8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

ОСНОВЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ - Курсовая работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….….….3-6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО-ЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКО-КУРЕНИЯ.7-24

1.1. Табакокурение как вид зависимости.7-14

1.2. Роль социального педагога в профилактике табакокурения: формы и методы работы.14-23

Вывод по первой главе….….24

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРО-БЛЕМЫ ТАБАКОКУРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.25-39

2.1. Диагностика склонности младших школьников к табако-курению.25-33

2.2. Формирующая работа по профилактике табакокурения среди младших школьников в условиях общеобразовательной школы.33-38

Вывод по второй главе….….39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….40-41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…42-44

ПРИЛОЖЕНИЯ ….….45-53

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. В современном мире накопилось много чрезвычайно опасных проблем. Среди них есть препятствия, которые считаются обыденными, и препятствия, которые возникают неожиданно и считаются одним из главных «зол» современного общества. К такому явлению и относится табакокурение.

В России курит 65% мужчин, 30% женщин - всего 44 миллиона взрослых, что составляет 40% населения страны - самый высокий показатель употребления табака в мире. По интенсивности курения: в среднем мужчины выкуривают по 18 сигарет в день, женщины по 13 сигарет; по возрасту курящих: 7,3% миллиона человек в России начали курить в возрасте моложе 15 лет, самый ранний возраст приобщения к курению 8-10 лет.

Согласно приведенной статистике, курение становится одной из самых вредных и распространенных привычек, которая не только наносит вред здоровью, но и препятствует формированию у детей адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностное и нравственное развитие человека.

Несмотря на то, что в современном мире ведется постоянная борьба с данной зависимостью, пропагандируется пагубное ее влияние на социализацию личности, с каждым годом количество детей, оказывающихся под влиянием этой пагубной привычки, становится все больше и больше. Происходит это оттого, что современная молодежь вместо впитывания полезной информации погружена в виртуальный мир, где все радужно и комфортно. А выбравшись на секунду, минуту, миг из этого «мирка», дети не понимают своего предназначения, значимости и нужности, своего места в современном обществе.

Выбор темы исследования обусловлен тем, что ситуация в образова-тельных учреждениях современности касаемо профилактики табакокурения среди детей младшего школьного возраста воспринимается недостаточно серьезно. Мероприятия профилактического характера носят формальный характер. А вместе с тем общее число табакозависимых неуклонно растет.

Недоступность большинству школьников информации о вреде табакокурения, методах профилактики табакозависимости делает антитабачную пропаганду малоэффективной. Именно поэтому тема нашего исследования и является актуальной.

Объектом исследования является табакозависимость детей в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования – профилактика табакокурения у детей младшего школьного возраста в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Целью данного исследования является изучение основных форм и методов социально – педагогической профилактики табакокурения среди младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

Основная гипотеза исследования. Деятельность социального педагога по профилактике табакокурения младших школьников будет успешной в том случае, если:

1) выявлены причины табакозависимости;

2) определены методы и формы профилактической работы табакокуре-ния среди подрастающего поколения (лекции, беседы, тренинги, «круглые столы», встречи с сотрудниками правоохранительных органов, здравоохранения).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1. осуществить теоретический анализ научной психологической, педагогической, методической литературы по теме «табакокурение детей», определить основные причины возникновения данного явления и особенности его проявления у детей;

2. рассмотреть формы и методы социально – педагогической профи-лактики табачной зависимости среди младших школьников в общеобразовательной школе;

3. экспериментально продиагностировать склонность детей к табако-курению;

4. провести формирующую работу по профилактике табакокурения среди младших школьников в условиях общеобразовательной школы, проанализировать результаты.

Теоретической основой исследования являются работы как отечественных, так и зарубежных ученых: по проблеме понимания содержания причин, механизмов формирования, критериев и стадий зависимого поведения (Я.И. Гилинский, А.В. Гоголева, А.Ю. Егоров, Ц.П. Короленко, В.Д. Менделевич, и др.); по вопросам исследования психологических характеристик младших школьников, способствующих развитию у них зависимого поведения (Г.С. Абрамова, О.Н. Безрукова, К.Р. Брагина, Б.С. Волков, Н.А. Горбач, В.В. Давыдов, Е.Д. Дедков, Р.П. Ефимкина, О.А. Толченов, О.В. Хухлаева); по вопросам социально – педагогической деятельности по организации профилактики табакокурения (М.В. Жукова, Н.А. Залыгина, К.С. Лисецкий, Л.Г. Леонова, А.В. Котляров, и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ, обобщение, изучение документации, эмпирический метод, диагностические (анкетирование, наблюдение, беседы, тесты), практические занятия, игровые методы.

Базой исследования послужил 4 класс средней общеобразовательной школы. В исследовании приняла участие группа детей в количестве 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков) в возрасте 9-10 лет.

Практическая ценность обусловлена следующим. Проделанная работа позволит практикующим социальным педагогам и работникам образовательных учреждений наработанные сведения использовать при работе с детьми.

Материалы и результаты исследования по теме были представлены педагогическому коллективу школы и получили положительную оценку.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 7 приложений.

Основная часть (выдержка)

1.1. Табакокурение как вид зависимости

Табак в переводе с латинского «Nicotiana tabacum» означает многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых, выращиваемое обычно как однолетнее. В Европе табак стал известен после возвращения из Америки участников второй экспедиции Христофора Колумба (1496), которые привезли его семена. Первоначально табак в качестве декоративного растения выращивали в Испании, откуда он относительно медленно распространялся в другие страны. Однако процесс распространения табака резко ускорился после того, как табак повторно попал в Европу - из Бразилии он был завезен во Францию. Тогда же началось его широкое употребление.

В Россию табак был завезен в 1585 году иностранными купцами через Архангельск. Данное новшество сразу же было встречено резко отрицательно и царской властью, и духовенством. Табак новшество считали признаком было развращения нравов, резко средством, губительным царской для народного здоровья. духовенством Однако с приходом считали к власти Петра развращения I, который пристрастился средством к курению во время народного своего пребывания Однако в Западной Европе, власти запрет на употребление который табака был отменен специальным время указом (1697) пребывания и одновременно же первый Европе царь ввел употребление налог в пользу отменен казны от его продажи. Дело (1697) было настолько первый выгодным, а вред ввел курения не настолько пользу очевидным, что императрица продажи Екатерина II в 1763 было году издала выгодным высочайший манифест курения «О разведении как в Малой очевидным России, так и в великороссийских Екатерина областях насаждений году разных чужестранных высочайший табаков», где местным разведении властям предписывалось России «.всем малороссийским областях обывателям выдавать разных безденежно семена табаков» американские и печатную властям инструкцию, как с оными всем семенами обходиться обывателям и как табак собирать, безденежно вялить, вязать американские в папуши и сохранять». инструкцию Таким образом, семенами курение стало очень собирать широко распространено вязать во всем мире, сохранять» в том числе и в нашей образом стране.

Заключение (выдержка)

Табакокурение, как разновидность девиантного поведения человека - всегда следствие определенных внешних и внутренних предпосылок. Вся работа с такими детьми должна исходить из принципа «не навреди», что предполагает высокопрофессиональную и разностороннюю помощь и поддержку со стороны социальных работников и социальных психологов, педагогов, родителей, медиков и работников правоохранительных органов.

Опираясь на изученный материал, можно с точностью сказать, что детский возраст – это период в развитии человека, включающий в себя многогранные ступени развития всех сторон психофизиологического становления личности. Именно в это время происходит становление личности, определение себя в социуме. Ребенок наиболее подвержен влиянию окружающего его мира. На становление его характера имеют влияние и семья, и школа, и общество в целом. Каждая из этих стезей накладывает на развивающийся характер свой отпечаток. Результатом такого влияния может оказаться приобретение как положительных, так и отрицательных навыков и умений.

Результаты исследования потребления табака в детской среде общеобразовательных учреждений наглядно показывают, что современные учащиеся достаточно хорошо осведомлены об отрицательном влиянии курения на здоровье (ограничение физических возможностей, появление зависимости, проявление внешней непривлекательности, трата денег). В то же время они постоянно подчеркивают положительные моменты курения: снятие напряжения, повышение авторитета среди сверстников, сплочение группы. Основными мотивами начала курения они считают:

• желание приобрести друзей;

• влияние сверстников;

• чувство взрослости и независимости;

• курение родителей;

• любопытство.

Таким образом, проведенное исследование показало, что среди детей по-прежнему широко распространены мифы о табаке и его положительных моментах, а уровень интереса к этой проблеме довольно высок, информационно-просветительское направление профилактической работы остается актуальным.

После проведения формирующей работы отмечена положительная динамика – проведение формирующей работы положительно сказалось на риске появления зависимого поведения в условиях системы образования.

Следовательно, в рамках данного исследования нашла свое подтверждение гипотеза о том, что деятельность социального педагога по профилактике табакокурения среди младших школьников будет успешной в том случае, если применять в работе комплексно-разработанную программу профилактической борьбы с табакозависимостью среди подрастающего поколения.

Литература

1. Александров, А.А. Профилактика курения: роль и место психолога [Текст] / А.А. Александров, В.Ю. Александрова // Вопросы психологии. – М., 2006. - № 4. – С. 35-42.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] // Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] // Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 384 с.

4. Ахмерова, С.Г. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие для учителей [Текст] // С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мубинова, Э.А. Ижбулатова.- Уфа: Изд-во «Информ-реклама», 2005. - 144 с.

5. Большая медицинская энциклопедия [Текст] // под ред. Семашко Н.А. М.: АО «Советская энциклопедия», 2011. – 440 с.

6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] // под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 348 с.

7. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] // А. Валлон. - СПб.: ПИТЕР, 2001. – 196 с.

8. Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков [Текст] // А.Ю. Его-ров, С.А. Игумнов. - СПб.: Речь, 2005. – 216 с.

9. Еременко, Н.И. Профилактика вредных привычек [Текст] // Н.И. Еременко. М.: Глобус, 2007. – 80 с.

10. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь [Текст] // В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. М.: АСТ, 2008. – 868 с.

11. Змановская, Е.В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения [Текст] // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2013. - Вып. 5 (133). - с. 189-194.

12. Клочко, В.Е. Возрастная психология. Учеб. пособие для высш. учеб, заведений [Текст] // под ред. В.Е. Клочко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.

13. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] // В.С. Мухина. – М.: Академия, 2009. - 311с.

14. Мухина, В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия.: учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] // В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 624 с.

15. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. [Текст] // Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр. «ВЛАДОС», 2002. - кн. 2: Психология образования. - 427 с.

16. Райс, Ф., Долджин, К. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] // Ф. Райс, К. Долджин. - 12-е изд. Спб: ПИТЕР, 2013. – 273 с.

17. Реан, А.А. Психология подростка [Тескт] // А.А. Реан. - М.: АСТ, 2008. – 128 с.

18. Скипина, Е.А. Курительные смеси. Кальян. Насвай. (информационно-методический материал по профилактике наркомании среди подростков в помощь медицинским работникам, педагогам и родителям) [Текст] // Е.А. Скипина. - Курган, 2010. – 57 с.

19. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во института психотерапии, 2002. – 490 с.

20. Хриптович, В.А. Мотивационные аспекты курения [Текст] // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: Материалы международной научной конференции / В.А. Хриптович, М.А. Валитов. Гомель: Знание, 2008. – 112 с.

21. Цзен Н.В. Психотренинг: игры и упражнения [Текст] // Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. - Изд. 2-е, доп. - М.: Независимая фирма «Класс», 2003. – 272 с.

22. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения [Текст] // А. Карелин. - М.: 000 Издательство АСТ, 2007. – 416 с.

23. Юсупов, В.В., Корзунин, В.А. Психологическая диагностика зависимого поведения [Текст] // В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. - СПб.: Питер, 2007. – 128 с.

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 52
Год: 2018
3000 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X