8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

Формирование навыков самоконтроля у детей 7-8 летнего возраста - Дипломная работа

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты проблемы формирования самоконтроля у младших школьников

1.1. Состояние исследований формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения 7

1.2. Психологические особенности младших школьников 18

1.3. Подходы к формированию самоконтроля у младших школьников в процессе учебной деятельности 29

2. Анализ и состояние практики формирования навыков самоконтроля у младших школьников

2.1. Организация работы учителей на констатирующем этапе 38

2.2. Работа с учащимися по формированию навыков самоконтроля на формирующем этапе 50

2.3.Оценка и интерпретация результатов работы на контрольном этапе 68

Заключение

Список литературы 73

Приложение 81

Введение (выдержка)

Формирование самоконтроля - длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к учащимся определенных требований. Приемы проведения самоконтроля школьники усваивают с трудом, т.к. они еще не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством педагога. Самостоятельность в работах у них развита слабо. Это в значительной степени относится к учащимся 3-5 класса. Поэтому главное внимание должно быть обращено на обучение школьников. По мере роста знаний и умений у школьников будет развиваться и самоконтроль.

Однако результаты этих исследований недостаточно полно раскрывают проблему самоконтроля в процессе обучения младших школьников. Между тем самоконтроль, являясь одним из важнейших компонентов учебной деятельности, оказывает значительное влияние на более эффективное ее осуществление, так как позволяет ученику не только проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, но и планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий.

Все сказанное обусловило выбор темы данной работы:

Объект исследования - процесс умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования – развитие умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников (методы и приемы формирования самоконтроля)

Цель работы: рассмотреть особенности формирования самоконтроля младших школьников и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию самоконтроля.

В соответствии с целью исследования нами была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития самоконтроля у детей повысится, если стимулировать у учащихся потребность в улучшении познавательной деятельности, вооружить школьников знаниями, раскрывающими сущность приемов самоконтроля. Предполагаем, что формирование навыка самоконтроля в учебной деятельности младших школьников возможно при использовании таких методов и приемов, как сверка с написанным образцом, взаимопроверка с товарищем, коллективное выполнение задания и коллективная проверка, сочетание коллективной и индивидуальной работы, проверка с помощью сигнальных карточек, подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;

2. Выделить особенности формирования самоконтроля младших школьников;

3. Провести диагностику уровня развития самоконтроля учащихся

4. Разработать и апробировать систему методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля младших школьников в процессе организации учебной деятельности.

5. Провести исследование условий, путей и средств развития навыков самоконтроля.

Для осуществления цели работы и решения поставленных задач нами были использованы различные методы: теоретический анализ психолого- педагогической литературы; методы исследования реального педагогического процесса: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, анализ работ учащихся.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная система упражнений, данные рекомендации, направленные на развитие умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников, может быть использована учителями начальных классов.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Основная часть (выдержка)

В.В.Чебышева под самоконтролем понимает сознательные процессы, заключающиеся в том, что работник, учитывая цель и план работы, следит за своими действиями и их результатами, сопоставляя их с воображаемыми правильными действиями и результатами, и на основе этого регулирует свою деятельность. Она видит особенность непосредственной связи с регуляцией деятельности, но вместе с тем не отождествляет их.

Л.Б. Ительсон считает недопустимым подмену самоконтроля текущим планированием и регулированием трудового процесса вообще, так как в этом случае понятие самоконтроля по существу растворяется в понятии самой целесообразной деятельности. Согласно ему, процессы планирования, регулирования и корректировки осуществляемых трудовых действий в соответствии с поставленной производственной задачей предполагают обязательное участие в них самоконтроля, который в этом случае осуществляет контрольно-оценочную функцию путем сопоставления принятого плана, выполняемых приемов, достигнутых результатов, вносимых коррективов с поставленной целью и оценки их адекватности намеченной трудовой задаче. Таким образом, самоконтроль включен во все этапы трудового процесса, но при этом, выполняя функцию проверки, он не должен подменять собой содержание этих этапов [27, с 74].

Авторы другой позиции не склонны излишне расширять функцию самоконтроля. Самое общее определение самоконтроля может быть дано с позиции функционального подхода к нему, в соответствии с которым, что бы ни являлось объектом самоконтроля, в какую сферу психических явлений ни оказался вовлеченным, его функция носит проверочный характер и заключается в установлении степени совпадения того, что должно быть, с тем, что еще только может быть или фактически уже имеет место [35, с 264].

Самоконтроль неотъемлемым образом включен во все виды деятельности человека: игровую, учебную, трудовую, научную, спортивную и др. к числу общих, не зависящих от специфики выполняемой деятельности, принципов классификации видов самоконтроля можно отнести временной, пространственный, структурный, а также принцип произвольности самоконтроля.

Заключение (выдержка)

Важными педагогическими условиями развития самоконтроля у младших школьников, обеспечивающими успешность их учебной деятельности, являются: формирование положительной мотивации к самоконтролю; осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности; осуществление системы диагностики уровня развития самоконтроля в учебной деятельности; оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.

Способность действовать произвольно совершенствуется на протяжении всего младшего школьного возраста. Развитие новых форм поведения самым непосредственным образом связано с учебной деятельностью, в ходе освоения которой у ребенка постепенно формируется целостная система произвольной саморегуляции. Многие дети к моменту поступления в школу не обладают достаточным уровнем развития произвольной саморегуляции. Это порождает необходимость проведения специальных занятий с начинающими школьниками, поскольку слабое развитие произвольной сферы затрудняет обучение детей. Однако, в процессе освоения учебной деятельности ребенок сам научится ставить перед собой цель учебного действия и находить средства для ее достижения, его поведение получает характеристики подлинной произвольности.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки предполагает огромную роль учителя в организации этой работы в классном коллективе. Это – и различного рода оценки, отметки, таблицы, но также и совместное с детьми формирование критериев оценивания и создание атмосферы эмоционального переживания и ответственности, что является необходимым условием для нормального развития личности.

Усвоение научных понятий формирует внутренний план действий ребенка; в нем проявляется содержательная ориентировка на все измерения времени. Усвоение закономерностей вещей и явлений позволяет предвидеть свои действия и преобразования предметов, что отражается в умении планировать собственные движения в пространстве и времени.

Навык самоконтроля, приобретаемый учащимися в процессе обучения в школе, впоследствии безусловно пригодится им в их трудовой деятельности, в научном творчестве и в самостоятельной взрослой жизни.

Таким образом, целью моей работы было выявление путей формирования самоконтроля. Проанализировав психолого- педагогическую и методическую литературу, проведя наблюдение за детьми и эксперимент, я пришла к выводу, что эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования таких методов и приемов как беседа; фронтальная, взаимная и индивидуальная проверка выполненного задания; постановка задач.

Поэтому обучение самоконтролю должно найти место при объяснении нового материала и его закреплении, что будет сообщать процессу формирования знаний, умений и навыков высокую эффективность, делать его осознанным, прочным. Безошибочным. Кроме того, навык самоконтроля, приобретаемый учащимися в процессе обучения в школе, безусловно пригодится в последствии в их трудовой деятельности и в научном творчестве.

Полученные результаты доказывают правильность выдвинутой раннее гипотезы: формирование навыка самоконтроля в учебной деятельности младших школьников возможно при использовании таких методов и приемов, как сверка с написанным образцом; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Литература

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Издательство "Ось-89", 2000. - 272 с.

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Москва «Просвещение» - 2010– 638 с.

3. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности – М.,2004– 254 с.

4. Бельтюкова Г. В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике – М., 2001;

5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева К.А. Работа психолога в начальной школе. – М., 2001.

6. Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника, как субъекта учения. 2000 г., (мон.)

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.- С.422.

8. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьмисеми лет // Вопросы психологии. — № 4. — 1988. — с.25-28

9. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

10. Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред.Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова- М.: Просвещение, 2006;


+ еще 55 источников

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 80
Год: 2020
3000 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X