Дипломная работа

«Реализация принципа разделение властей в механизме Российского государства»

  • 58 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …3

ГЛАВА 1. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА …6

1.1 Сущность принципа разделения властей….6

1.2 Принцип разделения властей как основа организации деятельности современного Российского государства ….13

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В МЕХАНИЗМЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА….26

2.1 Проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации….26

2.2. Перспективы совершенствования реализации принципа разделения властей в Российской Федерации…37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….49

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …53

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что разделение властей, являющееся одним из основополагающих принципов демократического государства, прочно вошло в российскую реальность в последние годы. Этот принцип стал одной из основ функционирования русского конституционализма и формирования новой политической системы.

Реализация принципа разделения властей заключается в установлении правовых норм и возникновении правовых отношений, направленных на организацию взаимодействия всех органов государственной власти.

В современном мире результаты процесса реализации принципа разделения властей проявляются в различных моделях отношений между органами государственной власти, и изучение этих моделей важно для понимания структурных и функциональных взаимоотношений органов государственной власти.

Конституционный принцип разделения властей действует как правовая структура государственной власти в Российской Федерации и охватывает разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что не лишает государственную власть ее основного качества - целостности и единства. В свою очередь, полномочия разделенной власти являются формами структуризации государственной власти в соответствии с рассматриваемым принципом разделения властей.

Современное состояние российского государства характеризуется незавершенностью процесса формирования необходимого баланса в конфигурации различных отраслей, учреждений и органов власти, как по горизонтали, так и по вертикали. Вопросы относительно характера взаимоотношений между тремя уровнями политического управления в стране - федеральным центром, субъектами федерации и местным самоуправлением, вопросы разграничения между ними властных полномочий и функций, не полностью разработаны.

Можно утверждать, что процессы окончательного утверждения организационных структур власти, а также институтов политической демократии и федерализма, которые все еще находятся в процессе обучения и совершенствования, еще не завершены. Это демонстрируется, например, проведенными в последние годы реформами, направленными на дальнейшее развитие и совершенствование политической демократии, принципов и механизмов организации власти как на федеральном, так и на региональном уровне.

Все это обусловливает необходимость изучения отношений между политической демократией и федеративными принципами государственного устройства России, взаимосвязей горизонтального и вертикального разделения властных полномочий, принципов взаимодополняемости сдержек и противовесов властной горизонтали и вертикали. Все изложенное определяет значимость и актуальность темы исследования.

Проблема разделения властей рассматривалась в трудах А.В. Аграновского, С. А. Авакьяна, М.В. Баглая, Д.Н. Бахраха, С.В. Васильева, С.Э. Жилинского, О. Е. Кутафина, А.Д. Керимова, Б.М. Лазарева, Е.Ф. Лукьянчиковой, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, Е.А. Николаева, В. С. Нерсесянц, В.Д. Перевалова, Б. А. Страшун, Ю. А. Тихомирова, А.А. Чечулиной, В.Е. Чиркина, К.С. Эбзеева, Ю.Х. Яхиной и др.

Все они важны для понимания сути принципа разделения властей, действующего в настоящее время в Российской Федерации, но есть проблемы, которые возникают в процессе осуществления властями своих полномочий и требуют их детального изучения.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию в государственном механизме современного демократического государства принципа разделения властей.

Предметом работы является принцип разделения властей в современном Российском государстве, проблемы его реализации.

Целью данной работы является исследование реализации принципа разделения властей в механизме российского государства, как важнейшего и основополагающего принципа, выделить актуальные правовые проблемы указанного института и предложить их решение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие и сущность принципа разделения властей;

- рассмотреть принцип разделения властей как основу организации деятельности современного Российского государства

- проанализировать основные проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации;

- охарактеризовать перспективы совершенствования реализации принципа разделения властей в Российской Федерации.

Информационной базой исследования стали: Конституция РФ, федеральное законодательство и комментарии к нему, учебная и специальная литература, в том числе: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России; Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права; Чиркин, В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт и др.

Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили: изучение и анализ научной литературы; методы диалектики, системный, комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, общесоциологические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.

Практическая значимость ВКР заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов работы в современной юридической науке.

Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, 4 параграфов, заключения, списка использованных источников и учебной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Содержание принципа разделения властей

В юридической науке термин «разделение» по отношению к государственной власти используется в двух значениях: согласно одному из наиболее распространенных он используется для обозначения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, вторым значением является используется для обозначения разделения государственной власти между федеративным государством и составляющими его субъектами, то есть в теории федерализма - как «разделение властей» .

По принципу разделения властей в классическом понимании, где идет речь о трех ветвях государственной власти, существует два противоположных подхода: разграничение властей и разделение властей, которые соответствуют двум различным концепциям демократии: президентской и парламентской.

По мнению Е.И.Козловой и О.Е.Кутафина «данный принцип означает деление власти по горизонтали между разными органами таким образом, чтобы они «находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа» . В результате различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться» .

К. В. Арановский подчеркивает, что разделение властей состоит не в том, что институты государственной власти выполняют разные административно-политические работы, а в том, что сопоставимые друг с другом органы государства актуально или хотя бы потенциально между собой разобщены и в силу этого могут соперничать, не имея один над другим постоянного преобладания, подобного тому, какое имеет парламент над правительством в парламентских республиках или монархиях. Разделение властей является одновременно и гарантией конституционной демократии.

Содержание этого принципа:

• власть в государстве осуществляется на основе функцио-нальной специализации органов трех ветвей власти;

• эти органы самостоятельны и независимы в осуществлении возложенных на них полномочий;

• должностные лица, действующие в разных ветвях власти, не могут совмещать свою работу с работой в органе государственной власти, который осуществляет полномочия действовать по-другому (недопустимость совмещения мандатов (должностей);

• законодательные, исполнительные и судебные органы взаимодействуют на основе различных форм сотрудничества, влияния и контроля.

Цели такой системы построения власти:

1) создать гарантии от ее произвола, сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов;

2) обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти;

3) наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.

Механизм балансирования контактов различных государственных организаций при выполнении ими своих функций называется системой сдержек и противовесов. В зависимости от установленной системы сдержек и противовесов принцип разделения властей может варьироваться в различных государствах.

Известен и является достаточно распространенным принципиально иной взгляд на рассматриваемую концепцию, в соответствии с которым разделение властей есть ничто иное, как простое разделение труда. Об этом писали классики марксизма-ленинизма, имея в виду неразделенное свойство власти в капиталистических государствах буржуазии .

Некоторые дореволюционные государствоведы (Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский) высказывали осторожное и критичное отношение к принципу разделения властей, усматривая в нем возможную угрозу нарушения единства государственной власти .

В современной литературе часто встречается критика принципа разделения властей, который может привести к противостоянию трех «самостоятельных властей» и разрушить единство государственной власти.

Однако такой подход требует четкого разграничения и учета двух обстоятельств:

не в точности соответствуют классическим представлениям о теории разделения властей;

 во-первых, современные политические и правовые реалии российского государства не вполне соответствуют классическим представлениям о теории разделения властей;

 во-вторых, важно учитывать тенденции к постепенному размыванию концепции разделения властей, в том числе путем включения в такую триаду новых ветвей власти .

В этих обстоятельствах необходимо как переосмыслить содержание указанных принципов, так и определить возможность и необходимость их сочетания и их взаимного влияния.

Заключение

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения государственной власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны составлять так называемую систему «сдержек и противовесов».

Главным смыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей ради обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей власти.

Суть концепции разделении властей заключается в разграничении (разделении) функций органов государственной власти: законодательная деятельность, исполнение законов, отправление правосудия должны осуществляться самостоятельно. Согласно теории разделения властей соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом, эти ветви власти должны быть разделены (разграничены).

Проблема разделения властей в современной юридической литературе гораздо шире, чем в традиционной трактовке. Сегодня действительный смысл принципа разделения властей охватывает практически все стороны властно-государственных отношений, составляющих основу современного социального общества.

2. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности. На протяжении всей истории Российского государства принцип «разделения властей» отвергался природой власти. К признанию идеи «разделения властей» привел поиск только во второй половине 80-х годов. Конституция Российской Федерации 1993 г. установила, что «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Ст. 11 Конституции РФ раскрывает список субъектов, которые эту власть осуществляют, относя к ним Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации. Соответственно все три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - действуют на основе системы сдержек и противовесов. Это проявляется как в их самостоятельности по отношению друг к другу, так и по взаимному контролю.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов – одна из важных задач России.

3. Особенностью российской Конституции является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль арбитра, гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В настоящее время процесс взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти в России слабо отлажен потому, что фактически не разработана концепция развития национальной государственной политики, в которой были бы представлены общие, стратегические направления функционирования становящегося российского государства и общества, на базе которой можно было бы конкретизировать отдельные направления деятельности институтов, органов государства. В этой концепции следовало бы предусмотреть вертикальное и горизонтальное разделение власти, взаимодействие и специфику взаимовлияния и т.п.

4. Отечественная Конституция нуждается в определенной детализации ее некоторых размытых положений, касающихся закрепления правового статуса органов государственной власти и их взаимодействия между собой, основанной на системе сдержек и противовесов. Назрела необходимость в конкретизации и разграничении полномочий между законодательной и исполнительной властью, основанных на реальной системе сдержек и противовесов.

5. Для реализации рассматриваемого конституционного принципа, как принципа олицетворяющего законность, необходимо осуществить, на наш взгляд, следующие меры:

 исходя из доминирующего положения исполнительной власти, необходимо минимизировать ее участие в законодательной деятельности государства;

 исполнительные органы должны претворять законы в жизнь;

 между исполнительными и законодательными органами власти необходим баланс полномочий;

 судебная власть должна действовать самостоятельно и, конечно, в пределах своей компетенции. Деятельность судов должна руководствоваться Конституцией, ратифицированным Россией международными договорами, федеральным законодательством, законами субъектов РФ, защищая, прежде всего интересы человека и гражданина;

 ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

 необходимо создать механизм сдерживания ветвей власти друг другом такой, который содержал бы определенные противовесы для каждой власти.

Итак, разделение властей — важнейшее условие и основной механизм функционирования государственной власти, он является основой государственного строительства в высокоразвитых странах современного мирового сообщества. Практическая ценность этого института власти состоит в установлении мощных конституционных гарантий против тенденции к полновластию одной из ее ветвей.

Существование правового государства невозможно без системы разделения властей, где власть судебная выступает гарантом соблюдения права самим законодателем и правоприменителем, где конституционное судопроизводство является необходимой частью государственного механизма, позволяющего реально воздействовать на функционирование самостоятельных законодательной, исполнительной и судебной властей.

Система государственной власти как устойчивая эволюционирующая подсистема должна характеризоваться как целевым, так и функциональным единством. Даже в абстракции невозможно разделить функции власти, реализуемой в непрерывном потоке решений и действий. При нормальном взаимодействии и кооперации властей нет границ разделению труда. Именно поэтому реализация принципа разделения властей должна быть обеспечена эффективным механизмом правового регулирования, в котором особое место отводится взаимодействию властей, полномочиям, ответственности.

Принцип разделения властей имеет не абсолютный, а относительный характер и модифицируется в зависимости от конкретных исторических, политических и иных реалий. Это в полной мере относится и к России, которая развивает модель разделения властей, отвечающую ее современным потребностям.

Список литературы

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс», 2020.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1, ст. 1. опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации

http://www.p**vo.gov.ru - 30.07.2018.

3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации»// "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712

4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.

5. Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». [Текст] //Собрание законодательства РФ. - 2018. -№ 21.

Научная литература

6. Автономов А.С. Избирательная власть. М., 2012. С. 74 - 75.

7. Акулов, В. Л. Проблемы русской государственности. Статьи 2006–2012 гг. В 2 томах. Том 2 / В. Л. Акулов. — М.: Профессионал, 2017, с.226.

8. Арановский К. В. Разделение властей как условие конституционной демократии //Журнал конституционного правосудия. 2012. № 6. С. 16—21.

9. Арзамаскин Н.Н. Теоретико-методологические основания возникновения, становления и развития формы Российского государства: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. - М., 2011. - 32 с.

10. Батиев, Л. В. Единство и разделение властей в учениях Нового времени // Программа международной конференции: Проблемы истории государственного управления. - СПб, 2011. – С . 203 – 206.

+ еще 50 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Реализация принципа разделение властей в механизме Российского государства»
Раздел: Государство и право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 58
Цена: 3500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика