Контрольная работа

Теория и методика развития речи у детей. Вариант 2.

  • 29 страниц
  • 23 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

1. Развитие методики в России (50-70-е годы XX века) 3

2. Понятие словарной работы и ее значение 10

3. Ознакомление со слоговым строением слова 18

4. Разработать конспект занятия по развитию связной речи в процессе составления описательных рассказов по игрушкам (возрастная группа - по выбору студента) 23

Список литературы 28

Введение (выдержка)

1. Развитие методики в России (50-70-е годы XX века)

В 40-е гг. проводятся собственно методические исследования, положившие начало накопления экспериментальной базы методики. Дальнейшее ее развитие связано с изучением проблем дидактики. Общая теория обучения в детском саду, созданная Александрой Платоновной Усовой и ее сотрудниками, разрабатывалась и на материале родного языка. С начала 50-х гг. ими экспериментально исследовались задачи обучения родному языку, характер дошкольного обучения, методические проблемы воспитания звуковой культуры, обучения связной речи, ознакомления с художественной литературой. Процесс обучения родному языку рассматривался в связи с ознакомлением с окружающим, с усвоением знаний, приобретаемых ребенком в непосредственном общении со взрослыми. Широкую известность получили работы Лидии Александровны Пенъевской о содержании обучения родному языку, обучении детей рассказыванию, Евгении Ильиничны Радиной – об обучении детей правильному произношению звуков, о беседе как методе воспитательно-образовательной работы детского сада, Розы Иосифовны Жуковской – о чтении, рассказывании и заучивании наизусть литературных произведений, использовании картинки в работе с детьми. В этот период идет активное обогащение как методической практики, так и методической теории. В помощь воспитателям выпускаются сборники конспектов занятий по русскому языку «Занятия в детском саду», «Занятия по русскому языку» под редакцией А. П. Усовой.

Основная часть (выдержка)

2. Понятие словарной работы и ее значение

Словарная работа в современной методике представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность, которая обеспечивает эффективное освоение словарного состава родного языка [1]. В свою очередь развитие словаря – это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Р. И Лалаева выделила следующие направления развития словаря [7].

1. Расширение объема словаря.

2. Уточнение значения слова.

3. Развитие структуры значения слова.

4. Формирование семантических полей и лексической системности.

5. Расширение связей между словами в лексиконе.

Понимание сущности словарной работы определяет необходимость раскрытия понятия о словаре активном и пассивном.

Активный словарь представляет собой комплекс слов, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).

Именно благодаря активному словарю оценивается богатство и культура речи.

Заключение (выдержка)

3. Ознакомление со слоговым строением слова

Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.

Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.

Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Речь при произнесении квантована слоговым образом [Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958]. Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу, поскольку они, так же как и анализ предложения, предполагают сложные умственные действия. Дело осложняется и тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Лингвисты называют слог физическим носителем ударения. Благодаря ударению слово воспринимается как звуковое единство.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 400 с.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 2012. – 255 с.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – Издательство "Лабиринт", М., 2012. – 352 с.

4. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации / авт.-сост.: Леонтьева М.С. – Саранск 2014. – 58 с.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентоввузов. М.: Логос, 2014 – 383 с.

6. Логинова, В.И. Формирование познавательной деятельности у детей в процессе освоения системных знаний //Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л., 2010.

7. Лурия, А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов-наДону: Изд-во «Феникс», 2014. – 416 с.

8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб., 2009. – 224 с.

9. Ляско, Е. Развитие речи малыша/ Е. Ляско - М.: Айрис-Пресс, 2012.

10. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.

+ еще 10 источников

300 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.