Контрольная работа

Теоретические основы значения конструирования в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

  • 38 страниц
  • 28 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение

1.1. Исследования психологов, педагогов о значении конструирования в развитии детей дошкольного возраста.

1.2 Создание условий для конструктивной деятельности детей в дошкольных учреждениях

1.3. Образовательные задачи в области "художественное творчество" раздела художественное конструирование

1.4. Конструирование в технике Квиллинг (бумагокручение)

Заключение

Список используемой литературы

Введение (выдержка)

Современное общество ставит перед педагогом все новые и новые задачи – повышать эффективность воспитательно – образовательного процесса.

Современная гуманистическая политика нашего общества рассматривает дошкольное детство как социокультурный феномен. В свою очередь, гуманистические тенденции образования обусловили появление новых ценностей в субкультуре детства: эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активными в познании мира. По мнению Р.М. Чумичевой, в гуманистической парадигме детства и детского развития закладываются новые идеи, которые определяют детство на современном этапе развития общества:

- детство выступает источником саморазвития родовой культуры, оно вносит особый вклад в становление человеческой культуры;

- как форму формирования нового круга универсальных способностей; в период детства у ребёнка складываются новые структуры человеческой деятельности, её нормативные модели;

- как современный способ интеграции детей в современное сообщество, где воспроизводится идеальная форма взрослого (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, И.С. Кон); проявляется диалогическое взаимодействие и персонификация взрослого и ребёнка;

- как определённую стадию интеграции нового поколения в мир культуры, где творческая деятельность ребёнка является элементом присвоения культуры, включающей в себя способы преобразования общественного опыта, воображения, изменяющее и дополняющее мир ребёнка, проблематизацию ситуации, инверсию как возвращение к ценностям, способам.

На современном этапе в массовую педагогическую практику внедряются разнообразные образовательные технологии для детей дошкольного возраста. При этом главным признаётся формирование свободной, цельной, компетентной личности с развитым мышлением, умеющей сделать выбор, проявить волю, принять решение, уважать выбор другого.

В связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина - где бы он ни проживал в нашей огромной стране - качественного образования и для обеспечения каждому ребёнку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Таким образом, современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельностью детей. Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения.

Конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. Вышесказанное подтверждает актуальность выбора педагогического исследования.

Анализ теории и практики по интересующей меня проблеме позволил выделить противоречие:

конструктивная деятельность не возникает сама по себе; без последовательного формирования конструктивных и творческих умений она остаётся на манипулятивном уровне;

Необходимость разрешения названного противоречия обусловила выбор темы исследования: "Конструирование в дошкольном образовательном учреждении".

Цель исследования: изучить содержание организационно-методической работы по конструированию в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования: конструирование как практическая деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования конструктивных и творческих умений у детей дошкольного возраста.

Методолого - теоретическая основа исследования: идеи и концепции умственного воспитания дошкольников (Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, Б.П. Никитин); методика обучения дошкольников конструктивной деятельности (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова и др.), исследования по проблемам психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,), принципов творческого развития (Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков); концепция и принципы построения развивающей среды дошкольных учреждений (А.Г. Асмолов, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, М.Н. Полякова, Л.П. Стрелкова, Р.М. Чумичева).

Методы исследования:

-теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, научных исследований; синтез, обобщение, классификация;

-эмпирические: наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в практике дошкольного образовательного учреждения.

Основная часть (выдержка)

1.1. Исследования психологов, педагогов о значении конструирования в развитии детей дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка.

Программа «От рождения до школы» отводит конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) [Запорожец, 1967; Поддьяков, 1985; Урунтаева, Афонькина, 1995].

Значение этой деятельности отмечали в своих учениях видные отечественные физиологи И.П. Павлов и И.М Сеченов о роли двигательного анализатора. Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинестических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Отмечая большое познавательное значение деятельности руки, И.П. Павлов считал её тонким анализатором, «позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами».

Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

Конструирование — прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Об этом говорят психологические исследования А.Р. Лурия, Е.Н. Кабановой-Миллер, Н.П. Линьковой, Т.В. Кудрявцевой, Н.П. Поддьякова, Э.А. Фарапоновой, Л.А. Венгер и др.

Заключение (выдержка)

Изучив теоретические основы формирования конструктивной деятельности дошкольников можно сделать следующие выводы:

1. Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности;

2. Большое значение имеет использование современных конструкторов в процессе игр детей и приобретении ими новых знаний, умений и навыков;

3. Для формирования новых, качественных представлений у детей необходимо проводить разнообразные экскурсии, беседы, просмотр демонстративного материала для формирования мировоззрения дошкольника.

Список литературы

1. Быстрицкая А. Бумажная филигрань. М. Айрис-Пресс, 2013 С 144

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.: Просвящение. — 1967.

3. Давичук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества.-2-е изд., доп.-М.: Просвящение. — 1976.

4. Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. М.Мой мир, 2008, С.80Запорожец А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и др. М.: Просвещение, 1967.

5. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. М.: Просвещение. 1966.

6. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: лекции 1-4. М.: Педагог, ун-т «Первое сентября», 2008.

7. Поддъяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 1985.

8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студ. педагог, ин-тов, уч-ся педагог, училищ и колледжей, воспит. детского сада / под ред. Г.А. Урунтаевой. М.: Просвещение: Владос, 1995.

9. Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Издательство: Ниола-Пресс, 2006 С 112

10. Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. М.Мир книги, 2008, С 96

300 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.