Обучение, основанное на игре, оказывает большое влияние не только на то, как ученики получают образование, но и на формирование их когнитивных способностей и социального поведения. В отличие от обычного обучения, хорошо разработанная игра может инстинктивно передавать содержательный контент. Более того, множество исследований продемонстрировало, как обучающие игры в классе превращаются в осмысленное приобретение знаний, мотивацию к обучению и даже развитие альтруизма.

Широко распространено мнение, что традиционное и стандартизированное образование имеет тенденцию препятствовать творческому мышлению и воображению учащихся. Чтобы этого не происходило, преподаватели и система образования должны уделять особое внимание воспитанию воображения и творчества учащихся. Игры позволяют оценивать обучение так, как учителя не могли раньше. Воображение и креативность - это шаги, которые помогают детям лучше мыслить. Творческая игра ребенка может привести ко многим другим формам обучения, которые необходимы для его успеха. Воображение позволяет и дает детям возможность выражать как негативные, так и позитивные эмоции.

Проанализировав развитие применения игровых технологий на уроке в педагогической науке и практике, мы можем сделать вывод о том, что данный вид технологий в последнее время становится все более востребованным. Этому способствуют интересная форма подачи материала, многофункциональность игры, соревновательный компонент и дополнительная мотивация школьников к изучению предмета. Следует отметить, что игра является весьма неоднозначным явлением. Для правильного ее использования в образовательном процессе следует учитывать педагогические условия и особенности проведения игры. Игровая форма подачи материала требует лаконичности этапов, их оригинальности, в то же время педагогу следует не отходить от учебной деятельности, следовать образовательной программе. Также данный вид урока требует от учителя дополнительное время на подготовку к занятию.

Сравнительный анализ результатов экспериментального и контрольного этапов исследования показал, что работа, проделанная на этапе формирующего эксперимента, была эффективна. Уровень развития воображения повысился больше, чем у половины учащихся из экспериментальной группы.

Исходя из результатов проведенного нами исследования, было выяснено, что использование игровой деятельности на уроке является достаточно эффективным средством формирования знаний, умений, навыков и необходимых компетенций учащихся. Применение на одном из уроков данного вида деятельности с соблюдением определенных нами выше педагогических условий позволило ученикам лучше запомнить учебный материал. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.

Литература

1. Абдульменова, З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности [Текст] // Начальная школа. - 2013. - № 11.- с. 21-26.

2. Абрамова, Г.С., Степанович, В.А. Деловые игры: теория и организация [Текст] // Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая игра, 2016. – 192 с.

3. Абуков, А.Ф. Методологические аспекты использования игры (игрового метода) в педагогике и психологии [Текст] // А.Ф. Абуков / Знание. - 2016. - № 11-3 (40). – с. 51-57.

4. Акмалова, А., Капицын, В.М., Миронов, А.В., Мокшин, В.К. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. [Текст] // под ред. А. Акмаловой. – М.: Политиздат, 2011. – 248 с.

5. Алмазов, Б.Н., Беляева, М.А., Бессонова, Н.Н. и др. Методика и технологии работы социального педагога [Текст] // Под ред. М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2012. - 192 с.

6. Альт, Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского [Текст] / пер. с нем. и примеч. доц. А.И. Пискунова. – М.: Просвещение, 2012. – 150 с.

7. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] // Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2009. – 143 с.

8. Бархинцева, Н.Е. Игровая деятельность в обучении [Электронный ресурс] / Н.Е. Бархинцева // Фестиваль 1 Сентября. – 2007 – 2008. - Режим доступа: http://www.fe**tival.1september.ru/articles/500198/ (дата обращения 15.11.2019).

9. Бахмутова, Л.С. Методы и приемы развития творческого воображения учащихся [Текст] // Л.С. Бахмутова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - С. 116.

10. Бейсембаева, А.К. Игровое моделирование как инновационная технология в образовании [Текст] // А.К. Бейсембаева // Молодой ученый. – 2018. - № 48 (234). – с. 273 – 275.


+еще 48 источников

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 69
Год: 2019
3000 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X