Дипломная работа

Методика использования поисковому чтению на основе аутентичных материалов на среднем этапе обучения иностранного языка

  • 63 страниц
  • 12 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7

1.1 Общая характеристика периодических изданий для детей 7

1.2 Организация образовательного процесса и актуальность факультативных занятий по английскому языку 20

Выводы по 1 главе 25

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ 29

2.1 Специфика использования аутентичных материалов на уроке английского языка 29

2.2 Работа с иноязычными текстами и ожидаемые результаты 37

2.3 Итоги работы с аутентичными текстами на факультативных занятиях. .42

Выводы по 2 главе 51

Заключение 52

Список использованной литературы 54

Приложение 1 59

Введение (выдержка)

Современное общество предъявляет новые требования к уровню развития человека. Ведущим звеном, которое обеспечивает первичное формирование интеллектуальной и коммуникативно развитой личности, является школа. Специалисты педагогической отрасли, желая повысить эффективность учебновоспитательного процесса, ищут ответы на вопросы: чему учить, как учить, с помощью какого материала. Ответы на первые два из них имеются в учебных программах, учебниках и методических пособиях, а последний аспект нередко вызывает сомнения. Проблема, которая возникла относительно обучения чтению в связи с введением требования на устной части ЕГЭ по иностранному языку представить выразительное чтение отрывка текста, требует для своего решения целого ряда других проблем. Пытаясь подобрать для школьников содержательный, интересный и доступный материал, зачастую неоправданно остаётся без внимания детская периодическая печать (например, журналы “Mary Glasgow Magazines”, “Hot English”, “Easy English”, “GO English!”). Проблема использования аутентичных материалов на уроках иностранного языка всегда вызывала множество споров. Определение понятия аутентичных материалов появилось в педагогике сравнительно недавно.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что о применении аутентичных материалов проведено не так много исследований, а также в связи с необходимостью подготовки будущих выпускников школ к заданиям ИГА и ЕГЭ в разделах, касающихся чтения.

Объектом исследования выступает процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной организации.

Предметом исследования является использование аутентичных материалов в процессе обучения чтению на иностранном языке в старших классах.

Цель исследования заключается в разработке методических приёмов работы с аутентичными материалами периодических изданий на старшей ступени обучения английскому языку в общеобразовательной организации.

аутентичных материалов периодических изданий и предлагаемых методических приёмов работы с ними позволяет повысить эффективность обучения чтению на иностранном языке на старшей ступени обучения в общеобразовательной организации.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

• проанализировать понятие "аутентичные материалы";

• рассмотреть возможности использования аутентичных материалов периодических изданий на старшей ступени обучения иностранному языку в общеобразовательной организации;

• раскрыть различные способы и приемы использования аутентичных материалов периодических изданий в процессе обучения английскому языку;

• определить влияние аутентичных материалов периодических изданий на усвоение различных аспектов иностранного языка.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём, с позиции комплексного подхода, раскрыта специфика работы с материалами аутентичных текстов периодических изданий на уроке иностранного языка в общеобразовательной организации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы педагогами на старшем этапе обучения английскому языку в общеобразовательных организациях для повышения интереса учащихся к учёбе, расширения их кругозора и повышения уровня владения иностранным языком.

Методологическую основу исследования составили труды Бабанского Ю.К., Волоховой Е.А., Воронковой Т.Е., Ивановой Т.Ю. и других.

В работе использованы следующие методы исследования: анализ, классификация, системный подход.

Во введении раскрыта актуальность исследования, определены его объект и предмет, цели и задачи, сформулирована гипотеза, раскрыты методы исследования и его теоретическая и практическая значимости.

В первой главе "Теоретические основы использования аутентичных материалов периодических изданий в общеобразовательной организации" раскрыты подходы специалистов к классификации аутентичных материалов для обучения иностранному языку.

Во второй главе «Методика работы с текстом на английском языке на факультативных занятиях» раскрыта специфика использования аутентичных материалов периодических изданий для обучения старшеклассников чтению текстов на английском языке.

В заключении обобщены результаты и подведены итоги проведенного исследования, намечены перспективы дальнейших исследований рассмотренной темы.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Общая характеристика периодических изданий для детей

Периодика для детей и юношества принадлежит к той категории изданий, которым нелегко конкурировать в современном информационном пространстве, хотя они имеют благородную цель - обогащать молодое поколение знаниями, культурными ценностями, способствовать воспитанию личности, развлекать через познание нового. Но, несмотря на бурное развитие новых информационных технологий, детские газеты и журналы продолжают оставаться источником знаний, советчиками и друзьями детей.

Бесспорно, что целевая аудитория детских изданий - дети от младенцев до подростков и юношества. Классифицировать возрастные группы прямых потребителей можно следующим образом: издания для дошкольников, школьников и юношества.

В зависимости от читательского адреса и в соответствии с возрастными физиологическими особенностями развития читателей издания делятся на четыре группы: издания для детей старшего дошкольного возраста (от 4 до 6 лет включительно); издания для детей младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет включительно); издания для детей среднего школьного возраста (от 11 до 14 лет включительно); издания для детей старшего школьного возраста (подростки, в том числе абитуриенты, от 15 до 17 лет включительно) [34, с. 493].

Таким образом, детские издания охватывают все возрастные группы читателей. Для каждой из названных групп определены: содержательное наполнение, объем, характерное полиграфическое оформление.

Принципы проектирования изданий для подростков несколько отличаются от принципов проектирования изданий для детей. Например, роль иллюстраций в изданиях для среднего и старшего школьного возраста заметно снижается, а, точнее сказать, меняется, потому что иллюстрации не только имеют наглядный и познавательный характер, но по своей образной системе они приближаются к предназначенным взрослым. В целом, количество иллюстраций уменьшается или же изменяется их характер (вместо рисунков подаются фотографии), а текст занимает ведущее положение. Шрифт выбирается читабельный. Все это приводит к уничтожению множества различных барьеров восприятия информации, приводит к лучшему усвоению материала детского издания [16, c. 182].

Поскольку ребенку сложно усваивать текстовый материал, то необходимо уменьшать текстовый объем изданий и увеличивать количество иллюстраций. Специалисты считают, что внимание ребенка должно привлекаться к каждой странице, неразрывно сочетаться и связываться с текстом. Пренебрегать иллюстрациями на страницах детских изданий недопустимо, даже если это значительно удешевляет их выпуск. Бледные, не цветные иллюстрации, неинтересные страницы - всё это не привлекает внимание ребенка, не заставляет открыть газету или журнал и прочитать их.

Г азеты и журналы для детей могут быть как печатные, так и электронные, или же традиционно печатные издания могут иметь электронную версию или дополняться CD-диском. Для восприятия электронных версий детских изданий свойственны характерные технические барьеры, поскольку необходим не только компьютер для декодирования информации (как с CD-дисками, которые прилагаются к изданию), но и доступ к системе Интернет. [17, с. 21]

Детские периодические издания предназначены в основном для использования во внеучебное время. Однако учитывая целевое направление (познавательные, развивающие, развлекательные и учебные) они могут быть эффективно применены также в учебной деятельности.

Успешное использование периодики для детей в учебно-воспитательном процессе обусловлено определенными психологическими особенностями детей старшего школьного возраста. В современных исследованиях изложены отдельные правила формирования детских изданий. Если учитывать психологические требования, издания в зависимости от возрастной категории читателей разделяют на четыре группы:

• первая группа - издания для детей дошкольного возраста (до 5 / 6 лет)

• вторая группа - издания для детей младшего школьного возраста (6-10 лет), учащихся начальных классов;

• третья группа - издания для детей среднего школьного возраста (11-14 лет), учащихся V-VIII классов,

• четвертая группа - издания для детей старшего школьного возраста, подростков (15-18 лет), учащихся IX-XI классов [19, с. 156].

Остановимся на четвертой группе подробнее. Е. Огар считает, что взросление ребенка сопровождается динамичным развитием интеллекта, изменением мировоззрения, вкусов и информационных потребностей, мотивов читательского поведения [29, с. 174].

Поэтому учитель, который использует периодические издания в процессе обучения, должен ориентироваться на более детализированную дифференциацию потребителей изданий, в нашем случае потребителей вышеназванной 4 группы: издания для детей от 15 до 17 лет (период юношества). Самая молодая из "взрослых" возрастная категория с соответствующими потребностями разнообразного чтения [10, с. 110].

Целевым должно быть не только общее направление образцов периодической печати - элементы их содержательного наполнения должны соответствовать следующим требованиям:

- ритмичность, мелодичность отдельных текстов издания, которое помогает их легкому восприятию детской аудиторией во время слушания;

- сочетание оптимистического изложения произведений с реалистичным изображением окружающего мира для подготовки ребенка к "взрослой" жизни;

- наличие шутливой поэзии или прозы в предлагаемых материалах, развивает у маленьких читателей чувство юмора, находчивость, оптимизм;

- эмоциональность произведений как способ приобретения ребенком чувственного опыта;

- присутствие фантазии, выдумки в текстах, которое способствует развитию воображения, мышления, а затем и речи;

- распределение персонажей в произведениях на антагонистические группы, назидательность текстов как условие формирования собственной системы оценки в мире детского восприятия [13, с. 110].

Освещение важных и актуальных для юных читателей тем способствует их заинтересованности журналом, улучшает запоминание материала. В то же время близкая для детей тематика журнала или газеты является действенным способом привлечения учащихся к систематическому чтению, изрядно сказывается на формировании и развитии читательских интересов, навыков речи и общения.

Привлечение детских периодических изданий в учебно-воспитательный процесс школы предполагает соблюдение ряда рекомендаций. Рассмотрим отдельные аспекты использования материала журналов в педагогической деятельности. В соответствии с Государственным стандартом общего образования, целью образовательной области "Иностранные языки" является развитие личности ученика, формирование его коммуникативной компетентности и общих представлений о языке как системе и литературе как виде искусства. В то же время коммуникативная компетентность определена как способность личности использовать в конкретном общении знания языка, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями.

Стержневой составляющей коммуникативной компетентности является читательская компетентность. Она проявляется в становлении читателя, способного к самостоятельной читательской, творческой деятельности, в его речевом, литературном, интеллектуальном развитии, в формировании нравственно-эстетических представлений и понятий, в обогащении чувств, воспитании потребности в чтении. С учетом этого определены содержательные линии, по которым строится литературный компонент образования: круг чтения, навык чтения, опыт читательской деятельности и литературная деятельность. Работа с детскими периодическими изданиями может быть реализована в любой из названных линий [30, c. 149].

Заключение (выдержка)

Современная система образования выстроена так, что, оканчивая школу, человек должен быть всесторонне развитой личностью, уважительно относящейся к представителям разных культур, народов и религий, знающим, ценящим и любящим свою культуру. Вот почему так важно, чтобы в процессе изучения иностранного языка в старших классах общеобразовательной организации учащиеся не только получали языковые знания, но и постигали ценности межкультурного общения.

На протяжении двух месяцев нами проводилось исследование по использованию аутентичных материалов периодических изданий в процессе обучения иностранному (английскому) языку. При проведении данного исследования была поставлена цель разработать методические приёмы использования аутентичных материалов периодических изданий на старшей ступени обучения английскому языку.

Преимущества обучения с использованием аутентичных материалов состоит в том, что они могут перенести обучающихся в реальную жизненную ситуацию и научить их правильно действовать в тех или иных обстоятельствах. Однако немаловажную роль играет правильный подбор этих материалов. Нельзя допускать, чтобы обучающиеся воспринимали эти материалы как чисто учебные, предписываемые школьной программой. Содержание аутентичных материалов должно подходить учащимся и вне школы, чтобы поддерживать у них интерес к школьному процессу обучения.

Аутентичные материалы содержат в себе описание особенностей различных народов и культур, их обычаев и традиции, переживаний. Они создают наиболее благоприятную среду для развития коммуникативной компетенции.

В наше время учитель, готовясь к уроку, может найти в интернете аутентичные материалы периодических изданий на различные темы. Удачно подобранный материал гарантирует увлеченность и активность обучающихся на уроках иностранного (английского) языка.

В проведенном исследовании рассмотрены возможности использования аутентичных материалов периодических изданий на старшей ступени обучения иностранному языку, разработаны методические приемы работы с данными материалами. Задачи исследования решены, цель исследования достигнута.

Список литературы

1. Ариян, М. А. Варианты ситуативных ролей для средней школы [Текст] / / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. - 1986. ~ № 6. - С. 1720.

2. Арутюнян, С.В. Приёмы работы с аутентичными речевыми материалами для активизации обучения на старшем этапе в основной школе [Текст] / С.В. Арутюнян // Наука и образование в жизни современного общества.— Тамбов, Консалтинговая компания Юком, 2013. - С. 14-17.

3. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] / Ю.К. Бабанский // Педагогика. - 1982. - С. 75-78.

4. Бабинская, П. К. Практический курс методики преподавания иностранных

языков: английский, французский, немецкий : учеб. пособие для

студентов специальности «Современные иностранные языки» высших учебных заведений [Текст] / П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян, А. Ф. Будько, И. В. Чепик. - 5-е изд., до- полн. и перераб. - Минск : ТетраСистемс, 2009. - 288 с.

5. Болтнева, О. Д. Театральные проекты в преподавании английского языка и англоязычной культуры [Текст] / О. Д. Болтнева // Иностранные языки в школе. - 001. № 4. ~ С. 74-77.

6. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - Спб., Питер,2000. - 304 с.

7. Варшауэр, М. Технологии и преподавание, обучение иностранному языку: учебник для бакалавров, изучающих второй язык [Текст] / М. Варшауэр, С. Мескилл. - Махок, 2000. - С. 303-318.

8. Волохова, Е.А. Дидактика. Конспект лекций [Текст] / Е.А. Волохова, И.В. Юкина. - Ростов, Феникс, 2004. - 288 с.

9. Воронина, Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением иностранного языка [Текст] / Г.И. Воронина // Иностранные языки в школе. - 1999. —№ 2. - С. 23-25.

10. Воронкова, Т.Е. Работа с аутентичными текстами, содержащими интеркультурный компонент [Текст] / Т.Е. Воронкова // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 7. - С. 37-40. + еще 31 источник

2900 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.