Реферат

Истоки психоанализа

  • 26 страниц
  • 28 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение 3

1 Историко-философский анализ концепции З. Фрейда 5

2 Возникновение психоанализа как направления психологии 11

3 Развитие психоанализа 17

Заключение 25

Список литературы 27

Введение (выдержка)

В представленной работе представлен историко-философский анализ психоаналитического учения Зигмунда Фрейда.

Психоанализ происходит от греческих слов «душа» и «разложение, расчленение». В научную литературу понятие «психоанализ» было введено в конце ХIХ в. для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Истоками психоанализа по праву считаются медицинская практика, философия, литературные источники и самоанализ его основателя.

Влияние философских идей на становление психоанализа можно отрицать лишь в том случае, если вообще закрыть глаза на формирование мировоззрения Фрейда и ограничиться рассмотрением его естественно-научной базы. Можно утверждать, что в скрытом виде философское понимание человека было у Фрейда тем фактором, благодаря которому происходило как теоретическое, так и организационное оформление психоанализа.

В теоретическом плане философская интенция означала не только внутренний переход самого Фрейда от медицины к психологии, а затем к метапсихологии, но и внешнее структурирование психоанализа, связанное с переносом психоаналитических методов исследования человеческой психики на историю, мифологию, религию, культуру, художественную литературу. Таким образом, как в теоретическом, так и в организационном планах с момента своего возникновения психоанализ был ориентирован на создание не просто психоаналитической философии, а целой школы, в основе которой лежали философски осмысленные представления о человеке и культуре.

Предмет исследования: анализ понятия психоанализа.

Объект исследования исторические аспекты теорий психоанализа.

Целью контрольно-курсовой работы является раскрытие понятие психоанализа через истоки его возникновения, через основные его положения и изучение особенностей применения психоанализа на практике. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

1. Подробно изучить историю рождения психоанализа,

2. Изучить время становления и признания психоанализа,

3. Проанализировать основные положения психоанализа,

4. Рассмотреть особенности психоаналитической терапии.

Структура представленной работы определяется целью и задачами сформулированными выше. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Основная часть (выдержка)

1 Историко-философский анализ концепции З. Фрейда

Психоанализ происходит от греческих слов «душа» и «разложение, расчленение». В научную литературу понятие «психоанализ» было введено в конце ХIХ в. для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Впервые данное понятие было использовано в статье об этиологии неврозов, опубликованной на немецком языке 15 мая 1896 г. Словарь по психоанализу Лапланша и Понталиса дает следующие определения психоанализа: метод исследования, опирающийся на выявление бессознательных значений слов, поступков, продуктов воображения человека (снов, фантазий, бреда); метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; совокупность теорий психологии и психопатологии, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения [1].

Истоками психоанализа по праву считаются медицинская практика, философия, литературные источники и самоанализ его основателя. До того как Фрейд пришел к психоанализу, он провел ряд исследований в области гистологии, физиологии и неврологии, прошел стажировку во Франции и поработал врачом, причем как со взрослыми пациентами, так и с детьми. На протяжении нескольких лет Фрейд был заведующим неврологическим отделением в Венском институте детских болезней. Несмотря на достигнутые успехи в сфере невропатологии, Фрейд вынужден был признать, что причина возникновения нервных болезней и их природа попрежнему остаются для него загадками. Стажировка у знаменитого Ж. Шарко в парижской больнице Сальпетриере (1885–1886) внесла в воззрения Фрейда нечто такое, что впоследствии заставило его коренным образом пересмотреть свои взгляды на причины заболеваний и методы лечения нервнобольных. Истерия становится важным объектом исследования и лечения, предопределив, по сути дела, становление психоанализа. Данный опыт привел к тому, что Фрейд стал учитывать психогенный характер нервных расстройств, то есть стал исходить из того, что заболевания имеют не органический характер, а в большей степени обусловливаются внутрипсихическими конфликтами. Сам Фрейд неоднократно подчеркивал, что история настоящего психоанализа начинается только с момента определенного технического нововведения – отказа от гипноза [2]. Метод свободных ассоциаций становится альфой и омегой психоаналитической терапии [3]. Безусловно, становление психоанализа связано не только с терапевтической, но и исследовательской деятельностью Фрейда. Самоанализ явился для Фрейда той составной, необходимой и во многом определяющей частью его исследовательской и терапевтической деятельности. «Мой самоанализ является, фактически, наиболее существенным делом» [4], – подчеркивал Фрейд.

Заключение (выдержка)

Подводя итоги, следует отметить, что психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.

Теория происхождения неврозов включает представление  психологическом конфликте. Фрейд определял его как переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие одновременно чувства и поведение. Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера.

Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах её функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие психоаналитические лечебные методы. Как цель психоаналитической терапии он называл максимально глубокое развитие бессознательных психических процессов и представление их сознанию для интеграции.

Также в числе основателей психоанализа называют двух ближайших учеников Фрейда – Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера, которые отошли от психоанализа в силу принципиальных различий и создали свои теории (аналитическая психология и индивидуальная психология соответственно). Дальнейшее развитие психоанализа шло в рамках неопсихоанализа. Особую роль в нём сыграло направление, придающее большее значение социокультуральным факторам в развитии невроза, учитывающее влияние общества на выбор и формирование невротических симптомов. Среди его представителей – Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх и др.

Также следует отметить, что психоанализ успешно применяется в медицине. В процессе психоанализа бессознательное пациента становится доступным для самонаблюдения, осознается. Открывается и воспринимается глубинная сущность каждого из нас, в результате чего происходит исцеление, облегчение страданий и духовный рост.

Список литературы

1. Дьяченко, М.И. Психология. Словарь-справочник [Текст] /М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск, 1998. – 399 с.;

2. Куттер,П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных [Текст]/П.Куттер.-СПб: Б.С.К, 1997.-356с.;

3. Лейбин, В.М. Классический психоанализ и художественная литература [Текст]/В.М.Лейбин.- СПб.: Питер,2002.-448 с.;

4. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]/А.Н.Леонтьев.-М.,2000;

5. Петровский,А.И. История и теория психологии Т.1.[Текст]/ А.И. Петровский, М.Г.Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.;

6. Романин, А.Н. Основы психоанализа [Текст] / А.Н. Романин.- Ростов-на-Дону: Феникс,2003.-320с.;

7. Фрейд,З. Толкование сновидений[Текст]/З.Фрейд. - М.: Мысль 1992. ;

8. Фрейд, З.: Хроника-хрестоматия для студентов педвузов пособие специальности культурология[Текст] / З.Фрейд, Вал. А.Луков, Вл.А.Луков.– М.: Флинта, 1999.-416 с.;

9. Фромм ,Э. Человек для самого себя[Текст] /Э.Фромм, пер. Е.А.Жуковой //Психоанализ и этика — М.: Республика, 1993.

300 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.