8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Управление

Материнский капитал как мера государственной поддержки семей в Российской Федерации (на примере Курской области) - Курсовая работа

Содержание

Введение…3

1. Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства в Российской Федерации….5

1.1 Семья, ее роль в демографической политике государства….5

1.2 Материнский капитал как дополнительная форма социальной поддержки семьи….12

2. Государственная демографическая политика как механизм активизации рождаемости…18

2.1 Анализ основных тенденций развития рождаемости в Курской области

2.2Обзор мер, предпринимаемых правительством России по стимулированию рождаемости…24

3. Исследование эффективности материнского капитала с целью стимулирования рождаемости по Курской области…35

3.1 Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале….35

3.2. Анализ эффективности федеральной программы материнского

капитала в Курской области….39

Заключение ….44

Список использованной литературы…47

Приложение….51

Введение (выдержка)

Актуальность темы исследования. Проблема социальной поддержки семьи сейчас является, на наш взгляд основной проблемой социальной политики в России. Здесь стоит выделить три аспекта.

Во-первых, это демографическая катастрофа, которая наблюдается в России уже достаточно долгий период. Только по официальным данным, Россия ежегодно теряет около 800000 человек. Рождаемость становится проблемой существования России вообще. Уже давно политики и общественные деятели на Западе (можно вспомнить хотя бы эксгоссекретаря США Мадлен Олбрайт) высказывают мысль, что Россия имеет достаточно большую территорию, которая не заселена в должной мере.

Во-вторых, что особо важно в рамках данного исследования, в России достаточно низкий уровень жизни населения. И хотя практика показывает, что в странах с низким уровнем жизни рождаемость выше, но Россия в этом отношении является исключением. Возможно причина в том, что, несмотря на невысокие доходы, уровень образования в России выше, чем в странах Африки, Азии, Латинской Америки. Именно формы поддержки семьи находятся в центре нашего исследования (главным образом, достаточно новая форма социальной поддержки семьи – материнский капитал).

В-третьих, важно, чтобы ребенок воспитывался в полной семье. Это в меньшей степени касается данного исследования, но этот вопрос тоже будет затронут в научно-теоретической части исследования.

В целом, о проблеме семейной политики, рождаемости, защиты семьи, материнства и детства говорится очень много, эта тема популярна в СМИ.

Но проблема остается по-прежнему острой. Объектом исследования является семья и семейная политика, их взаимодействия.

Предмет исследования – материнский капитал как мера государственной поддержки семьи в Российской Федерации.

Методы исследования – анализ научно-методической базы, нормативно-правовых документов, анкетный опрос.

Цель исследования – дать свою оценку дополнительным мерам поддержки граждан, имеющих детей.

Для достижения цели в ходе исследования надо было решить несколько задач, которые являются поступательными шагами для достижения цели.

Задачи:

- ознакомиться с научно-методической базой по проблемам семей и семейной политики;

- особое внимание уделяется анализу демографических показателей;

- анализа научно-теоретической базы предполагает понимание основ и предпосылок изменения социальной защиты семьи от форм социальных пособий к материнскому капиталу;

- проанализировать нормативно-правовую базу Российской Федерации по семейной политике (в фокусе внимания федеральные законы, подзаконные акты, международным рамочным документам и законам субъектов Федерации внимание уделено не было, так как в рамках данного исследования они не имеют большого значения), особое место, уделив закону «О материнском капитале»;

- провести социологический блиц-опрос, с целью узнать мнение граждан о материнском капитале и государственной семейной политике в целом, и их потребности в детях и семье;

- выявить недостатки и положительные стороны российской нормативно-правовой базы по социальной поддержке семьи;

- изучить и проанализировать зарубежный (на примере трех стран) опыт семейной политики;

- сформулировать выводы и рекомендации.

Актуальность темы исследования побуждает к дальнейшему исследованию данной проблемы.

Основная часть (выдержка)

Исходя из вышесказанного, следует сделать несколько основных выводов:

Семья является важнейшим социальным образованием, с исторически сложившейся системой взаимоотношений. Роль семьи в современном обществе определяется рядом выполняемых этим социальным институтом функций, в свою очередь сами функции определяются потребностями семьи. В своем историческом развитии, институты брака и семьи пришли к моногамии как наиболее эффективной форме семейно-брачных отношений. Наряду с традиционным типом семьи, в наши дни появляется много альтернативных форм, таких как неполные семьи, сожительства, сознательно бездетные браки и др. Эти семьи являются, на ряду с малообеспеченными семьями, объектом воздействия социальной политики государства, так как существует ряд экономических, правовых и этических причин, почему они не могут оказать позитивное воспитательное воздействие на детей, или не могут иметь детей вообще.

Россия уже в течение длительного периода находится в зоне демографической катастрофы. По ряду причин, не только материальных, снижаются репродуктивные установки, большое распространение имеют малодетные семьи. Катастрофическое падение уровня жизни основной массы населения привело к тому, что женщины детородного возраста стали отказываться от рождения детей.

Для успешной реализации социальных перспектив именно семья является индикатором здоровых отношений. Поэтому демографическая политика России делает ставку на развитие института семьи и брака.

Семья в демографической политике в Российской Федерации носит комплексный характер и направлена на организацию многоуровневого взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в решении демографической проблемы.

Заключение (выдержка)

Семья является важнейшим социальным образованием, с исторически сложившейся системой взаимоотношений. Роль семьи в современном обществе определяется рядом выполняемых этим социальным институтом функций, в свою очередь сами функции определяются потребностями семьи.

Государственная социальная политика в отношении семьи исходит из положений о том, что семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека, играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении социальной стабильности и прогресса. Факторы, влияющие на рождаемость и брачность можно разделить на три основные группы: социально-экономические, правовые, морально-нравственные.

Семья в демографической политике в Российской Федерации носит комплексный характер и направлена на организацию многоуровневого взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в решении демографической проблемы. Поэтому демографическая политика России делает ставку на развитие института семьи и брака.

Материнский капитал в настоящее время является значимым элементом социальной политики. Материнский (семейный) капитал — это форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей.

Под материнским, или, как его еще называют семейным капиталом понимаются денежные средства, выделяемые государством в рамках закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» из федерального бюджета, для обеспечения материальной поддержки граждан, имеющих (планирующих) двух и более детей. Эти средства не приносят семье большой материальной выгоды, так как предоставляются в безналичном виде (сертификат), зачисленном на счета Пенсионного Фонда региона или города, в котором зарегистрированы родители и ребенок, подавшие документы. Это своего рода вознаграждение семьям, решившимся улучшить демографию в стране.

Эта форма государственной поддержки оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2021 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Сложившаяся демографическая ситуация в Курской области, как и в Российской Федерации, в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке.

Реализуется программа «Материнский капитал» при поддержке государства и наметила хорошую перспективу для увеличения среднестатистических показателей рождаемости в России.

Для поддержки семей с детьми и повышения рождаемости в государстве принимаются следующие меры:

- выдача материнского капитала;

- оказание дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семьям, имеющим детей-инвалидов;

- снижение числа абортов;

- повышение обязательств родителей по надлежащему содержанию детей;

- укрепление материальной базы по поддержке женского здоровья и качества медицинских услуг в родильных домах и женских консультациях;

- мотивация населения для создания семей и работа с подрастающими поколениями по сохранению репродуктивного здоровья и семейных ценностей.

Одной из основных демографических проблем Курской области является низкий уровень рождаемости в совокупности с крайне низкими темпами его возрастания. В этой связи, для того, чтобы ускорить темпы увеличения уровня рождаемости, необходима разработка региональной демографической политики, учитывающей особенности демографической ситуации в области и направленной на стимулирование роста рождаемости.

Литература

Литература

9. Беляев С.А. Воспроизводство населения как индикатор развития Курской области / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-2. С. 238-242.

10. Башкин М.В. Влияние материнского капитала на демографическую ситуацию в России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://nauko**denie.ru/PDF/

11. Власова О.В. О демографической ситуации в Курской области.//КГМУ Социологические науки. 2017г. № 2-2. С. 231-234.

12. Горина Е. А. Распоряжение средствами материнского капитала: общие проблемы и региональные различия // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 125.

13. Голованова М.В. Демографическая ситуация и политика в России // В сборнике Научное и образовательное пространство: перспективы развития. 2017. С. 21-22.

14. Горшков В. Прогноз демографического эха.// Демографические исследования 2011, №11, с.13-15.

15. Зюзина Ю.О. Демографическая и семейная политика в РФ: современное состояние, проблемы и перспективы / Ю.О. Зюзина // Научный журнал Дискурс. 2016.№ 1 (1). С. 203-207.

16. Еськова Н.А., Социальные и экономические последствия демографического кризиса в регионах России: Сущность, пути сглаживания в рамках региональной политики (на примере Курской области)// Курский институт, менеджмента, экономики и бизнеса http://old.m**ik.ru/dep/k_gmy/stat4.pdf

17. Кретова О.Г. Прогнозирование рождаемости населения Курской области // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 2-2. С. 199-202.

18. Лубягина Ю.В., Попова М.Н., Дремина А.В. [и др.] Демографическая обстановка России // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования Сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). URL: https://s**ac.info/archive/meghdis/1(36).pdf (дата обращения: 03.10.2018)

19. Меркулова А. В. Материнский капитал: вопросы теории и практики // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 336–339.

20. Пенькова Н. В., Ильина Е. Г., Вареник А. В. Социально-демографическое состояние Курской области // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 601-603.

21. Ротарь Т.С. Федеральная программа материнский (семейный) капитал как фактор повышения рождаемости в регионах Российской Федерации // научный электронный журнал меридиан. 2017. № 3 (6). С. 22-34.

22. Сальникова И.Н., Малахова Т.А. Оценка состояния естественного движения населения Курской области на современном этапе // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.sn**ka.ru/2014/06/7018 (дата обращения: 19.09.2018).

23. Сулименко Л.А. Региональные аспекты демографической политики России / Л.А. Сулименко // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 2. С. 139.

24. Савина Т.Н. Демографическое развитие России: особенности и проблемы // Контентус. 2016. № 2 (43). С. 20-25.

25. Солопова А.Р. Программа «Материнский капитал» как мера социальной поддержки населения // Материалы X Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienc**orum.ru/2018 (дата обращения: 02.10.2018).

26. Статистический ежегодник Курской области. 2017: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. – Курск, 2017.– 436 с.

27. Типикина А. Е., Болтёнкова О. М. Анализ эффективности реализации программы материнского капитала // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 615-617. — URL https://mo**ch.ru/archive/118/32675/ (дата обращения: 03.10.2018).

28. Тимаков В. Эксперт: Материнский капитал оказался эффективным// Опубликовано на сайте Российской Газеты 15 октября 2014 г. // http://www.r**g.ru/printable/2014/10/15/reg-cfo/timakov.html

Интернет-ресурсы

29. Единая Межведомственная информационно – статистическая система (ЕМИСС) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fe**tat.ru

30. Материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области//[Электронный ресурс]. – (КУРСКСТАТ) http://kur**stat.gks.ru;

31. Региональный материнский капитал при рождении третьего ребенка в 2018 г. Все про материнский капитал. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.mat**inskiy-semeyniy-kapital.ru (дата обращения 20.09.2018 г.).

32. Федеральная служба государственной статистики (ФСГС) [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.g**s.ru

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 51
Год: 2018
1000 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X