Контрольная работа

Религиозное понимание права. Божественный закон.

  • 14 страниц
  • 20 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение 3

Религиозное понимание права 5

Заключение 14

Список литературы 15

Введение (выдержка)

События двух последних десятилетий в России со всей очевидностью свидетельствуют о расширении сотрудничества государства и церкви. Это проявляется не только в строительстве храмов, открытии монастырей, встречах и переговорах представителей церкви и государственных руководителей. Разнообразные аспекты взаимодействия церкви и государства стали предметом большого числа научных исследований и работ, так появились многочисленные публикации, анализирующие роль церкви в светском российском государстве [2].

Актуальность таких работ, также как и исследований направленных к проблеме религиозного измерения не только государства, но и права не вызывает сомнения.

Так, философско-правовые идеи, как и само право, носили божественный (идеациональный) характер еще в Средние века, а правовые реалии этого периода интерпретируются сквозь призму двух основных понятий: Бог и человек. Стоит отметить, что основным философско-правовым тезисом Средневековья был - Jus divinum, jus sacrum - «божественное право есть священное право». Философия права стремится не только обосновать правовые основы бытия Бога, но и доказать, что именно божественная благодать позволяет судить и соизмерять поступки людей [2].

Так, можно отметить труд Гарольда Дж. Бермана «Вера и закон: примирение права и религии», в котором он пишет: «.интерпретируя действующую юридическую норму, невозможно избежать трактовки её как одновременно “сущего” (она действует, она имеет силу) и “должного” (у неё есть моральная цель, telos)». По его мнению, религия придает праву сакральность. Рассуждая о способах сокращения преступности, автор подчеркивает: «Без сакральности принуждение не будет эффективно, поскольку органы принуждения сами будут коррумпированы. Эта сакральность и есть религиозное измерение права». Заслуживает серьезного внимания исследование Денниса Ллойда «Идея права», значительную часть которого он посвящает анализу различных аспектов «.вечной проблемы: как право, созданное человеком (“позитивное право”) соотносится с системой ценностей, придающих смысл и цель человеческой жизни и наделяющих её именно теми качествами, которые отличают род людской от других живых существ» [1].

В отечественной науке проблема религиозного измерения права тесно связана с исследованиями места церковного права в системе российского права и российской правовой традиции в целом. Из дореволюционных работ можно назвать труды К. К. Арсеньева, И. С. Бердникова, В. Кипарисова. В советское время писать на эту тему было просто опасно [5].

В настоящее время стали издаваться монографии, появились диссертационные исследования, публикации в периодических изданиях, свидетельствующие о возрастании интереса ко всем аспектам взаимодействия и взаимовлияния права и религии. И, как справедливо подчеркивает профессор Пашенцев Д.А., «.Осталось позади то время, когда ученые безоговорочно отделяли право от религии, четко разграничивали правовую и религиозную сферы» [5].

Основная часть (выдержка)

Религиозное понимание права

Действительно, как отмечает Пашенцев Д.А., «.Сегодня становится всё более очевидным, что между правом и религией существует сложная диалектическая взаимосвязь, взаимозависимость. В центре данного процесса находится человек как субъект права». Диалектическая связь и взаимозависимость позволяют выдвинуть гипотезу о наличии неких общих элементов права и религии, об ошибочности радикального отделения указанных институтов друг от друга. Гипотеза подтверждается подходом к праву на ранних этапах человеческой истории [1].

В языческой древности, когда господствующей формой объяснения мира был политеизм, источник, из которого проистекает позитивное право, видели, прежде всего, в воле богов. Их ближайшими правовестниками провозглашались священнослужители и обожествляемые правители. В представлении древних право обусловливалось волей богов и их «помазанников» - правителей государства. Все древние народы дают божественное объяснение и обоснование своим законам. По сути дела, не было ни одной системы древнего писаного права, не включавшей религиозных предписаний.

Например, Законы 12 таблиц содержат немало норм, которые могут быть отнесены к религиозным. Особенно сильное влияние религия оказала на законодательство государств Древнего Востока (Законы Моисея, древнее право персов, Законы Хаммурапи). Ярко выраженное обожествление власти и закона существовало в Египте и Вавилоне: религия здесь непосредственно опирается на пользу, небесный закон воспринимает в себя юридические статьи и политические правила [7].

Заключение (выдержка)

Так, можно обобщить, что религиозное измерение права это те общие элементы, которые есть и у права, и у религии. Современное представление, согласно которому право есть инструмент осуществления политики, в конечном счете саморазрушительно. Рассуждая о праве «исключительно с точки зрения его эффективности, то есть не обращая достаточного внимания на религиозные аспекты права, мы тем самым лишаем его способности вершить справедливость.». Применяя иные методологические позиции, легко обнаружить, что право обладает не только «материей», у него есть «дух», который также реален как правоотношения и правовые институты. Право становится правом, когда реализуется в действиях человека. «Ибо право - не только свод правил, но и люди, которые издают законы, выносят судебные решения, отправляют правосудие, ведут переговоры». Тысячи лет религия оказывает воздействие на мотивацию поступков человека, под влиянием религиозных установок складывалось его правосознание. Религия служила оправданием права, освящала его, придавала ему сакральный характер.

«Религиозные верования усиливают и правовые чувства людей: чувства прав и обязанностей, чувство равенства, отрицание беззакония во всех его проявлениях», - с этим мнением трудно не согласиться.

Религиозное понимание сущности права как творения Бога до сих пор остаётся одним из направлений его теоретического осмысления. Первоначально естественное и божественное начала присутствовали и в теории естественного права. И сегодня неотомизм обращается к ним, объясняя сущность права.

Список литературы

1. Основы религиоведения. Учебник. Ю.Ф. Борунков. И.Н. Яблоков. К.И. Никонов и др. Под ред. И.Н. Яблокова. М. 2010.480 с. .

2. Основы религиоведения. Учебник. Под ред. И.Н. Яблокова. М. 1994. 368 с. .

3. Религиоведение. Учебное пособие для студентов ВУЗов и преподавателей средней школы. В.И. Гараджа. М. 1998. 351 с. .

4. Религиоведение. Учебник для юридических вузов МВД России. Под ред. В.В. Балахонского. В.А. Кудина. А.А. Артемова. СПб. 2012. 349 с.

5. Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов под ред. А.С. Пиголкина, Городец. 2006. 254 с. .

6. Теория права и государства. Учебник. Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М. 2014. 776 с. .

7. Теория государства и права. Учебник. Под ред. В.К. Бабаева. 2014. [электронный ресурс].

8. Философия права. Курс лекций. Сост. В.С. Юрчук. М. 2007. 140 с.

300 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.