Контрольная работа

Агрессивность как межличностное отношение против людей

  • 18 страниц
  • 31 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение 3

1 Межличностные отношения «против людей» 4

2 Агрессивность как негативные межличностные отношения 9

Заключение 16

Список литературы 17

Введение (выдержка)

Проблема агрессивного поведения актуальна на протяжении всего существования человечества, потому что она касается каждого и является причиной многих катастроф и преступлений. Современное общество повсеместно сталкивается с проблемами, связанными с проявлениями агрессивного поведения и агрессивности. Эти проблемы оказываются значимым фактором, затрудняющим мирное сосуществование людей в различных сферах социальной жизни.

Несмотря на большое количество исследований, в которых изучаются причины агрессивного поведения и агрессивности, закономерности формирования и проявления устойчивой склонности к агрессивному поведению и т.п., большинство поставленных вопросов еще далеки от окончательного решения: до сих пор нет общепризнанной теории агрессивного поведения, и, что самое главное, дискуссионным остается вопрос о том, возможно ли предупреждать (или хотя бы снижать) человеческую агрессивность.

В наше время можно увидеть очень яркие проявления агрессивного поведения, и мало кто оказывается в состоянии управлять собственной агрессивностью. Агрессивность сопровождают раздражительность, нетерпеливость. Плохо контролируемая агрессивность может обернуться против самого индивидуума, проявляясь в различных формах саморазрушения. Чаще всего агрессивность выходит наружу тогда, когда человек не в состоянии интеллектуально разрешить стоящую перед ним проблему или отсутствие, недостаток желаемых предметов.

Проблемой агрессивного поведения занимались такие ученые как: А. Адлер, А. Басс, Р. Бэрон, Н.Ю. Дмитриева, С.Н. Еникополов, К.З. Лоренц, Ф. Перлз, А. Пиз, С.Г. Пилецкий, Д. Ричардсон, Л.Д. Столяренко, Р.А. Уилсон, С. Фешбах, Э. Фромм, З. Фрейд и др.

Основная часть (выдержка)

1 Межличностные отношения «против людей»

Прежде чем рассматривать сущностную характеристику понятия «межличностные отношения» дадим определение понятию «отношения».

В отечественной социальной психологии понятие «отношения» трактуется как система взаимосвязей между социальными общностями или индивидами, возникающими в процессе совместной деятельности [11, с.28].

В.Н. Мясищев рассматривает отношения между людьми как целостную систему индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности [17, с.41].

А для С.Л. Рубинштейна отношение – это, прежде всего, родовое свойство человека, которое раскрывается через отношение одного человека к другому [24, с. 78].

Рассмотрим, сущность понятия «межличностные отношения».

Я. Л. Коломинский под межличностными отношениями понимает субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые объективно проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения [13, с.45].

Термин «межличностные» означает не только то, что объектом отношений является другой человек, но и указывает на взаимный характер отношений. Эта особенность нашла отражение в учебнике А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского в следующем определении: межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы, относительно друг друга, обусловленных содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности, на которых основывается общение людей. Выступает основой формирования социально-психологического климата в коллективе [20, с. 50].

В. В. Абраменкова под межличностными отношениями понимает уникальную социальную систему, центром которой является сам человек, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения [1, с. 15].

Межличностные отношения возникают в процессе совместной деятельности, и образуются на основе предметно заданных взаимодействий, а со временем приобретают относительно самостоятельный характер. (В. Абраменкова). Формируются они на основе эмоций и чувств людей по отношению друг к другу. Обязательно имеют эмоциональную основу. Межличностные отношения, обусловленные содержанием совместной деятельности, так же оказывают воздействие на её процесс и результаты.

Заключение (выдержка)

Агрессивное поведение нецелесообразно исследовать без его составляющих: агрессивного поведения и агрессивности. Данные понятия имеют различия. Агрессия определяется как любая форма поведения, которая имеет цель нанесения вреда другому живому существу. Агрессивность же понимается как устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессивного поведения. Агрессивное поведение же, это действие, направленное на причинение вреда другому человеку. Агрессивное поведение юношей проявляется в разных формах. Многие исследователи классифицируют данное явление по различным основаниям.

Психолог А. Басс выявляет три основных параметра, по которым характеризуют формы агрессивного поведения: физическая - вербальная агрессия, активная - пассивная агрессия, прямая - косвенная агрессия. С. Фешбах отмечает три типа агрессивного поведения: враждебная, инструментальная, экспрессивная. Последняя представленная классификация разработана Э. Фроммом, он разграничил злокачественное и доброкачественное агрессивное поведение. Также существует множество факторов, влияющих на агрессивное поведение.

Таким образом, в настоящий момент психологами представлено большое количество определений агрессии. Ведущим представлением о ее сущности является следующее: агрессия - это совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту. Современные теории рассматривают агрессию скорее, как положительное явление, направленное на достижение цели путем устранения фрустрирующих и депривирующих факторов.

Список литературы

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.В. Абраменкова. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Академический Проект, 2015. 240 с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. для высш.учеб. завед. / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.

4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.: Эксмо Пресс, 2010. 512 с.

5. Волкова Л.А. Причины криминально-агрессивного поведения подростков // Среднее профессиональное образование. 2011. №8. С. 70-72.

6. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум: учебное пособие для бакалавров. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 307 с.

7. Дмитриева Н.Б. Общая психология: конспект лекций. М.: Научная Книга, 2007. 519 с.

8. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Изд. 10-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 315 с.

9. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Изд. 10-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 315 с.

10. Ениколопов С.Н. Агрессия в обыденной жизни. М.: Научная книга, 2014. 496 с.

+ еще 17 источников

300 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.