Реферат

Межкультурные и межэтнические конфликты. Причины возникновения и способы урегулирования.

  • 21 страниц
  • 20 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение 3

1 Межкультурные конфликты 5

1.1 Понятие, сущность межкультурных конфликтов 5

1.2 Причины возникновения, способы урегулирования межкультурных конфликтов 8

2 Межэтнические конфликты: причины возникновения, способы урегулирования 13

2.1 Сущность и признаки межэтнического конфликта, его виды 13

2.2 Причины возникновения межэтнических конфликтов, способы их урегулирования 16

Заключение 21

Список литературы 22

Введение (выдержка)

Культура -- цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Ни одна культура, ни одно общество не являются гомогенными (однородными) по своему составу. Чаще всего они представляют собой мозаику различных этнических культур и субкультур. При этом для каждой из них характерны свои нормы и правила общения, ценностные ориентации, мировосприятие. В силу этого социокультурного многообразия люди неизбежно вступают в противоречия и конфликты друг с другом.

Нормальный человек, насколько бы неконфликтным он ни был, не в состоянии прожить без каких-либо разногласий с окружающими. «Сколько людей -- столько мнений», и поэтому мнения разных людей неизбежно вступают в противоречие друг с другом.

В современной конфликтологии возникновение конфликтов объясняется самыми разными причинами. В частности, существует точка зрения, согласно которой вражда и предубежденность между людьми извечны и коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Так, представители социал-дарвинизма утверждают, что законом жизни является борьба за существование, наблюдающаяся в животном мире. Она проявляется в человеческом обществе в виде различного рода конфликтов, то есть конфликты для человека так же необходимы, как питание или сон.

Проведенные специальные исследования опровергают эту точку зрения, доказывая, что как враждебность к иностранцам, так и предубеждения против какой-то конкретной народности не являются всеобщими. Они возникают под влиянием причин социального характера. Этот вывод в полной мере относится и к конфликтам, носящим межкультурный характер. В современной конфликтологии возникновение конфликтов объясняется самыми разными причинами. В частности, существует точка зрения, согласно которой вражда и предубежденность между людьми извечны и коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Так, представители социал-дарвинизма утверждают, что законом жизни является борьба за существование, которая наблюдается в животном мире и проявляется в человеческом обществе в виде различного рода конфликтов, т.е. конфликты для человека так же необходимы, как питание или сон. Специальные исследования опровергают эту точку зрения, доказывая, что как враждебность к иностранцам, так и предубеждения против какой-то конкретной народности не являются всеобщими. Они возникают под влиянием причин социального характера. Этот вывод в полной мере относится и к конфликтам, носящим межкультурный характер.

Основная часть (выдержка)

1 Межкультурные конфликты

1.1 Понятие, сущность межкультурных конфликтов

Для проведения исследования по данной теме в первую очередь следует дать определение понятию «межкультурный конфликт». Данная работа представляет сложность в том, что в научной литературе по интересующему нас направлению используется множество с первого взгляда синонимичных понятий, например, таких как «межэтнические», «международные», «межнациональные», «этнические», «политические» и др. конфликты.

В конфликтологии, в частности в статье Белова В.И. «Конфликты и культура их разрешения» [2], дается следующее определение конфликта как «воспринимаемая несовместимость действий или целей, которые почти всегда сопровождаются острым эмоциональным состоянием». Фалькова Е.Г. также приводит в своей работе определение конфликта, а именно «любой вид противоборства или несовпадения интересов» [2], подчеркивая при этом, что носителями конфликта выступают социальные актеры. Без них конфликтная ситуация невозможна в принципе.

Очевидно, что нас интересует не просто конфликт, а конфликт между группами. Поэтому для нашей работы представляет интерес то, что при классификации конфликтов Белов В.И. берет за основу такой критерий, как их широта и, таким образом, отдельно выделяет группу социальных конфликтов. А именно различаются [6]:

1) социальные конфликты интересов - отношения между социальными группами, имеющими несовместимые цели. Типичными для такого рода конфликтов являются трудовые споры между работодателем и наемным работником;

2) социальные конфликты ценностей – отношения между социальными группами, исповедующими несовместимые ценности. Типичными для такого рода конфликтов являются межконфессиональная вражда и политическое противостояние;

3) социальные конфликты идентификации – отношения между индивидами, испытывающими обостренное чувство принадлежности к определенной социальной группе. Типичными для такого рода конфликтов являются национальная вражда.

Далее для более точного определения понятия «межкультурный конфликт» обратимся к дефиниции термина «культура». Под культурой Садохин А.П. понимает «совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизни, составляющих и обусловливающих образ жизни нации, этноса, социальной группы в любой конкретно-исторический период времени» [7]. Другими словами, культура включает в себя определенную совокупность ценностей и интересов определенной этнической группы.

Под взаимодействием культур Фалькова Е.Г. понимает «особый вид непосредственных отношений и связей, который складывается, по меньшей мере, между двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия культур приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне» [4]. Другими словами, взаимодействие культур ведет к межкультурной коммуникации. Для данного вида коммуникации ключевыми являются понятия «свой» - «чужой», а для индивида – соответственно вопрос личной идентификации. Представители разных культур по-разному реагируют на внешний мир, у них есть свои собственные точки зрения, системы ценностей и нормы поведения, которые существенно отличаются от принятых в их родной культуре. Так в ситуации расхождения или несовпадения каких-либо культурных явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой». Тот, кто сталкивается с чужой культурой, переживает много новых чувств и ощущений при взаимодействии с неизвестными и непонятными культурными явлениями. Их гамма довольно широка — от простого удивления до активного негодования и протеста. Последнее является предпосылкой для конфликта.

Процесс взаимодействия культур, ведущий к их унификации, вызывает у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению и желание сохранить собственные культурные ценности. Целый ряд государств и культур демонстрирует свое категорическое неприятие происходящих культурных изменений. Процессу открытия культурных границ они противопоставляют непроницаемость своих собственных и гипертрофированное чувство гордости своей национальной самобытностью. Различные общества реагируют на влияния извне по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк: от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. Поэтому мы являемся свидетелями и современниками многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений, региональных фундаменталистских движений [5].

Заключение (выдержка)

Таким образом, конфликт - такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон.

Всякая конфликтная ситуация предполагает обязательное наличие субъектов и объектов конфликта.

• Под субъектом конфликта понимается участник конфликта или проблема, провоцирующая конфликт.

• Под объектом конфликта в конфликтологии понимается некоторая проблемная ситуация, в которой пересекаются интересы конфликтующих сторон.

Ситуация, которая становится поводом для начала конфликта, называется его инцидентом. (может возникнуть как сам по себе, так и по инициативе одного из (группы) участников конфликта)

Для успешного разрешения как межкультурного, так и межэтнического конфликта, необходимо установить истинные (как внутренние, так и внешние) причины конфликта, осознать и спрогнозировать его возможное развитие.

Конфликт – это всегда осознанное противоречие

Список литературы

1. Белов В.И. «Конфликты и культура их разрешения», www.soci**ogy.mephi.ru/docs/sociologia/html/belov_conflicts.html

2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

3. Гудков Д.Б. Межкультурная коммуникация. М., 2000.

4. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Учеб. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 1999.

5. Сущенцов А. «Типология поведения в международных конфликтах», журнал «Международные процессы», том 8, №3 (24), сентябрь-декабрь 2010, с.70-84

6. Травина Е.М. Этнокультурные и конфессиональные конфликты в современном мире. Учеб. Пособие. – Издательство С.-Петербургского Университета, 2007.

7. Фалькова Е.Г. Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях. Метод. Пособие. – С.-Петербург, 2007.

300 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.