Курсовая работа

«Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов на уровне региона»

  • 36 страниц
Содержание

Введение…3

Глава 1. Теоретические основы планирования и прогнозирования социально-экономических процессов…5

1.1 Основные понятия и сущность планирования и прогнозирования социально-экономических процессов….5

1.2 Планирование и прогнозирование в современных социально-экономических условиях ….11

Глава 2. Особенности планирования и прогнозирования социально-экономических процессов на региональном уровне….17

2.1 Специфика планирования и прогнозирования социально-экономических процессов на уровне региона….17

2.2 Проблемы планирования и прогнозирования социально-экономических процессов в Краснодарской крае….…29

Заключение….32

Список используемых источников….35

Введение

Современное государственное регулирование рыночной экономики России базируется на информации о текущей хозяйственной деятельности и конъюнктуре, а так же на прогнозах экономического развития субъектов Федерации, региональные экономические прогнозы.

Региональные социально-экономические прогнозы -это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии социально-экономической системы регионов. Необходимость региональных экономических прогнозов, как для среднесрочных так и для долгосрочного периодов, заключается в долговременности территориальных проблем, их присущих им комплексного характера.

Приоритетным направлением политики Российской Федерации является повышение социально-экономического состояния регионов, так как именно социально-экономическое развитие государства напрямую зависит от развития регионов, его образующих. Успешное социально-экономическое развитие региона во многом зависит от организации государственного управления, от структуры законодательной и исполнительной власти, разграничения полномочий между отдельными ветвями власти и конечно от качества ее исполнения.

Содержание управления социально-экономическим развитием на региональном уровне и его инструменты определяются, с одной стороны, общегосударственной экономической политикой и, с другой стороны, региональной политикой, учитывающей особенности развития регионов.

В итоге вся система государственное управления должна быть нацелена на увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни населения, то есть способствовать социально-экономическому развитию региона.

Актуальность темы. В современных экономических условиях, оказывающих влияние на эффективность управления региональным развитием, возникает необходимость использования новых подходов и методов управления регионами, немаловажную роль приобретает прогнозирование и планирование социально-экономического развития регионов.

Целью настоящей работы является изучение процессов планирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов.

Объектом исследования в работе должен быть процесс планирования и прогнозирования социально-экономических процессов.

Предметом исследования – особенности планирования и прогнозирования социально-экономических процессов на региональном уровне.

Для достижения поставленной цели решим задачи:

-рассмотрим основные понятия и сущность планирования и прогнозирования социально-экономических процессов;

-рассмотрим планирование и прогнозирование в современных социально-экономических условиях;

-рассмотрим специфику планирования и прогнозирования социально-экономических процессов на уровне региона на примере Краснодарского края.

-рассмотрим проблемы планирования и прогнозирования социально-экономических процессов в Краснодарской крае.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы планирования и прогнозирования социально-экономических процессов.

1.1 Основные понятия и сущность планирования и прогнозирования социально-экономических процессов

Прогнозирование социально-экономического развития региона заключается в предвидении будущего состояния экономики и социальной сферы, оно является составной частью государственного регулирования экономики, призванной определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих.

При подготовке региональных прогнозов используются общие положения Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и специальные методические рекомендации, в том числе важными моментами для прогнозирования являются установки и рекомендации государственной региональной политики на данном этапе и оценки возможного воздействия на развитие регионов основных территориально-ресурсных предпосылок (факторов), руководящие положения.

Эффективность решений, принимаемых на федеральном уровне, во многом будет зависеть от того, как эти решения реализуются в регионах. В связи с этим значение региональных прогнозов развития субъектов Российской Федерации возрастает, учитывая как влияние федеральной социально-экономической политики (налоговая, бюджетная, тарифная, структурная и инвестиционная, внешнеэкономическая, социальные, институциональные преобразования и др.) и региональные особенности социально-экономического развития соответствующих территорий.

Прогнозирование социально-экономического развития региона является прогнозом будущего состояния экономики и социальной сферы, неотъемлемой частью государственного регулирования экономики, призванной определить направление развития регионального комплекса и его структурных составляющих.

На основании результатов прогнозных расчетов определены цели и задачи социально-экономического развития региона, определены программные мероприятия и приоритеты развития регионального экономического комплекса с целью разработки и обоснования социально-экономической политики

Основными инструментами комплексного прогноза социально-экономического развития региона являются: экстраполяция прошлых тенденций развития экономики и социальной сферы на будущее, эконометрические расчеты на основе данных национальной системы бухгалтерского учета, система макроструктурных моделей, в том числе модифицированной модели межотраслевого баланса.

Сегодня основным звеном в существующей системе прогнозирования социально-экономического развития регионов являются краткосрочные прогнозы, на основе которых определяются текущие цели и задачи по улучшению социально-экономической ситуации в регионе.

На втором месте среднесрочные прогнозы, осуществляемые в процессе подготовки государственных программ развития на среднесрочную перспективу. На основе долгосрочных прогнозов разработаны концепции социально-экономического развития региона, в которых определены основные, масштабные направления совершенствования региональной системы.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, законов и нормативных актов, определяющих экономическую и социальную политику государства, а также с учетом опыта научных и конструкторских разработок по проблемам территориального социально-экономического развития и распределение производительных сил в России, основная цель прогнозирования территориального социально-экономического развития может быть сформулирована следующим образом: выявление вариантов экономического и социального развития регионов России, обеспечивающих максимальное использование положительных и отрицательных нейтрализующих факторов региона, а также координация национальных и региональных интересов в целях реализации целей региональной политики.

Большое значение отражение в прогнозах факторов, непосредственно влияющих на ускорение экономического и социального развития.

В условиях достижения современной науки и техники состояние отраслей экономики полностью зависит от инновационных путей развития, которые позволяют быстрее наращивать мощности и производительность оборудования по сравнению с динамикой изменения их стоимости, опережая рост производительности труда по сравнению с ростом коэффициента достаточности капитала снижение удельных затрат на сырье и материалы, а также их замена на более новые, более экономичные и экологически чистые.

Несмотря на эти преимущества, в конкретной экономической деятельности инновации очень часто остаются невостребованными по разным причинам. Сложившаяся ситуация предполагает изучение существующих барьеров, а также прогнозирование и составление планов инновационного развития различных сфер человеческой деятельности.

Для определения и последующего прогнозирования эффективного социального развития, количественной оценки уровня общественного развития используются самые разные показатели:

экономические (уровень производства ВВП, уровень реальных доходов и т.д.);

социально-бытовые (обеспеченность жильем, автомобилями, другими товарами длительного пользования);

социально-демографические (рождаемость, естественный прирост, сальдо миграции, уровень здоровья населения, продолжительность жизни, уровень образования населения и др.)

социально-гуманистические (свобода, равенство, братство и др.).

В той или иной степени, с той или иной стороны каждый из этих показателей действительно характеризует уровень общественного развития, однако ни один из них не является обобщающим. Такой совокупностью показателей, отражающих уровень социального развития региона, могут выступать уровень и качество жизни.

Уровень и качество жизни отражают степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей и выражаются в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг.

Данная совокупность показателей является незаменимой в составлении прогнозов социального развития и является определяющей в формировании социальной политики правительства региона.

Роль регионального финансового прогнозирования, как краткосрочного, так и среднесрочного, в системе управления экономическим развитием также возрастает, поскольку для подавляющего большинства регионов проблема повышения финансовой и бюджетной безопасности на душу населения является очень острой. Эти показатели являются основными ограничениями для реализации основных целей стратегии социально-экономического развития в среднесрочной перспективе.

Для составления научно обоснованных прогнозов социально-экономического развития в современных условиях необходима надежная информационная база для определения существующих региональных различий в уровнях социального развития.

Создание и развитие системы мониторинга социально-экономических показателей поможет решить некоторые вопросы, связанные с более полным учетом уровня социального развития, и, соответственно, более надежно прогнозировать показатели экономического роста и уровня жизни населения.

При составлении программы социального экономического развития региона, требуется с прогнозировать более 100 параметров, которые иллюстрируют состояние региона. Большинство этих параметров имеет математическую модель.

Оставшаяся часть прогнозируется произвольным образом. Для повышения качества прогнозирования этих параметров, предлагается разделить параметры прогнозирования на две группы.

В первую группу входят параметры, у которых не известна модель прогнозирования, но известны параметры, влияющие на исходный объект исследования. Во второй группе представлены параметры, которые прогнозируются на основе собственной динамики временного ряда параметры. Пример параметров из первой группы:

1. Численность индивидуальных предпринимателей

‒ Численность индивидуальных предпринимателей за известный период времени.

‒ Инвестиции в экономику региона за известный период времени.

‒ Поддержка малого бизнеса за известный период времени.

‒ Численность трудоспособного населения за известный период.

2. Численность работников, занятых на средних предприятиях

‒ Численность работников, занятых на средних предприятиях за известный период времени.

‒ Инвестиции в экономику региона за известный период времени.

‒ Поддержка среднего бизнеса за известный период времени.

‒ Численность трудоспособного населения за известный период времени.

3. Численность работников, занятых на малых предприятиях

‒ Численность работников, занятых на малых предприятиях за известный период времени.

‒ Инвестиции в экономику региона за известный период времени.

‒ Поддержка малого бизнеса за известный период времени.

‒ Численность трудоспособного населения за известный период времени.

4. Численность работников, занятых на микропредприятиях

‒ Численность работников, занятых на микропредприятиях за известный период времени.

‒ Инвестиции в экономику региона за известный период времени.

‒ Поддержка малого бизнеса за известный период времени.

‒ Численность трудоспособного населения за известный период времени.

Далее представлены показатели из второй группы:

‒ Миграция населения по полу, возрасту и уровню образования.

‒ Распределение рожениц по возрасту.

‒ Доля родившихся мужчин.

‒ Вероятность смерти по возрасту, полу и уровню образования.

‒ Доля расходов консолидированного бюджета на дошкольное, общее, среднее профессиональной образование и дополнительное образование детей в общей сумме расходов консолидированного бюджета субъекта РФ.

‒ Число жителей региона, получивших образование вне региона проживания по возрасту, полу и уровню профессионального образования.

‒ Коэффициенты занятости населения по полу, возрасту и уровню образования.

‒ Спрос на трудовые ресурсы по уровню образования.

‒ Затраты на одного человека в системе дошкольного образования.

‒ Затраты на одного человека в системе общего образования.

‒ Затраты на строительство одного места в системе ДО.

-Затраты на строительство одного места в системе общего образования.

Заключение

В Краснодарском крае активно применяется методология прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития. Особой популярностью пользуется метод форсайт, который имеет общие черты с прогнозированием, состоящие в том, что при его проведении учитываются объективные тенденции и силы, влияющие на развитие, и используются методы прогнозирования.

Отличительной чертой нового подхода является выявление направлений развития, подразумевая несколько сценариев. Подборка тематических разделов и определение приоритетов, по которым будут проводиться опросы экспертов, что является одной из важных и сложных моментов составления прогнозов.

В Краснодарском крае была разработана стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар с соблюдением требований нормативно-правовых актов Российской Федерации, Краснодарского края и муниципального образования город Краснодар .

Характерными особенностями Стратегии являются:

отражение всероссийских тенденций социально-экономического развития, в том числе в сфере стратегического планирования;

опора на методологии и идеи, определяемые Правительством Российской Федерации;

направленность на использование ресурсного потенциала федеральных и региональных отраслевых программ, а также взаимодействие с федеральными и региональными властями для реализации мероприятий, которые выходят за рамки компетенции органов местного самоуправления, но оказывают непосредственное влияние на городское развитие;

учёт как опыта проведения комплексной трансформации городов, так и реализации отдельных проектов и направлений в этой сфере в России и за рубежом

Главной целью Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (далее – Стратегия Краснодарского края) является «становление региона как глобального устойчивого конкурентоспособного региона умных, здоровых и творческих людей, магнита для талантов и предпринимателей, лидера Южного полюса роста России».

В связи с пандемией и ухудшением экономического состояния в стране в целом и в регионах на уровне правительства РФ разработаны меры

На уровне регионов президент поручил губернаторам разрабатывать направления по поддержке экономики в условиях ускорения процесса распространения коронавирусной инфекции.

Дальнейшее планирование и прогнозирование социально-экономического развития регионов будет зависеть от ситуации в крае и принятых губернатором мер.

Во время Законодательного собрания Краснодарского края депутатами рассмотрена госпрограмма «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» и внесены коррективы

Список литературы

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

2. Антипьев Е. К вопросу формирования цивилизованного рынка труда в «архаичном» обществе / Е.Антипьев // Человек и труд. — 2016. — №5.

3. Боговиз А.В. Инновационные процессы в российской экономике: проблемы и направления развития / А.В. Боговиз, С.И. Межов // Экономика устойчивого развития. – 2014. – №2 (18). – С. 21–28.

4. Борисов И.А., Шарапова Н.В., Лагутина Е.Е. Особенности российского рынка труда как фактор, определяющий механизм подстройки в условиях экономического кризиса //Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 812-815.

5. Ленькина О.Б. Эволюция подходов к регулированию занятости населения в развитых странах//Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 3. С. 30-36.

6. Калашникова А. ФРГ: контрактная система найма / А.Калашникова, М.Калашникова // Человек и труд. — 2016. — №6.

7. Куприянов А. Рекрутинговые агентства на отечественном рынке труда / А.Куприянов // Человек и труд. — 2016. — №6.

8. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: парадоксы посткризисного развития / Р.И. Капелюшников, А.Ю. Ощепков // Вопросы экономики. – 2014. – №7. – С. 66–69.

9. Ляпанов А.В. К проблеме занятости населения в Российской Федерации // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2014. – №1 (24). – С. 129–139.

10. Одегов Ю.Г. Рынок труда: Учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, Н.К. Лунева. – М.: Альфа-Пресс, 2017. – 900 с.

+ еще 12 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов на уровне региона»
Раздел: Управление
Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика