Дипломная работа

Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников

  • 75 страниц
  • 37 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты проблемы педагогической диагностики формирования УУД 7

1.1 Сущностная характеристика категории УУД 7

1.2 Педагогическая диагностика и ее роль в контроле динамики сформированности УУД 16

2 Педагогическая диагностика сформированности УУД учащихся начальной школы 30

2.1 Анализ социокультурной ситуации 30

2.2 Анализ динамики УУД 40

Заключение 51

Список литературы 56

Приложения 61

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться". Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [35, с. 36].

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [1, с. 14].

Инновационной сущностью стандартов второго поколения являются новые результаты образования, которые будут получены на основе внедрения системно-деятельностного подхода. Это не только предметные результаты, как в основном было раньше, но также метапредметные и личностные. Это значит, что, освоив основную образовательную программу НОО, младший школьник должен овладеть УУД, которые, в свою очередь, обеспечат в дальнейшем формирование ключевых компетенций: социальной, политической, коммуникативной, общекультурной, информационной, а также способности учиться всю жизнь. Исходя из этого, учитель начальных классов должен не только овладеть технологиями формирования УУД, не только освоить новую систему оценки планируемых результатов, но и осуществлять мониторинг за результатами внедрения новых стандартов, основным объектом которого будет реализация школами предметных, метапредметных и личностных целей образования школьников. Показателем наличия в школе системы оценки метапредметных результатов будет наличие в арсенале педагога инструментария оценки УУД.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Теперь результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребёнка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. С универсальными учебными действиями, их формированием и оценкой теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога начальной школы.

Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью – всё это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и предметом измерения и оценки.

Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

Предмет исследования: педагогическая диагностика динамики сформированности универсальных учебных действий младших школьников.

Цель исследования: всесторонне изучить и экспериментальным путем проверить методику педагогической диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1-4-х классов.

Задачи исследования:

1) на основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта, научной литературы проанализировать требования к результатам обучения;

2) выявить сущность основных универсальных учебных действий, определить их виды;

3) проанализировать существующие методики оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы;

4) провести педагогическую диагностику динамики формирвания УУД у учеников 1-4 классов.

Для решения поставленных задач были использованы различные методы исследования:

- теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы;

- диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов;

- статистическая обработка результатов диагностирования.

База исследования: учащиеся 1-4 классов сельской школы Забайкальского края.

В структуре работы выделяется введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы педагогами начальной школы.

Основная часть (выдержка)

1 Теоретические аспекты проблемы педагогической диагностики формирования УУД

1.1 Сущностная характеристика категории УУД

Задачей данного параграфа является рассмотрение категории универсальные учебные действия.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании современного молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

• Происходит постепенное вымывание видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

• Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.

• Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

• Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения [2, с. 67].

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности [27, с. 29]

Рассмотрим некоторые понятия универсальных учебных действий (УУД).

С.П.Баранов дает такое определение понятию УУД: «Понятие «универсальные учебные действия» определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность» [5, с. 106].

Понятие УУД в науке определяют как «умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [5, с. 108].

УУД - это способность ученика самостоятельно овладеть новыми знаниями, вырабатывать умения и компетентности, а также создавать организацию этого процесса, т.е. самого умения учиться, обеспечиваются тем, что УУД предоставляют учащимся возможность обширной ориентации во всевозможных предметных областях, так и в организации самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целенаправленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают в себя:

- познавательные и учебные мотивы;

- учебную цель;

- учебную задачу;

- учебные действия и операции (ориентировку, преобразование материала, контроль и оценку) [5].

- Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование УУД.

УУД - это инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса, создающая возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться [2].

Все понятия похожи, отсюда можно сделать вывод, что УУД - это совокупность действий, которые помогают ученику самостоятельно определять и решать учебные задачи, ставить и достигать учебные цели, уметь найти нужную информацию и использовать ее. УУД - это умение учиться.

Итак, В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [13; 27].

Особенностью УУД является их надпредметный, метапредметный характер, т.е. они универсальны.

Заключение (выдержка)

Организация образовательного процесса в настоящее время заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития современной отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное наращивание. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

Изучение научной педагогической и психологической литературы по теме показало, что концепция развития универсальных учебных действий, лежащая в основе ФГОС НОО разработана на основе системно -деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова.

Научно доказано, что развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои собственные способности, приобрести свой личный, неповторимый опыт.

Для педагога очень важно не просто сообщить учащимся определённый объем готовых знаний, а научить их мыслить, проявлять самостоятельность, приходить к нужным выводам самим в процессе активного творческого поиска.

А. Г. Асмолов объясняет актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования следующими факторами:

• необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

•задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;

•необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастаниемявлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

• возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком – это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Характер учебных действий универсальный. Он проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Основных виды универсальных учебных действий, соответствующие ключевым целям общего образования, разделяют на четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный (см.приложение 1).

Образовательный процесс в школе задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка, тем самым определяя зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий, их уровень развития, их свойства. Например, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным и близким взрослым, со сверстниками. Из общения и сорегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения. И.И. Чеснокова, В.В. Столин важнейшей функцией самооценки называли регуляторную функцию, которая определяет особенности поведения и деятельности личности, характер построения взаимоотношений с миром. Устойчивость самооценки определяет возможности и эффективность реализации функции регуляции. Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка. По наблюдениям М.И. Лисиной, А. Сильвестру к семи годам у ребенка формируется способность к адекватной, критичной самооценке в конкретных видах деятельности. В то же время адекватность самооценки по личностным качествам несколько запаздывает в своем развитии.

Развитие самооценки в младшем школьном возрасте характеризуется интенсивным развитием когнитивного компонента и качественной трансформацией самооценки, которая приобретает черты рефлексивности. По мнению А.В. Захаровой, Д.И. Фельдштейна важную роль в развитии самооценки на ступени начального образования играет учебная деятельность Результатом начального образования является становление ребенка как субъекта учебной деятельности, способного определить границы своего незнания и обратиться к взрослому за помощью. Для того чтобы ребенок развивался как субъект (личность) в учебной деятельности, учитель должен показать ему те изменения, которые произошли в его сознании в процессе обучения.

Необходимо создание и применение системы педагогического мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий, который позволяет сравнивать прежние достижения каждого обучающегося с его сегодняшними результатами, наращивать УУД у каждого младшего школьника с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

Проведение педагогической диагностики и ее анализ — дело, безусловно, достаточно трудоемкое, но если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, определенных в новом стандарте начального образования, среди которых особое место занимает формирование универсальных учебных действий, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.

Мы полагаем, что учитель начальной школы, независимо от того, в каком классе и по какой программе он учит своих учеников, может использовать эти проверочные тестовые работы, которые станут для него эффективным средством оценки достижения планируемых результатов обучения в начальной школе.

Список литературы

1. Анисимова, Е. В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.В. Анисимова // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - Режим доступа - http://www.ei**s.ru/joumal/2012/0829- 10.htm.

2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. - Москва : Просвещение, 2010. - 160с.

3. Бабанский, Ю. К. Педагогика : учебник / Ю. К.Бабанский. - Москва : Просвещение, 1983. - 240с.

4. Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник / С. П. Баранов. - Москва : Академия, 2015. - 463с.

5. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования. Опыт реформ и оценка прогресса школы / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. - Санкт-Петербург: Издательство Каро, 2007. - 126 с.

6. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие. /Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – Гриф МО. – СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

7. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие. [Электронный ресурс] /Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 212с.

8. Василевский А.Б. Обучение решению задач по математике. М., Просвещение, 2001. - 406 с.

9. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. - М., 2006. – 173 c.

10. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс и др.; под ред. О. В. Кузьменковой. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. — 288 с. + еще 37 источников

2900 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.