8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ - Курсовая работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

1.1 Понятие «пространственной ориентации» в психолого-педагогической литературе….….8

1.2 Нормативные документы о пространственной ориентации дошкольников.12

1.3 Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей старшего дошкольного возраста….….14

1.4 Особенности развития пространственной ориентации в онтогенезе….…19

1.5 Особенности развития пространственной ориентации у слабовидящих детей….….22

Выводы по главе 1….…24

ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

2.1 Диагностические методики по обследованию пространственной ориентации у дошкольников ….26

2.2 Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы….30

2.3 Условия и организация проведения констатирующего эксперимента ….…32

2.4 Анализ результатов исследования….…34

2.5 Примерный план Коррекционной работы по развитию пространственной ориентации….…39

Выводы по главе 2….…41

Заключение….….43

Список литературы.….….…45

Приложения….….50

Введение (выдержка)

В период дошкольного возраста у детей появляются первые представления об окружающей действительности, формируется понятия о взаимосвязи и закономерности явлений окружающей жизни, также дети учатся самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Данный период является важным фундаментом для дальнейшего развития дошкольника и его социализация в обществе. Что ставит ряд важных задач перед воспитательно-образовательными учреждениями.

Дети, имеющие недостатки зрения - слабовидящие, имеют весьма специфическое представление об окружающем мире и нуждаются в специальном коррекционном воздействии извне. Данный дефект тормозит развитие детей данной категории, лишая их реальных представлений о предмете и явлениях. Маленький ребёнок теряется и может почувствовать себя оторванным от жизни.

Вследствие первичного соматического дефекта снижается полнота и точность чувственного отражения окружающей действительности, что приводит к ряду вторичных отклонений в развитии. Одной из наиболее важных нарушений приходится на качество координации движений, ориентацию в пространстве несовершенство зрительно-моторных координаций, слабая дифференцированность моторики. Это отражается на формировании общественно выработанных сенсорных эталонов, объеме и качестве представлений, формировании предметной и ориентировочно - исследовательской деятельности. [25, с 67].

Основная часть (выдержка)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

1.1 Понятие «пространственной ориентации» в психолого-педагогической литературе.

Во многих областях человеческой деятельности важнейшую роль играет умение ориентироваться в пространстве. В её основе лежит свойство психики – восприятие пространства. В рамках данного исследования будет рассмотрено понятие «пространственной ориентации», его механизмы, в психолого-педагогической литературе.

Философия прошлого столетия рассматривала и обсуждала вопрос о том, является ли восприятие пространства врожденным, либо это результат обучения. Одно было ясно, что пространственное восприятие имеет сложное строение, зависит от социальных условий, его формы могут протекать на различных уровнях.

В основе восприятия трехмерного пространства находится важная составляющая – вестибулярный аппарат, который физиологически расположен во внутреннем ухе. При наклоне человеком головы, жидкость, находящаяся в специальных полостях, меняет своё положение, вызывая раздражение волосковых клеток, они приходят в возбуждённое состояние, что приводит к изменениям ощущений, касаемо устойчивости тела («статические ощущения»). Вестибулярный аппарат является специальным рецептором, который реагирует на три основные плоскости пространства.

Он непосредственно связан с глазодвигательными мышцами. Любое изменение положения тела человека, фиксируемое вестибулярным аппаратом, порождает рефлекторные изменения в положении глаз; при быстрых и продолжительных изменениях положения тела в пространстве происходят пульсирующие движения глаз – нистагм. А при продолжительной смене образов и картинок, например езда в поезде, мелькание изображений, картинок, возникает ощущение неустойчивости, головокружение и даже тошнота. Данная взаимосвязь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, которая вызывает оптико-вестибулярные рефлексы, является важным компонентом в процессе восприятия пространства. [5, с 119]

Не менее важным аппаратом является бинокулярное зрительное восприятие и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз.

Компонентами, помогающими воспринимать окружающее пространство, являются: глубина и структура восприятия, соотношение предметов друг к другу, ассиметричность воспринимаемых объектов и предметов.

Для лучшего и успешного наблюдения за окружающими предметами служит наблюдение двумя глазами. Для ясного восприятия, необходимо, что бы изображение какого либо предмета попадало на корреспондирующие точки сетчатки глаза, а для данного эффекта этого важна конвергенция обоих глаз. При возникновении даже небольшой изображений, возникает ощущение, что предмет удалён на некоторое расстояние, либо возникает стереоскопический эффект; в случае большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз, на которое проецируется изображение, предмет начинает раздваиваться. Это говорит о том, что даже незначительные напряжения глазных мышц, проявляют конвергенцию и смещение изображения на обеих сетчатках, и является ещё одной важной составляющей для восприятия пространства

Заключение (выдержка)

В ходе исследования мы выяснили, что ребёнок с раннего детства ориентируется в пространстве, но образование полных представлений о пространстве происходит в течение всего дошкольного возраста. Данной проблемой интересовались многие педагоги и психологи: Венгер Л. А., Васильева М. В., Мусейибова Т. А., Люблинская А. А. и др. В своих работах они описывают, как происходит ориентация в пространстве в онтогенезе - как ребёнок ориентируется в пространстве на определённом возрастном этапе. Данный навык происходит на протяжении всего периода дошкольного детства.

В данном исследовании мы рассмотрели и выявили особенности развития ориентации в пространстве такие как:

- неумение получать информацию о пространстве с помощью сохранных анализаторов;

- несформированный запас предметных и пространственных представлений об окружающем мире, дети не умеют обозначать их в речи, воспринимаемые пространственные признаки и направления;

- в словарном запасе не встречаются слова, которые обозначают пространственные признаки предметов и направлений;

- для слабовидящих дошкольников характерно недостаточное использование бисенсорных и полисенсорных возможностей в освоении пространства.

Монокулярный характер зрения, нарушения глазодвигательных функций приводят к трудностям зрительной ориентации и обедненности информации, получаемой посредством зрительных анализаторов.

Литература

1. Акшонина А. Я., Васина Г. В. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития. М .: «Логос», 2008. 211 с.

2. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. М. : Просвещение, 2001. 98 с.

3. Бетелева Т. Г., Манелис Н. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе. М. : Просвещение, 2000. 57 с.

4. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. М. : 1995. 326 с.

5. Венедиктова М. В., Галкина Л. Н. Методическое пособие по обучению и воспитанию детей с нарушением зрения дошкольного возраста. - Нижний Новгород: «Перспектива», 2004. 67 с.

6. Гончарова Е. Л. Специальная психология. Педагогический энциклопедический словарь. М. : БРЭ, 2002. 22 с.

7. Григорьева Л. П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения. М. 2001. 11 с.

8. Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. М. : Педагогика, 2011г. 311 с.

9. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э. Развитие восприятия у ребёнка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М. : Школьная Пресса, 2007. 90 с.

10. Денискина В. З., Венедиктова М. В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной школы: Методическое пособие. М., 2007. 423 с.

Примечания

Представленные части работы не в полном объёме, в самой курсовой остальное. Работа полностью авторская и качесвтенная.

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 58
Год: 2020
5000 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X