8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Роль семьи в воспитании личности ребенка - Курсовая работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ…5

1.1.Семья как важнейший институт социализации….5

1.2. Влияние семьи на развитие личности и социализация личности….10

1.3. Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка…15

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I….23

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ…. .24

2.1 Организация и методы исследования….24

2.2 Результаты исследования и их анализ.…27

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….40

ПРИЛОЖЕНИЯ…

Введение (выдержка)

Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.

В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.

Целью работы является изучение влияния семьи на формирование личности ребенка.

Объектом работы является процесс развития личности ребенка

Предметом - процесс воспитания личности ребенка в семье.

Гипотеза: предполагается, что стили родительских отношений, негативные поведенческие реакции, влияют на формирование определенных черт личности ребенка, способствуют дисгармоничному развитию личности в целом.

Для решения поставленной цели, были определены следующие задачи.

1. Охарактеризовать сущность семьи как важнейший институт социализации;

2. Выявить роль семьи на формирование личности ребенка;

3. Изучить типы семейных отношений и их влияние на формирование личности ребенка

4. Провести эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка;

5. Проанализировать результаты проведенного исследования, сделать выводы.

Теоретической основой работы являются труды таких авторов, как: Т.В. Андреева, М. Буянов, Н.В. Бондаренко, А.Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.

В работе использованы следующие методы:

-теоретическое изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме курсовой работы;

-метод опроса;

-тест «Рисунок семьи»;

-тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Основная часть (выдержка)

Как основная ячейка общества семья выполняет функции, важные для общества и необходимые для жизни каждого. Отец и мать выполняют разные воспитательные функции, которые обусловлены рядом причин, обусловленных социальными нормами поведения, историческими и культурными особенностями. Функции семьи означают руководство семейной командой или ее отдельными членами и выражают социальную роль и характер семьи.

С.И. Голод, характеризуя перспективы развития российских семей на современном этапе, отмечает, что семья - это «нуклеарная семья, с профессионально занятыми супругами, регулируемым числом детей, воспитание которых осуществляется как семьей, так и обществом, но в большей мере деловыми контактами с родственниками, при непременной ориентации всех ее членов на другие социальные институты» [4, с.227].

По мнению Л.Б. Шнейдер, семейная система продолжает дифференцироваться и порождает многообразие конкретных форм по направлениям: культура, материальное благосостояние, детородность и технологизация [33, с.56].

На функции се мьи влияют т акие фактор ы, как соц иальные требо вания, мор альные нор мы и семей ное право, а т акже реаль ная государст венная под держка сем ьи. Поэтому н а протяжен ии всей истор ии человечест ва функции се мьи не ост авались не изменными: со вре менем появ ляются нов ые, те, котор ые возникл и раньше, у мирают или н аполняются дру гим содерж анием. В н астоящее вре мя нет обще принятой к лассификац ии семейны х функций.

Ряд авторо в, опираяс ь на конце пцию систе много подхо да (И.С. Ко н, Л.В. По пова, Э.Г. Э йдмиллер, А. А. Кроник, В. В. Столин, Э. Фро мм, В. Сат ир и др.), в ыделяют фу нкционально-ро левую стру ктуру семь и, жизненн ый цикл се мьи, супру жеские отно шения. Одн ако исследо ватели еди нодушны в о пределении т аких функц ий семьи, к ак продолже ние рода (ре продуктивн ая), хозяйст венная, восст ановительн ая (рекреат ивная), вос питательна я.

По словам Т. М. Андреево й «Семья соз даёт у чело века понят ие дома не к ак помещен ия, где он ж ивёт, а ка к чувства, о щущение мест а, где его ж дут, любят, це нят, поним ают и защи щают. Семье пр инадлежит ос новная рол ь в формиро вании нравст венных нач ал, жизнен ных принци пов ребенк а. Семья соз дает личност ь или разру шает ее, во в ласти семь и укрепить и ли подорват ь психичес кое здоров ье ее члено в. Семья поо щряет одни л ичностные в лечения, о дновременно пре пятствуя дру гим, удовлет воряет или пресе кает личные потреб ности. Сем ья структур ирует возмо жности дост ижения безо пасности, у довольстви я и саморе ализации. О на указывает гр аницы идент ификации, с пособствует по явлению у л ичности обр аза своего « Я» [25, с.116].

Заключение (выдержка)

Итак, анал изируя рол ь семьи в вос питании ребе нка, можно с казать, что се мья являетс я тем соци альным инст итутом, то й ячейкой об щества, в которо й происход ит становле ние личност и во всех на правлениях: ф изическом, тру довом, духо вном, нравст венном, эстет ическом. Семья является тем первым до мом, в которо м человек в ырастает и по лучает пер вые жизнен ные уроки, в которо м он получ ает поддер жку и помо щь, в которо м учится л юбви к миру и к л юдям и о которо м у него со храняются н а всю жизн ь самые добр ые и светл ые воспоми нания, согре вающие его сер дце и укре пляющие свет лую волю в с амые трудн ые моменты ж изни.

Семья - это ве дущий фактор р азвития лич ности ребе нка, от которо го во много м зависит д альнейшая су дьба челове ка. Первое, что х арактеризует се мью как фа ктор воспит ания, - это ее вос питательна я среда, в которо й естестве нно организуетс я жизнь и де ятельность ребе нка.

Результаты исс ледования ро ли семьи в вос питании лич ности показ али: больш инство дете й (у 70% дете й) в иссле дуемых сем ьях, наряду с б лагоприятно й ситуацие й, проявля ют тревожност ь, чувство не полноценност и в семейно й ситуации с вязанную с вз аимоотноше ниями в се мье, конфл иктность. В ысокий уро вень детско-ро дительских от ношений – в ыявлен у 10% се мей (состо яние в сем ье благопр иятное). Н изкий урове нь детско-ро дительских от ношений у 20% - это се мьи, в котор ых резко в ыражена тре вожность дете й, а также дет и испытыва ют чувство не полноценност и и враждеб ность.

По результ атам метод ики А.Я. В арга и В.В. Сто лин сделан в ывод о том, что о птимальные ро дительские от ношения наб людаются в 30% се мьях; к не йтральному уро вню отнесе ны - 50% се мей; родите льские отно шения, котор ые носят отр ицательный х арактер, про являются в 20% се мьях.

Преобладающими т ипами восп итания явл яется «коо перация», с амый благо приятный т ип воспита ния в семье и «с имбиоз» - котор ый являетс я

Литература

1. Бахтиярова, Н. Н. Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности / Н. Н. Бахтиярова, Н. А. Дубенцова, О. А. Бурнашева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 279-281. — URL: https://mo**ch.ru/conf/ped/archive/144/6577/ (дата обращения: 24.06.2020).

2. Бардиан А. Н. Воспитание детей в семье. /Психол. — пед. очерки. / А. Н.Бардиан— М., 1972. — 236с.

3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте./ Л. И. Божович. — М., 1968. — 296 с. 4.

4. Борисова, Л. В. Семья как основа становления личности / Л. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 227-229. — URL: https://mo**ch.ru/conf/ped/archive/102/5359/ (дата обращения: 22.06.2020).

5. Варга, А. Я. Структура и типы родительских отношений. Дисс. кандидат псх. наук. — М., 2006. — 260 с.

6. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для студ. высш. уч. завед / под ред. Дубровиной, И. В., Прихожан А. М.: Изд-во Академия, 2014.- 365 с.

7. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 507 с.

8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2017. — 238 с.:

9. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2018. - 176 с.

10. Дубинин Н. П. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Просвещение, 2011. — 208 с.


+ еще 24 источника

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 41
Год: 2020
500 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X