Курсовая работа

Семья и ее роль в воспитании личности. Вариант 2.

  • 46 страниц
  • 23 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ…6

1.1.Семья как важнейший институт социализации….6

1.2. Влияние семьи на развитие личности и социализация личности….10

1.3. Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка…14

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I….20

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ…. .21

2.1 Организация и методы исследования….21

2.2 Результаты исследования и их анализ.…24

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….38

ПРИЛОЖЕНИЯ….40

Введение (выдержка)

Актуальность темы исследования объясняется тем, что в жизни каждого человека семья занимает особое место. Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.

Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них Ж.Пиаже, Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Кон И.С., Торохтий B.C., Сластенин В.А., Реан А.А., Петровский А.В., Петриченко Н.Г., Андреева Г.М. и др. Детско-родительские взаимоотношения изучали А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др.

Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.

В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.

Целью работы является изучение влияния семьи на формирование личности ребенка.

Объектом работы является процесс развития личности ребенка

Предметом - процесс воспитания личности ребенка в семье.

Гипотеза: предполагается, что стили родительских отношений, негативные поведенческие реакции, влияют на формирование определенных черт личности ребенка, способствуют дисгармоничному развитию личности в целом.

Для решения поставленной цели, были определены следующие задачи.

1. Охарактеризовать сущность семьи как важнейший институт социализации;

2. Выявить роль семьи на формирование личности ребенка;

3. Изучить типы семейных отношений и их влияние на формирование личности ребенка

4. Провести эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка;

5. Проанализировать результаты проведенного исследования, сделать выводы.

Теоретической основой работы являются труды таких авторов, как: Т.В. Андреева, М. Буянов, Н.В. Бондаренко, А.Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.

В работе использованы следующие методы:

-теоретическое изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме курсовой работы;

-метод опроса;

-тест «Рисунок семьи»;

-тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Семья как важнейший институт социализации

Одним из основных институтов социализации является семья. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен.

В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я. А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо — мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека.

Важное место в системе гражданского общества занимает социальный институт семьи, который можно рассматривать как качественное состояние социального организма, созданного социальными действиями индивидов в рамках особой культуры. [16, с. 865].

Семья является одним из необходимых и фундаментальных этапов жизни человека. То, что ребенок приобретает в семье в детстве, он сохраняет на всю последующую жизнь. Именно в семье заложены основы личности ребенка, и когда он входит в школу, более половины его сформировались как личность. Как известно, процесс социализации личности происходит на протяжении всей жизни человека. В то же время на разных этапах возраста он приобретает свои особенности. Это связано с тем, что социализация как процесс усвоения ценностей и норм развивается в соответствии с психологией возраста человека и этапами его социальной и трудовой деятельности.

Однако, своеобразной отправной точкой нравственной социализации, в рамках которой формируются и ценностные ориентации по отношению к миру, является усвоение человеком, начиная с раннего детства норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований. В этом смысле мы можем считать, что семья является важнейшим институтом социализации человека. Именно в семье они получают первый опыт взаимодействия с обществом. Какое-то время семья обычно является единственным местом, где можно получить такой опыт. Семья может рассматриваться как модель и форма базового жизненного обучения человека.

Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу [22, с. 116].

В психологическом словаре дается следующее определение: «социализация — это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности» [3, с.66].

Семья также является источником психического здоровья. Сами взрослые не всегда понимают, как их личные качества становятся достоянием их детей, как они интерпретируются особым образом в зависимости от их возраста, какое значение они имеют для ребенка, подростка или подростка. Это потому, что ребенок получает основную информацию о мире и о себе от своих родителей. Кроме того, из-за их физической, эмоциональной и социальной зависимости от них родители имеют уникальную возможность влиять на ребенка. Семья как институт социализации имеет свои особенности, а это значит, что ее можно рассматривать, с одной стороны, как структурный элемент общества, а с другой стороны, как небольшую группу. Таким образом, семья как институт социализации, которая выполняет свою функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, ориентиром для макросоциальных влияний, в частности культурных влияний, а с другой стороны, среды микросоциального взаимодействия, которая характеризуется своими собственными характеристиками.

По мнению О.В.Маматова, под социализацией принято понимать «процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом общества». Это путь от биологического существа к общественному [16, с.867].

Семья является исторически определенной организацией, небольшой социальной группой, члены которой связаны брачными или семейными отношениями, общностью жизни и взаимной моральной ответственностью, социальная потребность которой определяется потребностью общества в воспроизводстве. физическое и духовное население.

Семья - это первая общность людей, в которой происходит социализация детей. Т. Андреева считает, что «семья и ребенок являются зеркальным отражением друг друга. Следовательно, именно в семье формируются эти качества, которые не могут быть сформированы где-либо еще» [25, с.56].

Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана стать надежным психологическим «укрытием», которое помогает выживать в сложных, быстро меняющихся условиях современной жизни. Сегодня в некоторых западных странах, скрывающихся под видом свободы и милосердия, получают поддержку те семьи, где присутствует насилие, что свидетельствует о духовном кризисе в семье и обществе. В таких государствах семья отдаляется от задачи социализации, а так же теряет смысл «семьи».

Современная семья отличается от семьи из прошлого не только другой экономической функцией, но, что для нас важнее, радикальным изменением эмоциональных и психологических функций. Отношения между детьми и родителями за последние десятилетия изменились, они становятся все более эмоциональными и психологическими, то есть они определяются глубиной их связи друг с другом, поскольку дети становятся одной из важнейших жизненных ценностей для растущего числа людей. Как это ни парадоксально, однако, это не упрощает семейную жизнь, а только усложняет.

Семья является важнейшим фактором социализации личности, в ней заложены основы нравственности, сформированы социальные нормы поведения, выявлены внутренний мир и индивидуальные личностные качества, она также стимулирует социальную и творческую активность человека и играет решающую, фундаментальную роль в процессе воспроизводства общества. В семье формируются взгляды ребенка на добро и зло, порядочность, уважение к материальным и духовным ценностям. Он испытывает любовь, дружбу, долг, ответственность и справедливость с близкими людьми в семье. По своей природе семейное воспитание основано на чувствах. Семейное воспитание является более эмоциональным, чем любое другое воспитание, потому что его «носителем» является родительская любовь к детям, которая заставляет детей реагировать на родителей [12, с.136]. Основная задача социализации семьи и семейного воспитания заключается в том, чтобы развить у ребенка умение коллективно сотрудничать, поскольку в будущем вся его жизнь будет проводиться в разных группах и коллективах. Задачами социализации и семейного воспитания являются развитие у ребенка умений и общих способностей в области коллективной деятельности, чтобы он мог в достаточной мере адаптироваться к жизнедеятельности различных групп и коллективов.

Заключение (выдержка)

Итак, анализируя роль семьи в воспитании ребенка, можно сказать, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит становление личности во всех направлениях: физическом, трудовом, духовном, нравственном, эстетическом. Семья является тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру и к людям и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

Семья - это ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка.

Результаты исследования роли семьи в воспитании личности показали: большинство детей (у 70% детей) в исследуемых семьях, наряду с благоприятной ситуацией, проявляют тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации связанную с взаимоотношениями в семье, конфликтность. Высокий уровень детско-родительских отношений – выявлен у 10% семей (состояние в семье благоприятное). Низкий уровень детско-родительских отношений у 20% - это семьи, в которых резко выражена тревожность детей, а также дети испытывают чувство неполноценности и враждебность.

По результатам методики А.Я. Варга и В.В. Столин сделан вывод о том, что оптимальные родительские отношения наблюдаются в 30% семьях; к нейтральному уровню отнесены - 50% семей; родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 20% семьях.

Преобладающими типами воспитания является «кооперация», самый благоприятный тип воспитания в семье и «симбиоз» - который является нейтральным Нейтральный уровень детско-родительских отношений, характеризуется недостаточными взаимоотношения родителей с детьми. Родители видят своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремятся удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

Настораживает, что достаточно большое количество родителей определили свой стиль воспитания как «принятие-отвержение», т.е., с одной стороны, родители любят своего ребенка, а, с другой стороны, он раздражает их своим поведением. Это говорит о том, что многие семьи используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к появлению у детей тревожности.

Важно, что есть семьи с высоким уровнем, где ребенок чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность. Однако встречаются и такие семьи, где ребенок не удовлетворен своим семейным положением и испытывает постоянную повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

Таким образом, приведенные результаты констатирующего эксперимента подтвердили наши предположения, сформированные в гипотезе, о влиянии семейного воспитания на всестороннее развитие и формирование личности детей дошкольного возраста.

Семья — это социальный институт, который может повлиять на многие стороны человеческой личности. Влияние родителей на детей является безусловным и многогранным. По этой причине семейное воспитание играет решающую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и формирования.

Список литературы

1. Бахтиярова, Н. Н. Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности / Н. Н. Бахтиярова, Н. А. Дубенцова, О. А. Бурнашева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 279-281. — URL: https://mo**ch.ru/conf/ped/archive/144/6577/ (дата обращения: 24.06.2020).

2. Бардиан А. Н. Воспитание детей в семье. /Психол. — пед. очерки. / А. Н. Бардиан — М., 1972. — 236с.

3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте./ Л. И. Божович. — М., 1968. — 296 с. 4.

4. Борисова, Л. В. Семья как основа становления личности / Л. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 227-229. — URL: https://m**uch.ru/conf/ped/archive/102/5359/ (дата обращения: 22.06.2020).

5. Варга, А. Я. Структура и типы родительских отношений. Дисс. кандидат псх. наук. — М., 2006. — 260 с.

6. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для студ. высш. уч. завед / под ред. Дубровиной, И. В., Прихожан А. М.: Изд-во Академия, 2014.- 365 с.

7. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 507 с.

8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2017. — 238 с.:

9. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2018. - 176 с. 10. Дубинин Н. П. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Просвещение, 2011. — 208 с.

900 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.