Курсовая работа

«Экспериментальное исследование в клинической психологии»

  • 33 страниц
Содержание

Введение 3

1 Понятие сущность экспериментального исследования в клинической психологии 6

1.1 Понятие клинико-психологического эксперимента 6

1.2 Экспериментальное исследование как реализация диагностического направления в клинической психологии 12

2 Экспериментально-психологическое исследование в клинической психологии: подготовка и проведение 15

2.1 Подготовка экспериментального исследования 15

2.2 Проведение экспериментального исследования 21

2.3 Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования 25

Заключение 30

Список литературы 32

Введение

Тема представленной работы - экспериментальное исследование в клинической психологии.

Актуальность представленного исследования обусловлена рядом факторов.

В клинической психологии, как и в других науках, эксперимент имеет решающее значение: только через эксперимент психология становится наукой и только через эксперимент может избавиться от бесплодных и произвольных допущений.

Лаборатория психологическая в клинике нервных и психических заболеваний существовала в России в 70-80 - е годы прошлого века, лаборатория А. А. Токарева, в клинике С. С. Корсакова, лаборатория г., затем В. П. Осипов в клинике В. М. Бехтерева, в лаборатории А. Н.Берлина, в клинике В. П. Сербского и др.). В земских психиатрических клиниках и больницах проводились подробные и серьезные психологические обследования душевнобольных.

Патопсихологический эксперимент - это разновидность психологического эксперимента, заключающаяся в искусственном создании условий, выявляющих патологические особенности психической деятельности человека. Она характеризуется изучением психических процессов в строго определенных условиях и возможностью заранее запланированных изменений. Таким образом, психическая активность пациента исследуется в зависимости от ситуации эксперимента.

Основное отличие от экспериментально-психологического обследования психически здоровых людей заключается в технике проведения эксперимента, в его продолжительности, в необходимости учета отношения респондента к ситуации эксперимента. В некоторых случаях, учитывая особенности поведения пациента, экспериментатор может существенно изменить свою тактику, ввести дополнительные приемы и т. д.

При постановке эксперимента всегда следует учитывать отношение пациента к исследованию, которое зависит от его болезненного состояния. Например, при наличии бредовых отношений, возбуждения или торможения эксперимент строится по-разному, иногда его ход меняется в процессе изучения. Особенно остро стоит вопрос о принципах, лежащих в основе методических приемов, направленных на изучение личностных качеств пациента.

Суть психологического эксперимента заключается в том, что психолог просит пациента выполнить определенную работу в определенном или свободном режиме, предлагая ту или иную задачу. В ходе эксперимента фиксируются реакции, высказывания, вопросы и поведение пациента. Задача должна быть сформулирована, а инструкции-краткими, ясными, понятными и аргументированными. Она должна представлять собой достаточно адекватную модель умственной деятельности, характерную для обучения, общения и работы. Этот принцип моделирования психической деятельности делает психологический эксперимент похожим на распространенный в медицине метод "функциональной пробы".

В исследовании роли такого образца может играть экспериментальная деятельность, позволяющая анализировать мыслительные операции, которыми человек пользуется в своей жизни.

В настоящее время экспериментальная патология располагает большим количеством методов обследования психически больных. Они достаточно полно описаны в специальных пособиях, письмах, руководствах и отдельных сборниках. Патопсихолог должен знать и владеть большинством из них, уметь выбирать наиболее целенаправленные и прогностические, исходя из конкретных целей исследования. Методическое принятие, или комплекс приемов, должно подбираться таким образом, чтобы изучаемый психический процесс соответствовал и тем вопросам, которые психиатр задает патопсихологу. Выбор методики зависит от индивидуальной основы не только от задачи исследования, но и от воспитания пациента, его отношения к эксперименту и его психического состояния.

Большинство патопсихологических методов достаточно надежны, эффективны и прогностичны, что позволяет тонко выявить качественное своеобразие психического расстройства при различных психических расстройствах. Успех работы патопсихолога во многом зависит от того, какие параметры исследования были оценены, насколько качественно был проведен анализ полученного материала и самого эксперимента.

Объектом исследования в данной работе является изучение сущности, принципов и методов психологического эксперимента, возможности использования полученных результатов при построении целостной структуры психической деятельности психически больных людей.

Объектом исследования является психологический эксперимент, этапы его проведения.

Цель данной работы-определить, какую роль играет психологический эксперимент в патопсихологическом исследовании.

Задачи изучения литературы-изучение и других источников по данной теме, Какие методы мало экспериментировали, чтобы быть более важными для того, чтобы правильно определить свою роль в исследовании исследования.

Исследовательская гипотеза-психологический эксперимент является одним из основных методов выявления патологических особенностей психической деятельности человека

Фрагмент работы

1 Понятие сущность экспериментального исследования в клинической психологии

1.1 Понятие клинико-психологического эксперимента

Эксперимент, его описание и планирование всегда имели для психологической науки огромное значение. Причем не только чисто утилитарное, но и теоретическое, поскольку подходы к его организации отражали философско-мировоззренческие основы науки, служили базисом для выявления и конкретизации теоретических концептов. С начала XX века импульс получают всевозможные тестологические исследования, прежде всего, социологические и психологические. Особенную роль здесь сыграла математическая статистика и теория факторного анализа. В начале столетия получает развитие построенная на их основе классическая теория тестов. При этом надо отметить, что педагогические тесты, нацеленные на оценку знаний учащихся, долго находились в тени тестов психологических. Педагогические тесты долгое время, во всяком случае, до 40-х гг. XX века, были скорее искусством, нежели наукой. Заметим, что педагогические тесты можно понимать и шире, нежели оценку выполнения письменных заданий - опросников. Сюда можно добавить и сложные навыки, и выполнение заданий в самой широкой сфере функционирования человека (к примеру, политехническое обучение или спорт).

Доминирующей философской парадигмой ранних исследований в образовании и психологии в 40—50-х годах XX века был позитивизм. Здесь социальный мир изучается тем же путем, что и мир естественный, а методы должны быть сориентированы на объяснение причинной природы явлений. Истоком позитивной педагогической тестологии считают работу психологов А. Бине и Т.Симона, которые предъявляли задания детям разного возраста (1916). Отложив по оси абсцисс годы, а по оси ординат число правильных ответов они увидели, что после усреднения результатов появляется характеристическая кривая тестовых заданий, в основе которых лежала экспонента. В 1930-е гг. тестология интенсивно изучается в США. Ее применение – военное – для целей отбора и оценки деятельности военнослужащих. Складывается методология латентно-структурного анализа, нацеленного на выявление латентных качеств (факторов) поведения посредством математико-статистических моделей измерения. В 1936 г. М. Ричардсон провела обширное эмпирическое исследование по оценке знаний среди студентов с разделением их на группы. Она обратила внимание на различающуюся крутизну кривых тестовых заданий и выдвинула идею рассматривать меру их крутизны как примерную оценку дифференцирующей способности задания. Идею ее работы подхватил Д. Лоули. В 1943 г. он задался целью построить такой метод оценки качества заданий, который не зависел бы от состава оцениваемой группы. Первый метод заключался в рекомендации увеличивать выборку до тех пор, пока выборочная статистическая мера трудности задания не станет сколь угодно близкой к значению параметра трудности того же задания, получаемого на генеральной совокупности. Но это громоздко. Лоули идет другим путем. Построив по эмпирическим данным усредненную кривую (на основе экспоненты), он обнаружил, что при наличии для каждой кривой своего значения параметра трудности результаты студентов со слабой подготовкой на каждое задание группируются в нижней части кривой, а результаты испытуемых с отличной подготовкой – в верхней части усредненной кривой. В качестве меры работоспособности задания, т.е., способности дифференцировать студентов по уровню их подготовленности, Д. Лоули стал рассматривать параметр крутизны кривой. Таким образом, каждому заданию теста ему удалось поставить в соответствие два параметра: трудность задания и крутизна кривой [1].

С 1960-х гг. на тестологию начинает влиять методология постпозитивизма: в его рамках признается, что реальность не может быть познана в полной мере, а только с определенной вероятностью. Тем не менее, хотя философской базой тестирования был позитивизм/ постпозитивизм, тяготение к количественным методам на основе классической теории тестов продолжилось (1960–1980-е гг.). В этот период был полностью сформирован аппарат классической теории педагогических измерений, включавших применение теории корреляций и факторный анализ, методы шкалирования и т.д. оценки надежности и валидности.

Заключение

Поэтому роль психологического эксперимента в работе клинического психолога велика. Принцип качественного анализа умственной деятельности чрезвычайно важен. Главное не только в том, насколько трудна или велика была задача и как ее выполнял пациент, но и в том, как он ее понимал, что было вызвано ошибками и трудностями. Не только количество ошибок и трудностей при проведении эксперимента, но, прежде всего, структура и анализ обеспечивают наиболее интересный и показательный материал для оценки некоторых особенностей психической деятельности пациентов.

Другой принцип структуры психологического эксперимента заключается в выяснении не только структуры измененных форм, но и остальных сохранившихся форм психической деятельности пациента. Такой подход особенно важен при решении проблемы восстановления поврежденных функций, мощности, деятельности и т. д., необходимо соблюдать данный принцип, если вы изучаете проблемы psicocorrettivi и реабилитации (оценка работоспособности, возможность далее решать смене профессии и т. д.). Поэтому построение эксперимента должно позволить искать решения самому пациенту, а психолог должен вмешаться в "стратегию" исследования, чтобы выяснить, как пациент принимает" помощь " от экспериментатора, может ли он ее использовать. В связи с этим эксперимент, основанный на жестко стандартизированном типе штор, не позволяет идентифицировать полученные соединения.

При построении эксперимента всегда следует учитывать отношение пациента к исследованию, которое зависит от его болезненного состояния. Например, эксперимент строится по-разному при наличии бредовых отношений, волнения или задержки, иногда его ход меняется в процессе исследования. Особенно остро стоит вопрос о принципах, лежащих в основе методических приемов изучения личностных особенностей пациента. Здесь необходимо четко понимать те теоретические мнения, которые стоят за методологическими приемами. В настоящее время проективные методы используются: тематический ассоциативный тест (ТАТ), пятна Роршаха, Розенцвейг тест и т. д. следует отметить, что проективные методы не предлагают конкретное решение. В отличие от теста, который требует выполнения задачи соответственно определенным условиям, используется прожективный метод смог показать любую деятельность только в качестве извинения за тему свои переживания, особенности своей личности и характера. Поэтому экспериментатор уделяет особое внимание личностным реакциям субъекта, характеру его суждений и ассоциаций. Сами по себе проективные методы представляют безусловный интерес и могут использоваться при изучении личности и поведения пациентов, но подлежат утверждению на основе принципов отечественной психиатрии.

Список литературы

1. Аванесов В. Item Response Theory: основные понятия и положения [Электронный ресурс] / В. Аванесов. – Режим доступа: http://testolog.n**od.ru/Theory59.html

2. Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. - М.: Человек, 2014. - http://www.stude**ibrary.ru/book/ISBN9785906131409.html

3. Гаек П. Автоматическое образование гипотез (Математические основы общей теории) / П.Гаек, Т. Гавранек. – М.: Наука, 1984. – 262 с. 346

4. Гуськова М.В. Философские парадигмы и исторические этапы в развитии эволюции / М. В. Гуськова // Ценности и смыслы. – 2012. – № 6 (22). – с.45–56.

5. Гуськова М. В. Образование в системе социальных координат / М. В. Гуськова, В. И. Звонников // Экономика образования. – 2011. – № 4. – с. 8–12.

6. Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г. В. Залевский. - М. : Академия, 2012. - 208 с.

7. Зверева Н.В. Клиническая психология детей и подростков [Текст] : учеб. / Н. В. Зверева, Т. Г. Горячева. - 2-е изд., испр. - Москва : Академия, 2015. - 272 с.

8. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М.: Логос, 2012. – 272 с.

9. Кемпебелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях/ Дж. Кемпебелл. – М.: Прогресс, 1980. – 260 с.

10. Клиническая психология [Текст] : учеб. / под ред. Б.Д.Карвасарского. - 3-е изд., стер. - СПб. : Питер, 2007. - 960 с.

+ еще 10 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Экспериментальное исследование в клинической психологии»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 33
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика