Курсовая работа

Методы оценки качества и уровня жизни населения

  • 28 страниц
  • 29 просмотров
  • 1 покупок
Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты проблемы оценки уровня и качества жизни 5

1.1 Понятие качества и уровня жизни 5

1.2 Критерии оценки уровня и качества жизни 11

2 Методологические аспекты проблемы оценки 18

2.1 Основные методологически подходы к оценке уровня и качества жизни 18

2.2 Методики оценки уровня и качества жизни 21

Заключение 26

Список литературы 27

Приложение 29

Введение (выдержка)

Актуальность исследования: На протяжении последних десятилетий понятия «качества жизни», «уровень жизни» являются предметом постоянного спора ученых. Они рассматривают различные аспекты детерминации образа и уровня жизни, включая их соотношение, разрабатывают социальные показатели образа жизни.

Качество жизни является сложным понятием и определяется целым комплексом показателей: достойный уровень благосостояния, отсутствие экологических проблем, хорошо развитая транспортная инфраструктура, высокий уровень образования и здравоохранения и т.д. Не вызывает сомнения, что не только в различных регионах страны, но и на территории одного региона уровень и качество жизни населения существенно отличаются. Кардинально ситуация изменить быстро в большинстве случаев нельзя, но всегда имеется возможно ее улучшить. Именно эта задача должна являться приоритетной для руководства страны, поскольку существенный разрыв в качестве и уровне жизни населения на территории одного государства является недопустимым.

Степень разработанности проблемы: Вопросам качества жизни посвящено значительное количество работ. Качество жизни населения регионов России освещены в работах И.В. Гришиной, О.В., Г.П. Петропавловой, Н.В. Зубаревич и др. Выявление приоритетов социально-экономического развития региона разработаны М.А. Исакиным. Теоретические подходы к исследованию проблемы качества жизни рассмотрены А.М. Нагимовой, Е.Ю. Гоманом, А.С. Якуниным и др.

Институциональные индикаторы качества жизни изложены Е.К. Аванесовым.

Диалектическая взаимосвязь категорий «уровень жизни» и «качество жизни» в динамике благосостояния общества описаны Н.И. Морозовой. Институциональный подход к исследованию качества жизни освещен Е.В. Фахрутдиновой.

Объект исследование – качество и уровень жизни населения.

Предмет исследования – показатели оценки уровня и качества жизни населения.

Целью исследования является изучение методов оценки качества и уровня жизни населения.

Заданная цель диктует необходимость решения ряда задач:

1.Рассмотреть теоретические основы понятий «уровень» и «качество жизни».

2.Основные показатели оценки качества и уровня жизни населения.

3. Изучить основные методы оценки уровня и качества жизни.

Структура исследования. Работа состоит из введения двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка литературы.

Основная часть (выдержка)

1 Теоретические аспекты проблемы оценки уровня и качества жизни

1.1 Понятие качества и уровня жизни

Жизнедеятельность современного общества в Российской Федерации характеризуется бурными социальными процессами, которые тесно связаны с изменением системы общественных отношений, развитием рыночной экономики, гражданских институтов и демократии в политической системе [4]. Новые общественные отношения, сформированные в условиях глобализации социальных связей, как изменили основу экономических отношений в обществе, так и трансформировали правовую и политическую систему. Соответственно подверглись изменению образ жизни и система ценностей населения. Данные изменения происходили на неблагоприятном фоне экономической и социальной дифференциации, повлекшей рост экономического неравенства. Соответственно резко увеличился «разрыв» в возможности людей удовлетворить свои социальные и витальные потребности. В связи со значительными изменениями в сфере распределения (и, соответственно, потребления) общественных благ проблема качества и уровня жизни различных слоев населения стала приобретать все большее значение.

Теоретические подходы к исследованию качества жизни имели место еще со времен Древней Греции, с утверждения Аристотеля, что «цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Однако наибольший вклад в формирование научных представлений о качестве жизни внесли классики английской и французской политической экономики: А. Смит, Дж. Бентам и др. В научной практике качество жизни используется различными общественными дисциплинами для описания политических, социальных, экономических, экологических, культурных и иных условий жизни населения, характеризуя качественную сторону в отличие от количественной. Специфику аспектов рассмотрения качества жизни определяет объект и предмет каждой науки.

Например, в экономике делается акцент на экономических отношениях, на прибыли и доходности. Также экономистами рассматриваются способы удовлетворения материального и духовного спроса населения. Но при том абсолютно не учитывается возможность формирования данного спроса, воспитательное значение условий жизни на население. В политологии за основу выдвигается идеологическое наполнение понятия, связанное с формированием правового государства и гражданского общества. С точки зрения политологии, эффективная деятельность института местного самоуправления, усиление правовых основ являются условиями повышения качества жизни за счет повышения качества демократии. Психология трактует качество жизни через индивидуально-личностный уровень удовлетворения потребностей. Самое полное и широкое понимание качества жизни отражено в социологии, так, как только социологический подход позволяет полноценно раскрыть содержание этой категории. Именно характеристики и закономерности качества жизни являются объектом и предметом изучения социологии. Благодаря социологическому подходу можно рассматривать в комплексе уровень жизни (экономические показатели), образ жизни (характерные особенности повседневной жизни), формирование ценностно-нормативной системы общества, направленного на пользу и созидание, духовность и еще множество составляющих. Помимо этого, социология позволяет рассматривать данные феномены на трех уровнях: уровне индивида, групповом уровне и социетальном (общественном) уровне. Подобная комплексность просто невозможна в рамках другой науки [6]. Если рассматривать историю трансформации представлений о качестве жизни, то можно заметить, что концептуальные интерпретации «качества жизни» представляют эклектическую смесь экономических, социальных, философских, политических теорий и идей. В целом интерпретации можно условно разделить на два направления: объективистский и субъективистский подходы.

1. Объективистский подход основывается на концепции «экономического человека». При этом он представляет собой определенный синтез качеств индивида: расчетливость, стремление к материальным благам, эгоизм. Исходя из данного подхода, качество жизни представляет собой качество физической и социальной окружающей среды, дающей возможность реализовать нужды и потребности.

2. В противоположность ему, субъективистский подход основывается на социально-психологических концепциях, опирающихся на ценностные установки и переживания. В соответствии с субъективистским подходом элементами качества жизни являются: счастье, удовлетворенность жизнедеятельностью, самочувствие.

Заключение (выдержка)

Целью работы являлось методы определения качества и уровня жизни населения. В процессе работы заданная цель достигнута. На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы.

На протяжении последних лет ученые постоянно разрабатывают в первую очередь социальные показатели качества жизни, рассматривают аспекты детерминации образа и уровня жизни, их соотношение. Однако до сих пор все же нет единого подхода к определению качества и уровня жизни.

Уровень жизни чаще всего рассматривают в двух аспектах: широком и узком смысле слова. В узком смысле «уровень жизни» - достигнутый уровень потребления населением материальных благ и услуг. В широком смысле «уровень жизни» включает в себя весь комплекс социально-экономических условий жизни общества.

Качество жизни наиболее часто определяется в аспекте совокупности определенных жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, условия существования, структуру потребностей, удовлетворенность индивида жизнью, социальными отношениями и состоянием окружающей среды.

Для оценки качества жизни с нашей точки зрения наиболее целесообразно использовать методику комплексной оценки качества жизни населения в регионах РФ, разработанную по заказу Министерства экономического развития РФ и включающую 19 базовых индикаторов.

Для оценки уровня жизни целесообразно использовать систему индикаторов А.М. Нагимовой, входящей в комплексную оценку качества жизни: объем ВВП на душу населения, кратный прожиточному минимуму среднедушевой доход, структура расходов по видам товаров и услуг, общее потребление в расчете на одного жителя.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

2. Аванесов Е. К. Качество жизни и стандартизация индикаторов устойчивого развития/ Е. К. Аванесов//Экономика качества №1(5), – 2014. – 120 с.

3. Айвазян С. А. Анализ качества и образа жизни населения/ А.С. Айвазян. - М.: Наука. 2012. – 350 с.

4. Баженов, С.А. Качество жизни населения: теория и практика / С.А. Баженов. – М.: ЭКОС, 2012.– С. 173.

5. Барвитенко, Ю. Н. Качество жизни населения и экология : институциональный подход / Ю. Н. Барвитенко,— Министерство образования и науки РФ, 2015. – 365 с.

6. Будко Е.Н. Уровень и качество жизни населения : монография / Е. Н. Будко// Москва: ОнтоПринт – 2016 - С. 56

7. Вечканов Г.С. Качество жизни населения как признак состояния общества: монография / Г. С. Вечканов//М. : Наука, – 2012. – 216 с.

8. Гоман Е.Ю. Краткий обзор концепций качества жизни/ Е.Ю. Гоман // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2012. - № 1. – С. 152-154.

9. Григорьев С.И. Основы становления социальной квалитологии как отрасли современного социологического знания. – Барнаул-Москва, 2004. – 18 с.

10. Гришина И.В. Качество жизни населения регионов России: методология исследования и результаты комплексной оценки/И.В. Гришина, А.О. Полынев, С.А.Тимонин // Современные производительные силы. – 2012. - № 1. – с. 70-83.

+ еще 8 источников

900 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.