Курсовая работа

Правовая основа социального государства в РФ

  • 48 страниц
  • 7 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 5

1.1. Эволюция теоретических представлений о социальном государстве 5

1.2. Этапы развития социального государства, его признаки и функции в настоящее время 8

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16

2.1. Конституционные нормы, определяющие форму социального государства в Российской Федерации 16

2.2.Организационно-правовая база реализации основных направлений деятельности социального государства в Российской Федерации 23

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32

3.1. Основные проблемы в развитии нормативно-правовой базы социального государства в Российской Федерации 32

3.2. Роль и место судебной практики в создании правовой основы социального государства в Российской Федерации 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Введение (выдержка)

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальное государство - одна из широко распространенных в современных развитых странах концепция, согласно которой государство стремится обеспечить социально-экономическую стабильность через установление баланса и снижение остроты социального неравенства. Законодательно данный принцип был впервые закреплен в статье 20 Боннской Конституции ФРГ в 1949 году . С тех пор примеру немцев последовали многие государства, в числе которых и Российская Федерация (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ ).

В настоящее время Россия, как социальное государство имеет положительные показатели, а именно сокращение смертности, рост рождаемости и продолжительности жизни, повышение реальных доходов населения и др., но в тоже время острота социальных проблем не становится меньше. Людей по-прежнему беспокоят: рост цен на товары и услуги, бедность, инфляция, резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов, недоступность многих видов медицинского обслуживания, неравенство перед законом, безработица, коррупция и т. д .

На поверхности, по средним показателям на первый взгляд кажется, что все хорошо, но если копнуть глубже, то понимаешь, что благами социального государства пользуются, только определенная часть населения и показатели это всего лишь показатели, которые не отражают реальное положение дел в стране.

Представляется, что немаловажную часть упомянутых трудностей составляют недостатки, обусловленные современной правовой системой России, не исполняющей все законодательно закрепленные меры по обеспечению социальной справедливости, а лишь их часть.

Объектом настоящей работы являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования правовой основы социального государства в России.

Ее предмет составляют теоретические и практические проблемы и противоречия, сопровождающие процесс формирование правовой основы социального государства в современной России.

Цель работы – рассмотреть формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния и перспективы развития.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть эволюцию теоретических представлений о социальном государстве;

-проанализировать этапы развития социального государства, его признаки и функции в настоящее время;

- исследовать конституционные нормы, определяющие форму социального государства в Российской Федерации;

- выявить основные проблемы в развитии нормативно-правовой базы социального государства в Российской Федерации.

В качестве методологической основы исследования применяется диалектический метод. Кроме того, используется метод системного анализа.

По своей структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, используемой при написании настоящей работы.

Основная часть (выдержка)

Понятие «социальное государство» было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815–1890), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, т. к. развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном, или социальном, государстве .

Либеральную концепцию социального государства развил Фридрих Науманн. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.

Наиболее радикальную теоретическую концепцию социального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в «государство культуры и всеобщего благоденствия», огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство в противовес идеям классовой борьбы, политических и социальных революций.

В соответствии со ст. 7 Конституции России: «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Отметим, что такая концепция социального государства не выходит за рамки чисто социально-экономических вопросов, не касается социального представительства, самоуправления и тем более корпоративизма. Разработчики данной концепции, с самого начала подчеркивая разрыв с советским социализмом, никак не намекали на социальное государство как «третий путь».

Глагол «направлена» оставляет поле для размышлений о том, есть у нас это социальное государство или нам остается пока только надеяться на его появление при жизни наших детей или внуков. Какие же критерии нужно использовать, каких показателей достигнуть, чтобы все поняли: мы уже там, в этом светлом социальном будущем? Законодатель вот уже более 20 лет хранит гордое молчание и даже не просит экспертов ему помочь.

Российская концепция социального государства довольно противоречива. С одной стороны, она является строго идеологической, с другой стороны, жестко связана с рыночной моделью развития. В отличие от тоталитарного государства социальное государство стремится к сглаживанию неравенства на основе роста благосостояния. Оптимальная стратегия подъема благосостояния обеспечивается социальным рыночным хозяйством Иные аспекты социального обеспечения пенсионеров выступили предметом конституционного разбирательства в постановлении КС РФ № 25-ППО от 22 ноября 2013 г. «По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» в связи с жалобой гражданина Н.П. Терентьева». Заявитель по данному делу Н.П. Терентьев был уволен с должности начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по Мамонтовскому району Алтайского края в связи с ограничением здоровья. При этом его выслуга в календарном исчислении составляла более 20 лет. Обращению Н.П. Терентьева в КС РФ предшествовало совершение ряда действий, направленных на получение жилого помещения как лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Им было подано заявление о включении в состав участников федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Однако Н.П. Терентьев получил отказ. Дальнейшее обращение Н.П. Терентьева в различные судебные инстанции и прокуратуру не принесли желаемого для заявителя результата. Именно поэтому заявитель был вынужден использовать механизмы конституционного нормоконтроля. КС РФ, рассмотрев данное дело, признал неконституционными исследуемые положения Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Вынесение подобного рода постановления КС РФ было обусловлено тем, что исследуемые законодательные нормы лишают права на обеспечение жилыми

Заключение (выдержка)

Статьи 1 и 7 Конституции России провозглашают, что Российская Федерация является демократическим правовым и социальным государством. Социальный характер проявляется в том, что политикой страны является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого.

Под социальным государством следует понимать государство, которое, с одной стороны выражает интересы широкого круга общества, а с другой - оказывает поддержку отдельным гражданам, которые являются неспособными вследствие объективных причин достичь своего благосостояния.

Основное предназначение социального государства, делающее его реально социальным, проявляется в следующем:

во-первых, в решении проблем создания надлежащих условий для воспроизводства жизни человека как биологического существа и субъекта различных видов общественной деятельности;

во-вторых, в создании и функционировании адекватной правовой системы защиты социальных интересов личности; в-третьих, когда на решение проблем социального характера сориентированы и экономика, и политика, и духовная жизнь общества. В совокупности всех этих аспектов и проявляется смысл провозглашенного конституцией принципа социального государства.

При характеристике критериев социального государства почти всегда сопоставляются юридические и фактические показатели, к которым чаще всего относят: уровень потребительской корзины, размер средней пенсии, размер прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, размер социальных пособий и т.д., с помощью которых подтверждается или опровергается социальная составляющая государственной политики.

К числу признаков, характеризующих государство как социальное, в первую очередь, следует относить уровень благосостояния населения, достойную жизнь граждан, социальное обеспечение и социальную защиту со стороны государства и т.п. В целях достижения должного уровня социальной сущности государства Конституция Российской Федерации закрепляет основные

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)//СПС Гарант.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.)// Российская газета. – 04.07. 2020. - № 144.

3. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 35. - Ст. 3607.

Научная и учебная литература

4. Аристов, Е.В. Интерпретации содержания принципа социальности государства в правовых позициях судебных инстанций: Монография. - М., 2018. – 210 с. – Текст : непосредственный.

5. Российская система власти: треугольник с одним углом / М. А. Краснов, И. Г. Шаблинский. - М.: Институт права и публичной политики, 2017. – 120 с. – Текст : непосредственный.

6. Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). - М.: Научный эксперт, 2008. – 327 с. – Текст : непосредственный.

7. Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). - 10-е изд., испр. и доп. – М., 2016. – 303 с. – Текст: непосредственный.

Периодические издания

8. Алёшина, И. В. Понятие социального государства и история его становления в России / И. В. Алёшина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. -№ 18 (122). - С. 323-325.

9. Беляева, Ю. Н. О социальных функциях государства/ Ю.Н. Беляева – Текст : непосредственный// Журнал российского права. - 2017. - № 1. - С. 99-106.

10. Денисов, С. А. Социальное или патерналистское государство/ С.А. Денисов – Текст : непосредственный // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 7. - С. 3-9.

11. Калашников, С.В. Социальное государство: эволюция и этапы становления/ С.В. Калашников– Текст : непосредственный // Человек и труд. - 2012. - № 10. – С.54.

12. Колотова, Н.В. Обеспечение социальных прав как условие развитие институтов демократии/ Н.В. Колотова – Текст : непосредственный// Правовая политика и правовая жизнь. - 2018. - № 3. - С. 44-48.

13. Москвитин, Ю. М. Правовые основы социального государства в РФ/ Ю.М. Москвитин – Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 22 (260). - С. 335.

14. Руденко, В. Н. «Социальное государство в России: конституционный принцип и практическая реализация»/ В.Н. Руденко – Текст : непосредственный// Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2017. - № 1.- С. 79–93.

Материалы судебной практики

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2012 г. N 23-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки Т.С. Чаплыгиной»//СПС Гарант.

16. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 ноября 2012 г. N 24-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в истолковании, приданном ее положениям в правоприменительной практике после вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П, в связи с жалобой гражданина Р. Инамова»//СПС Гарант.

17. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы»// СЗ РФ. - 2006. - N 22. - Ст. 2375.

1200 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.