Контрольная работа

Теория и методика развития речи у детей

  • 30 страниц
  • 17 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

1. Развитие методики в России (20-30-е годы XX века) 3

2. Особенности восприятия детьми литературных произведений 13

3. Ознакомление со словесным составом предложения 20

4. Разработать конспект занятия по звуковой культуре речи в младшей (или средней) группе 24

Список литературы 29

Введение (выдержка)

1. Развитие методики в России (20-30-е годы XX века)

Методика развития речи детей дошкольного возраста как отрасль педагогической науки стала складываться сравнительно недавно – в 20 – 30-е гг. нашего столетия. Ее становление и развитие проходило под влиянием богатых традиций школьной методики начального обучения русскому языку.

Оформление методики развития речи детей дошкольного возраста в самостоятельную науку было обусловлено массовой организацией детских садов и возникновением теории общественного дошкольного воспитания.

Очень важным считалось изучить ребенка и определить, что нужно для его правильного развития. Большой интерес в 20 – 30-е гг. проявлялся к исследованию детской речи. В работах Я. А. Рыбникова «Словарь русского ребенка» (1926), «Язык ребенка» (1926) и в ряде сборников, изданных под его редакцией («Детская речь», 1927, «Круг представлений современного школьника», 1930, и др.), на основе анализа дневниковых данных, эксперимента, тестирования детей, анализа и обобщения данных зарубежных ученых (Штерн, Мейер, Шлаг, Салисбьюри) характеризуются разные стороны речи детей. Основное внимание в этих работах уделяется установлению: а) запаса словесных реакций в разные возрастные периоды; б) частоты употребления словесных реакций; в) того значения, которое связывает ребенок с той или иной словесной реакцией (См.: Рыбников Н. А. Словарь русского ребенка. - М.; Л, 1926.)

Основная часть (выдержка)

2. Особенности восприятия детьми литературных произведений

В современной психологии и социологии чтения термин« читатель» распространяется и на ребёнка ─ дошкольника, не умеющего читать; он отражает общие особенности восприятия и понимания, книги, свойственные слушанию в той же мере, что и чтению. Ученые (А.В. Запорожец , Д.Б. Эльконин, Л.С. Славина, Д.М. Ароновская, Н.С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст ─ период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, характеризующегося способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора.

В эстетическом развитии дошкольников выделяют два периода, имеющих резкие качественные различия и тесно связанных с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил К.И. Чуковский Первый длится от «двух до пяти» ─ когда малыш еще недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства. После пяти лет начинается второй период ─ когда искусство, в том числе и искусство слова, отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, становиться самоценным.

Заключение (выдержка)

3. Ознакомление со словесным составом предложения

Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и специального обучения изучались С. Н. Карповой [Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М., Изд-во МГУ, 1967]. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова. При специальном обучении, основанном на поэтапном формировании умственных действий, успешно и довольно быстро формируются представление о словесном составе предложения и умение анализировать предложения.

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.

Список литературы

1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.

2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

3. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968

4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

5. Белякова Г. П. Речевая игра «Живые слова»//Дошкольное воспитание. – 1975. – № 10;

6. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.

7. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.

8. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.

9. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.

10. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.

11. Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М., Изд-во МГУ, 1967

12. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложений // Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. – М., 1984

13. Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 155 c.

300 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.