8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Развитие памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством нейродефектологических методов - Курсовая работа

Содержание

Введение….….….3

ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР…6

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР….…6

1.2. Особенности развития памяти у детей с ЗПР….…. 13

Выводы по главе 1…18

ГЛАВА 2. ЭМПРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР.….….19

2.1. Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента по трём нейродефектологическим методикам для диагностики памяти….…19

2.2. Методические рекомендации по использованию методов при изучении и развитии памяти у детей с ЗПР…23

Выводы по Главе 2…24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ….….…29

ПРИЛОЖЕНИЯ….….32

Введение (выдержка)

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Исследования по проблеме школьной неуспеваемости, проводились специалистами разного профиля: психологами (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник); педагогами (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков); дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, С.Г. Шевченко) [50, С. 5]. Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию - детей с задержкой психического развития.

Острейшая необходимость разработки вопросов обучения и развития младших школьников с ЗПР в сравнении с детьми с другими нарушениями, а также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики. Переход школы на новые программы усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих школьников.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем психологами и педагогами всего мира. Детская популяция в настоящее время состоит из трёх больших групп: нормально развивающихся детей, детей с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети-инвалиды. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития. Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных детских садах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития.

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости детей является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничение психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с заданиями и требованиями, которые предъявляет к нему общество. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Из-за слабо развитой произвольной сферы (умение сосредоточиться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания, работать по образцу) ребёнок очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать ребёнок не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум образовательной программы.

Часто трудности усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего, подвергается насмешкам со стороны детей. [15, С. 5]

Заключение (выдержка)

Данное исследование было посвящено проблеме развития памяти у дошкольников с задержкой психического развития. Эта проблема является важной и актуальной. В современных образовательных технологиях знания не рассматриваются в качестве основной ценности. Педагог не дает готовых знаний, образцов и определений, а стимулирует каждого ребенка на поиск, развивает познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать. У детей с задержкой психического развития наблюдается снижение познавательной активности, памяти, что связано со сложностью формирования всех высших психических функций. Это в свою очередь снижает эффективность обучения. Поэтому важно в период дошкольного возраста уделять особое внимание развитию у детей памяти, в особенности у детей с ЗПР. [15, с 53]

В ходе достижения поставленной в данной работе цели был решен ряд задач.

Во-первых, анализ научной литературы по проблеме исследования позволил установить, что память – это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Способность постоянно накапливать информацию, является важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности.

Во- вторых, нами было выявлены особенности развития памяти дошкольника. Изучение научной литературы показало, что память тесно связана со всеми остальными познавательными процессами и развивается от элементарных форм, к более сложным, проходя при этом все этапы своего развития. Взрослея, ребенок обучается более эффективным стратегиям запоминания (то есть действиям, улучшающим запоминание) и в последующем расширение знаний об окружающем мире позволяет ребенку организовывать поступающую информацию более совершенным образом, а, следовательно, лучше ее запоминать.

Литература

1. Ахутина Т.В., Игнатьевна С.Ю, Максименко М.Ю, Полонская Н.Н., Нейропсихологические методы диагностики развития высших психических функций. М. : Издательский центр ”Академия”, 1992. 221 с.

2. Анастази А. Р, Урбина С. П. Психологическое тестирование. СПб. : Питер, 2001. 688 с.

3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизическая интеграция. Новочеркасск : УРАО, 1999. 321 с.

4. Борякова Н. Ю.Ступеньки развития. Раняя диагностика и коррекция задержкт психического развития у детей. СПб. : Питер, 1989. 100 с.

5. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М. : Генезис, 2001. 340 с.

6. Богомолов Ю. П., Воронина А. И., Куст В. П. Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов. Новосибирск : НГУ, 1974. 54 с.

7. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. М. : 1995. 326 с.

8. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Справочник по психодиагностике. СПб. : Питер, 2002. 528 с.

9. Гуревича К. М. Введение в психодиагностику: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М. : Академия, 1999. 199 с.

10. Вегнер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. М. : Генезис, 2001. 425 с.

Примечания

Работа качественная, авторская.

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 33
Год: 2020
4000 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X