Курсовая работа

Декрет от 1 июня 1918 года "о реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР" и его роль в истории архивного дела

  • 42 страниц
  • 15 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение 3

1 Историография Декрета О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР 5

1.1 Предпосылки создания Декрета 5

1.2 Необходимость централизации архивных фондов 10

2 Разработка и принятие декрета, его особенности и значение 13

2.1 Разработка и принятие Декрета 13

2.2 Основные положения Декрета 21

3 Роль декрета в развитии архивов 30

3.1 Значение Декрета 30

3.2 Архивы на современном этапе 33

Заключение 39

Список литературы 40

Введение (выдержка)

Архивы чрезвычайно важны для нашего общества, они не только хранят для нас ценнейшую информацию о прошлом, но и оказывают серьёзную помощь в осуществлении управленческих функций на уровне учреждений и организаций. Человеческое общество крайне заинтересовано в том, чтобы его представители, по необходимости, могли обратиться в архив и получить всю искомую информацию, а для этого архивисты, да и всё человечество, должны бережно и уважительно относиться к памятникам истории, содержащимся или подлежащим содержанию в архиве.

Несомненно, для наиболее эффективного хранения и использования архивной документации необходима стройная и упорядоченная система архивного дела. Сегодня в данной области существует множество проблем, и современные специалисты работают над их решением, однако меня будет интересовать попытка ликвидации недостатков в архивной сфере летом 1918 года. Речь пойдёт о декрете СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела». Дело в том, что к этому времени необходимость реформирования отрасли остро ощущалась даже в рядах новых руководителей Российского государства. Стоит отметить, что многие проблемы и пути их решения были озвучены отечественными учёными ещё в XIX веке и их идеи вполне могли стать основой декрета. Но стал ли этот документ базисом, сцементировавшим и отрегулировавшим архивное дело в начале XX века? Этот вопрос будет рассмотрен далее.

Над обозначенной темой трудились серьёзные специалисты, заслуживающие уважения, среди них хотелось бы отметить

Т. И. Хорхордину, С. О. Шмидта, В. Д. Банасюкевича, Е. В. Старостина,

С. В. Акимова, В. Н. Автократова, В. В. Крылова, Н. И. Химину,

А. П. Пшеничного и др.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно в этом документе были сформулированы основные базовые положения системы советского архивного дела и закреплены принципы государственной централизации в управлении архивами.

Цель настоящего исследования – всестороннее изучение Декрета «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР».

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1. Выявить предпосылки создания Декрета О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР;

2. Обосновать необходимость централизации архивных фондов;

3. Изучить процесс разработки и принятия Декрета;

4. Рассмотреть основные положения Декрета;

5. Определить значение Декрета О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР;

6. Рассмотреть состояние архивов на современном этапе.

Основная часть (выдержка)

1 Историография Декрета О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР

1.1 Предпосылки создания Декрета

Истоки архивной реформы 1918 года, как уже отмечалось, стоит искать ещё в XIX веке. Уже с того времени отечественные специалисты указывали на серьёзные недостатки в области архивного дела и необходимость их ликвидации. Пожалуй, самыми насущными проблемами являлись разнообразие методов работы в архивах и децентрализация управления ими. Ведомства были вольны устанавливать свои правила хранения и уничтожения документов, что, конечно же, не устраивало архивных работников.

Ещё в 1820 году бароном Г. А. Розенкампфом был разработан «План о приведении в лучшее устройство архивов вообще», как отмечает

Н. И. Химина, в данном проекте впервые озвучивалась идея создания главного архивного управления и государственного архива с особыми функциями и полномочиями [10]. Однако, сбыться идеям барона Розенкампфа было не дано, это очень просто объяснить тем, что чиновники, в основной своей массе, не осознавали особой ценности архивной отрасли для государства и общества. Собственно говоря, в первых десятилетиях XIX века наблюдаются серьёзные проблемы с пониманием необходимости сохранения документов вообще, даже несмотря на то, что экспертиза ценности документов уже зародилась.

Примерно с середины 19 века особую нишу в истории отечественной архивоведческой мысли занял Н. В. Калачев. Николай Васильевич видел архив национальным достоянием, в связи с чем предлагал открыть доступ в данное учреждение для всех желающих. Н. В. Калачев пытался решить проблему низкого статуса архивного работника, занимался вопросами отбора документов на хранение и уничтожение, описания, публикации документов и других архивных работ с ними. Н. В. Калачев тоже выдвигал идею централизации архивной системы, он предполагал создание Главной архивной комиссии, которая бы сосредоточила управление отраслью в целом. Данный орган должен был сконцентрироваться на вопросах разработки единых правил экспертизы ценности документов, их классификации и систематизации в архивах. Однако вышеуказанные замыслы Н. В. Калачева реализованы не были. Хотелось бы отметить, что я солидарен со словами Н. И. Химиной [10] о том, что Николай Васильевич определил направления организации архивного дела, актуальные и по сей день.

В том числе стоит обратить внимание на идеи консерватора и государственника Д. Я. Самоквасова, трудившегося с последней трети XIX и до начала XX века и связывавшего архивную реформу с реформой государства в целом. Он видел архивы, в первую очередь, достоянием государственным, а потом уже национальным, следовательно, функционировать они должны были в интересах государства. Дмитрий Яковлевич считал необходимым подчинить все учреждения и ведомства главному архивному управлению, которое бы выступило в роли методического центра. В том числе, Д. Я. Самоквасов ратовал за создание единой и целостной сети государственных архивов и центрального исторического архива. Немаловажны и его разработки в области систематизации и описания документов, недовольство низким статусом архивистов, а также недостаточной доступностью архивов. Полагаю, что Д. Я. Самоквасов, наряду с Н. В. Калачевым, является одним из самых авторитетных теоретиков и практиков архивного дела. К сожалению, идеи Дмитрия Яковлевича нашли своё отражение только в 1918 году, о чем писал В. Н. Автократов [1] и другие авторы.

Заключение (выдержка)

Таким образом, декрет СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела» явился отражением идей и воззрений историков, архивистов и, в том числе, представителей разного рода наук на то, каким должно быть архивное дело в стране. Данный законодательный акт вобрал в себя плоды их трудов, явив молодому Советскому государству дотоле неизвестную его предшественнику единую и централизованную систему архивного дела.

В современной историографии по теме появление декрета от 1 июня 1918 года рассматривается в основном положительно, как прогрессивное событие в архивной жизни. Я полностью согласен с подобной оценкой. На мой взгляд, подобная реформа назрела куда раньше, нежели дата её юридического закрепления, однако даже тот факт, что реализована она была лишь после слома старого режима и создания нового, не нивелирует её значения для становления архивного дела в рамках новых правил и принципов. Реформа 1918 года легла в основу развития не только советского, но и современного архивоведения.

Список литературы

1. Автократов В. Н. Из истории централизации архивного дела в России (1917-1918 гг.) // Автократов В. Н. Теоретические основы отечественного архивоведения. - М. 2001.

2. Акимов С. В. Последние шаги к архивной реформе 1918 г. / С. В. Акимов // Отечественные архивы. - 2001. - № 5. – С. 24-32.

3. Артизов А.Н. Доклад руководителя Федерального архивного агентства А.Н. Артизова на торжественном заседании Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (Москва, 1 июня 2018 г.) // Федеральное архивное агентство : [сайт]. URL: http://archives.ru/reporting/ report-artizov‑2018-sovet.shtml (дата обращения: 14.12.2020)

4. Архивное законодательство : Законы и иные нормативные правовые акты // Архивы России / Федерал. архив. Агентство. – М., 2013.

5. Афанасьева Л.П. Бурова Е.М., Алексеева Е.В. Архивоведение. Теория и методика: учеб. для вузов. М.: МЭИ, 2012. 356 с.

6. Банасюкевич В. Д., Старостин Е. В. Глядя in medias Res декрета об архивном деле 1918 г. / В. Д. Банасюкевич, Е. В. Старостин // Отечественные архивы. - 2008. - № 2.- С. 21-26.

7. Бохонская, Е. Б. ; Вольфцун Л. Б. ; Петрицкий В. А. ; Михеева Г. В. ; Матвеева И. Г. ; Фролова И. И. История Библиотечного, Книжного И Архивного Дела Санкт-Петербурга / Е. Б. Бохонская ; Л. Б. Вольфцун ; В. А. Петрицкий ; Г. В. Михеева ; И. Г. Матвеева ; И. И. Фролова. - Москва: Высшая школа, 2017. - 161 c.

8. Бурова Е.М. Архивоведение : (теория и методика) : учеб. для вузов / Е.М. Бурова, Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева. – М. : МЭИ, 2012. - 482 с.

9. Елпатьевский А. В. Еще раз о декрете от 1 июня 1918 г. / А. В. Елпатьевский // Отечественные архивы. - 2008. - № 2. – С. 26-27.

10. Козлов, В. П. Российское архивное дело / В.П. Козлов. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2018. - 336 c. + еще 19 источников

1200 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.