Курсовая работа

Самооценка детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

  • 70 страниц
  • 49 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты проблемы исследования самооценки подростков из полных и неполных семей 6

1.1 Понятие и сущность самооценки 6

1.2 Проблема подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии 15

1.3 Влияние структуры семьи на самооценку подростка 26

2 Эмпирическое исследование особенностей самооценки подростков из полных и неполных семей 29

2.1 Организация исследования 29

2.2 Результаты исследования и их обсуждение 34

Заключение 43

Список литературы 44

Приложения 50

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Актуальность исследования. В век стремительного прогресса всего человечества, где общество «диктует свои правила», становится все более необходимым формирование активной, целеустремленной личности, которая легко контролирует свое поведение и четко определяет свои планы на будущее, а также пути и средства их реализации. Личность, которая умеет адекватно оценивать свои поступки и действия, анализировать отношение к себе и взаимоотношения с окружающими, непременно будет успешна. Уверенность в себе, объективное оценивание своих достоинств и недостатков, а также желание достичь более высоких целей и задач для собственного развития – те качества, которые будут полезны каждому человеку. Следовательно, чтобы запрос общества был удовлетворен, большое внимание должно уделяться вопросу самооценки личности.

Первооткрывателем в области изучения самооценки можно считать У.Джемса, который проявил интерес к этому феномену еще в 1892 году, в рамках исследования самосознания. Ведь самооценка человека определяет требования к себе, формирует отношение к успехам и неудачам, а также может являться регулятором эмоциональных состояний.

От самооценки зависят успешность, положение индивида в обществе, а также внутренний потенциал личностного роста. Так как самооценка окончательно сформировывается в подростковом возрасте, то очень важно исследовать формирование самооценки и ее особенностей именно в этот возрастной период, когда она еще поддается коррекции, пока «еще не поздно».

Известно, что подростковый возраст является одним из значимых этапов в жизни людей. Каждый человек проходил этот период сомнений и значимых перемен, когда, принятые случайно или же намеренные, решения влияют на дальнейшую судьбу. Это сложный переход от беззаботного детства к серьезной взрослой жизни, когда подросток начинает сам выстраивать свою жизненную модель. И что важнее всего, это сенситивный период для развития самосознания и формирования адекватной самооценки.

К проблеме самоотношения и самооценки обращались многие психологи. В зарубежной психологии проблеме самооценке посвящены работы Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, Э. Эриксона, К. Роджерса. В трудах отечественных психологов разработка данной проблематики представлена в исследованиях Л.В. Бороздиной, Т.В. Галкиной, Т.В. Дембо, А.А. Деркач, Е.В. Зинько, Т.В. Корниловой, О.Н. Молчановой, С.Р. Пантелеева, А.М. Прихожан, С.Я. Рубинштейн, К.Р. Сидорова, В.В. Столина, А.Т. Фатуллаевой.

Несмотря на различные подходы к определению самооценки учеными были рассмотрены вопросы онтогенеза самооценки, ее структура, виды, функции и закономерности развития. Также глубоко изучены особенности самооценки в подростковом возрасте [6; 15; 19; 27; 41; 49; 55].

Объект исследования: самооценка подростков.

Предмет исследования: уровень самооценки подростков из полных и неполных семей.

Гипотеза: самооценка подростков из полных семей имеет качественные отличия от самооценки детей из неполных семей.

Цель исследования: выявить специфику самооценки подростков из полных и неполных семей.

Задачи исследования:

1. Определить понятие и сущность самооценки;

2. Исследовать проблему подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии;

3. Выявить влияние структуры семьи на самооценку подростка;

4. Эмпирически исследовать особенности самооценки подростков из полных и неполных семей.

Методологическая основа исследования по проблеме формирования адекватной самооценки представлена рядом исследований в советской психологии в трудах А.А. Бодалева, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, С.Л. Рубинштейна, В.И. Долговой, И.И. Чеснокой, Н.И. Сарджвеладзе, в зарубежной в трудах —У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других.

Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования [31, c.5].

Методики исследования [6]:

1. Анкета на выявление социальных характеристик семьи;

2. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;

3. Методика Будасси. Тест на самооценку личности;

4. методика «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой.

База исследования: ИППС СФУ г. Красноярска, цель которого заключалась в выявлении уровня самооценки у первокурсников из полных и неполных семей. В исследовании приняло участие 60 человек.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Основная часть (выдержка)

1 Теоретические аспекты проблемы исследования самооценки подростков из полных и неполных семей

1.1 Понятие и сущность самооценки

Самооценка, как психологическая категория, очень важна для детального рассмотрения, так как играет одну из главных ролей в личностном становлении. Такие великие советские психологи и ученые как Б.Г.Ананьев Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Г. Спиркин приложили много усилий для изучения этого феномена. Несмотря на то, что понятие «самооценка» является простым для понимания, требуется четкое, структурированное определение. Так что же такое самооценка? Что долгие годы являлось объектом изучения больших умов человечества и не перестает интересовать отечественных и зарубежных исследователей, и по сей день?

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить множество различных определений самооценки, ведь каждый автор по- своему трактует самооценку, исходя из выделенных им особенностей.

Благодаря различным исследованиям отечественных и зарубежных психологов, можно охарактеризовать самооценку как структурное образование самосознания личности. Ведь самооценка, как итоговый результат рефлексии собственного «Я», позволяет проанализировать, насколько реальное поведение человека соответствует идеалам, принципам и желаниям. Следовательно, самооценка в широком смысле слова – это компонент самосознания, включающий знания о себе и оценку человеком своих способностей, нравственных качеств, поступков.

В узком смысле, самооценка обозначает отношение уровня притязаний и уровня возможных или реальных достижений [51, с.150].

Самооценка определяется через соответствие между реальным и идеальным «Я». Разница между этими критериями «Я» не только демонстрирует уровень самооценки, но и контролирует поведение человека. Чем больше реальное «Я» отличается от идеального, тем вероятнее, что уровень самооценки человека будет низким. И наоборот, незначительные отличия реального и идеального «Я» свидетельствуют о высоком уровне самооценки. Проанализировав вышеизложенное, можно сделать вывод, что самооценка - это осознание себя на определенном уровне собственных возможностей, понимание человека, сможет ли он справиться с жизненными задачами или его требования к себе слишком высоки и нужно снизить планку.

По мнению А.В. Петровского, «самооценка регулирует поведение человека, так как является ядром личности и тем самым, оказывает огромное влияние на развитие человека» [48, с. 55]. Действительно, от того каким ощущает себя человек внутренне, высоко ли он себя оценивает или нет, будет зависеть его потребность стать лучше. Ведь те люди, которые изначально считают себя идеальными во всем, что свидетельствует о неадекватно завышенной самооценке, не нуждаются в саморазвитии.

Заключение (выдержка)

В данной работе были проанализированы теоретические концепции, раскрывающие сущность формирования самооценки в подростковом возрасте. В нашей работе мы придерживались взглядов Л. С. Выготского, К. А. Абульхъановой-Славской и др., которые рассматривали самооценку как эмоциональный компонент самосознания, опирающийся с одной стороны на самопознание, а с другой - создающий главные предпосылки для формирования саморегуляции и саморазвития. Именно это суждение легло в основу проведенного нами исследования, направленного на выявление специфики самооценки в подростковом возрасте.

Для исследования был подобран пакет методик, состоящий из трех тестов: Самооценка личности старшеклассника» Г.Н.Казанцевой, Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, «Тест на выявление уровня самооценки» Будасси. Исследование проводилось среди студентов 1 курса ИППС СФУ г. Красноярска, в котором приняло участие 60 учащихся, которые после анкетирования были разбиты на студентов из полных или неполных семей.

В обеих группах респондентов присутствуют как нормальные показатели самооценки, так и с тенденцией к завышению или занижению.

Большее количество подростков из полных семей характеризуются адекватным уровнем самооценки – умением находить выходы из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях со сверстниками, уважительным отношением к людям, умением выслушивать чужое мнение, самоконтролем, нормальной самокритичностью.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что самооценка студентов из полных семей имеет качественные отличия от самооценки подростков из неполных семей.

В целом, цель курсовой работы достигнута и решены поставленные задачи, выдвинутая гипотеза подтверждена.

Список литературы

1. Акимова, М.К. Психологическая диагностика [Текст] / М.К. Акимова. – СПб.: Питер, 2005. – 303с. 2. Алиева, М. Тренинг развития жизненных целей [Текст] / М. Алиева, Е. Трошихина. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст]/ Р. Бернс. - М., Пер. с англ. - М.: «Прогресс». - 1986. - 420 с.

3. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Эксмо, 2006. – 689 с.

4. Бодалев, А.А., Столин, В.В. Общая психодиагностика [Текст]/А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб.: Изд-во Речь, 2000.– 438 с.

5. Бороздина, Л.В., Кубанцева, С.Р. Коэффициенты интеллекта и невербальной креативности при совпадении и расхождении высоты самооценки и притязаний [Текст] // Л.В. Бороздина, С.Р. Кубанцева. - М.: Акрополь, 2008.

6. Бороздина, Л.В., Молчанова, О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых [Текст] // Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова.- М.: ООО «Проект-Ф», 2001.

7. Бороздина, Л.В., Рощина, Е.С. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности [Текст] /Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова//Новые исследования в психологии. - 1987. № 1.

8. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с я- концепцией [Текст]/ Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология.- 2011. -№ 1.

9. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка? [Текст] /Л.В. Бороздина // Психологический журнал. -1992. Т.13. № 4.

10. Братусь, Б.С., Павленко, В.Н. Соотношение структуры само-оценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии [Текст] / Б.С. Братусь, В.Н. Павленко// Вопросы психологии. -1986.

+ еще 54 источника

900 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.