Дипломная работа

Развитие образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано

  • 63 страниц
  • 23 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы развития образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано 6

1.1 Особенности образного мышления младших школьников 6

1.2 Специфика образного мышления в музыкальном образовании 16

Выводы по Главе 1 21

Глава 2 Экспериментальная работа по развитию образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано 22

2.1 Методологические аспекты развития образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано 22

2.2 Педагогический эксперимент и его результаты 25

Выводы по Главе 2 40

Заключение 41

Список литературы 44

Приложения 47

Введение (выдержка)

Тема представленной работы «Развитие образного мышления школьников младших классов на занятиях в классе фортепиано» выбрана не случайно. Опыт работы в школе показал, что в методике музыкального воспитания и образования есть ряд нерешённых проблем, хотя успехи музыкальной педагогики очевидны и общеприняты. Одна из наиболее сложных и актуальных проблем-это воспитание не виртуоза, а воспитание всесторонне гармоничной личности, способной разбираться во всём многообразии явлений музыкального искусства, к самостоятельным и созидательным действиям, творческому мышлению, реализации своих способностей, постоянному овладению новыми знаниями.

Главная задача музыкальной, педагогики: «Дать ученику общие положения, опираясь на которые последний может пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь в чьей-либо помощи». (Николаев А.)

Максимального эффекта обучение достигнет тогда, когда ученик будет не пассивно вбирать в себя информацию, а сам, самостоятельно будет уметь добывать нужные сведения, активно и творчески перерабатывать их, отстаивать свою точку зрения, находить свои пути в реализации решений.

Развитие образного мышления как условие общего интеллектуального развития личности, активизации эмоциональной восприимчивости и образного воображения, приобщения детей к эстетическому опыту рассматривали такие ученые, как Коломинский Н.Л., Немов Р.Н., Тихомиров Н.Л., Шатковский Г.И. Установлено, что наиболее сензитивным в отношении развития образного мышления и нравственно-эстетических представлений является младший школьный возраст, когда формируются основы личности ребенка.

Отсюда возникла проблема исследования цель, которой:

1. Дать теоретическое обоснование проблемы музыкального мышления;

2. Раскрыть специфику его формирования;

3. Показать пути, способствующие активизации и развитию образного мышления.

Исходя из цели исследования мной в данной работе поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть проблему образного музыкального мышления с позиции психологии, педагогики и современных научных представлений о предмете исследования;

2.Показать возможность решения этой проблемы в общем, и музыкальном развитии учащегося;

3. Проанализировать учебно-воспитательный процесс с точки зрения развития образного мышления;

4.Выявить некоторые методические приёмы в формировании образного мышления младших школьников;

5.Сделать выводы и дать практические рекомендации по воспитанию образного мышления.

Объектом исследования стал учебно-воспитательный процесс, музыкальные занятия младших школьников, осуществляемые в г. Серпухове, Московской области, МОУ ДОД ДМШ №1.

Предмет исследования: формирование и развитие самостоятельного образного мышления школьников младших классов.

Поставив цель и задачи я предположила, что необходимым условием формирования образного мышления является:

1.Учёт мотивационной сферы учащегося;

2.Мышление делается пытливым, творческим тогда, когда оно сталкивается с проблемной ситуацией;

3. В основе образного мышления лежат музыкально слуховые представления;

4. Самостоятельная работа-фактор, обеспечивающий образное развития.

Методологической основой исследования явились труды по музыковедению, теоретической и практической психологии и педагогике, методики музыкального воспитания.

Основная часть (выдержка)

Глава 1 Теоретические основы развития образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано

1.1 Особенности образного мышления младших школьников

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления [19, c. 154].

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [10, с. 23].

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное через известное.

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления - его обобщенность. Обобщение как познание общего и осуществленного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном [5, c. 86-89].

Обобщение люди выражают посредствам речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятию). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично [2, c. 135].

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности.

Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – информация поступает в мозг.

Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир [30, c. 121].

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии [12, c. 135].

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении субъектом существенных связей и отношений действительности, в творческом созидании новых идей, прогнозировании событий и действий; функция высшей нервной деятельности; понятийная форма психического отражения, свойственного только человеку, устанавливающая с помощью понятий связи и отношения между познаваемыми феноменами.

Мышление имеет ряд форм - от суждений и умозаключений до образного и диалектического мышления и индивидуальные особенности как проявление ума с использованием имеющихся знаний, запаса слов и индивидуального субъективного тезауруса (т.е.: словарь языка с полной смысловой информацией, полный систематический набор данных о какой- либо области знаний, позволяющий свободно ориентироваться в ней человеку [19, c. 155-157].

Таким образом, мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т. п.) [10, c. 135].

Ученые выделяют следующие виды мышления (Рис.1.1.), в основе которых такие основания, как

1) генезис развития;

2) характер решаемых задач;

3) степень развернутости;

4) степень новизны и оригинальности;

5) средства мышления;

6) функция мышления и т.д. [14, c. 119).

Заключение (выдержка)

Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.

Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий. В современной психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как: генезис развития; характер решаемых задач; степень развернутости; степень новизны и оригинальности; средства мышления; функции мышления и т.д. К разрешению задач мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Начальное обучение «подхватывает» и использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников.

Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний.

При влиянии обучения у детей младшего школьного возраста формируется осознанное критическое мышление; активно формируется умение планировать свои действия; формируется такие логические мышления как сравнение, обобщение и объединение. Таким образом, под влиянием обучения мышления детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно-логическим.

Пути развития учащегося, его образного мышления следует искать внутри процесса обучения, в его организации, в которой центральное место занимает проблема мотивации, дающая направленность и связанность мыслительных процессов. Для того чтобы привить любовь к музыке, желание заниматься, выстраивая урок, необходимо учитывать потребности ученика.

Опыт показал, что мышление делается активным, творческим, тогда, когда оно сталкивается с проблемной ситуацией. В такой ситуации поиска рождается истина, повышается эмоциональный настрой, активно и творчески работает мысль, воображение.

Основой формирования образного мышления является развитие музыкально-слуховых представлений, способности к внутренним умственно слуховым действиям. Произвольное оперирование представлениями способствует творческому осмыслению художественных задач, инициативному и самостоятельному поиску, умению слышать и оценивать себя.

В работе дана методика первоначального поэтапного формирования музыкально-слуховых представлений, на примерах индивидуальных занятий показаны пути развития звуко-высотного, ритмического и ладового слуха. Рассмотрены методические пути в обучении слуховому сознанию; подбор по слуху и транспонирование, чтение с листа, самостоятельные творческие задания.

Для формирования и развития образного мышления младших школьников в процессе обучения необходимо использовать следующие элементы;

1. Учет мотивационной сферы учащегося и развитие познавательного интереса.

2. Использование проблемного метода обучения.

3. Активизация и совершенствование музыкально-слуховых представлений.

4. Увеличение развивающей и познавательной стороны урока.

5. Развитие способности активно и самостоятельно работать.

6. Включение творческих заданий.

Приведенные данные, результаты исследования говорят об эффективности предлагаемой системы обучения, подтвердили правильность выдвинутой гипотезы: наличие методической системы влияет на процесс развития образного мышления, способствует формированию нравственных ориентиров личности ребенка, формирование воображению учащегося, его гибкости мыслей и не шаблонности.

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология (4-е изд.) / Г.С.Абрамова. - М.: Академический Проект, 2009. - 672 с.

2. Артемов, А.С. Курс лекций по психологии / А.С.Артемов. - М: Просвещение, 1995.- 450 с.

3. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. - М.: Cоветский композитор,1985 - стр. 12-15.

4. Безруких М. Н., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

5. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2007. - 196 с.

6. Будасси С. А. Личность и эмоции. М.: РОУ, 1996. – 110 с.

7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных состояний. М.: Изд-во Московского университета, 1976. – 142 с.

8. Вохмянина, А.Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равена / А.Е. Вохмянина. - Магнитогорск, 1995.-264 с.

9. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / ред. А.И. Подольский. – Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 2008. - С. 272-317.

10. Гофман И. Фортепианная игра. М.: Музыка, 1974. - 44 с.

+ еще 28 источников

3500 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.