Курсовая работа

Роль учителя начальных классов в формировании личности младшего школьника

  • 37 страниц
  • 19 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение….3

Глава 1. Теоретические аспекты развития личности детей младшего школьного возраста…5

1.1 Особенности развития личности детей младшего школьного возраста…5

1.2 Факторы формирования личности детей младшего школьного возраста….8

1.3. Роль учителя в развитии личности младшего школьника….10

2 Экспериментальное исследование влияния личности учителя на развитие личности младших школьников….17

2.1 Исследование уровня личностного развития в я-концепции младших учеников…17

2.2 Изучение структуры ценностных ориентация

учителей младших классов…26

Заключение….….….31

Список литературы….….33

Введение (выдержка)

Начинается школьная жизнь и у ребенка появляется новый значимый взрослый – учитель. Он объективно является для первоклассника воплощением всех новых норм и требований и лицом, контролирующим и оценивающим их выполнение. Учитель часто становится эталоном во всем. В этом возрасте происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную, которая требует от школьника рефлексии, самооценки своих действий. Учитель с его мнением и оценочным суждением является самым важным фактором развития личности ребенка, а отметка – это форма оценки изменений происходящих в нем .

Младший школьный возраст является таким периодом, в котором ребенок впитывает, накапливает и усваивает все то, что накопило для него человечество. С поступлением в школу у ребенка полностью меняется уклад жизни, режим и распорядок дня, складываются новые отношения с окружающими людьми, в том числе с учителем. Учитель начальной школы является посредником между детским миром и миром взрослых. Поэтому основная его задача - это воспитать развитую личность.

Теоретической базой написания работы стали труды педагогов таких как Б.Г. Ананьев, А.В. Захарова, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.И. Липкина, И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.; и зарубежных авторов У. Джемс, Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Бернс, К. Роджерс, Э. Эриксон и др

Целью исследования является изучение особенностей влияния учителя начальных классов на формирование и развитие личности младшего школьника.

Итак, объект нашего исследования – процесс формирования самооценки у младших школьников.

Предметом являются – приемы формирования самооценки у младших школьников учителем. Наша цель – выявить приемы формирования самооценки у младших школьников учителем.

Задачи:

1) Рассмотреть особенности и факторы развития личности детей младшего школьного возраста

2) Рассмотреть личностные и профессиональные качества личности учителя начальных классов;

3) Проанализировать влияние учителя начальных классов на развитие личности детей младшего школьного возраста.

4)Определить, какова роль учителя в процессе формирования самооценки у младших школьников,

5) Изучить опыт работы учителей по формированию самооценки у младших школьников.

В ходе исследования мы пользовались научными и научно-популярными книгами и статьями, созданными специалистами: психологами, педагогами и физиологами, а также учебными пособиями, методической и специальной литературой по теме

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение и список литературы

Основная часть (выдержка)

Глава 1. Теоретические аспекты развития личности детей младшего школьного возраста

1.1 Особенности развития личности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст является очень важным в плане личностного роста ребенка. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с взрослыми и детьми

Зачастую этот возраст приносит ребенку новые достижения. У ребенка младшего школьного возраста в содержание представлений о себе входит понимание своих качеств, возможностей. Накопленные данные о себе, своих возможностях дополняются соответствующим отношением к самому себе. Общаясь с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о себе самом. Именно в этом возрасте открываются большие возможности для воспитания у детей таких ценных личностных качеств, которые наряду с интеллектуальными способностями, знаниями, умениями и навыками определяют успехи детей в различных видах деятельности. Это - самооценка, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, самостоятельность, инициатива, стремление к признанию другими людьми. Младший школьный возраст является продолжением периода формирования личностных качеств человека.

Личность – это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения.

В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином индивид обозначают биологическую сущность человека, а термином личность – его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Однако было бы неверным представлять существование этих двух ипостасей в человеке в разрозненном виде, так как социальное начало в человеке не оторвано от биологического. Развитие личности – это сложный диалектический процесс взаимодействия внешнего (среда, воспитание), и внутреннего (самовоспитание, самоутверждение).

В плане умственного развития дети младшего школьного возраста имеют огромный потенциал. Личность ребенка проявляется через его общение не только со сверстниками, но и с учителем. Важно учитывать особенности развития личности младшего школьника. Ребенку предстоит решать новые задачи, находить выход из различных ситуаций, с которыми ранее он не сталкивался. Развитие личности и интеллекта в данном возрасте идет по нескольким этапам:

- усвоение и использование речи в качестве средства мышления;

- соединение и влияние видов мышления друг на друга;

- выделение, обособление и развитие подготовительной и исполнительной фаз.

Подготовительная фаза осуществляет анализ условий и выработку плана. На следующей, исполнительной, фазе происходит практика навыков. Очень важно именно в этом возрасте научить ребенка рассуждать вслух, объяснять свой ход мысли и приходить к результату. Именно такой подход дает самые высокие показатели развития в данном направлении.

Заключение (выдержка)

Проведенное нами исследование личностных свойств учителя как фактора развития личности младших школьников позволяет сделать следующие выводы:

1. Ощущение собственной эффективности как осознанная способность человеком преодолевать трудности в достижении поставленных целей является одним из ведущих компонентов Я-концепции личности.

2. В младшем школьном возрасте основным фактором влияния на формирование самоэффективности личности являются учебные и коммуникативные достижения, опыт наблюдения за сверстниками и взрослыми, оценочные высказывания значимых взрослых, физическое и эмоциональное состояние ученика. Учитывая это трудно переоценить роль учителя в формировании самоэффективности младших школьников.

3. Проведен сравнительный анализ структуры ценностных ориентаций учителей, которые по-разному влияют на развитие самоэффективности своих учеников в классах. Особенностями ценностных ориентаций учителей, способствующие формированию самоэффективности детей оказались:

- Большая виративнисть оценок значимых личностных качеств;

- Более согласованная структура системы ценностных ориентаций;

- Низкий уровень личностной тревожности.

4. На основе полученных экспериментальных данных можно считать доказанным факт наличия влияния личностных свойств учителя начальной школы на формирование самоэффективности учеников. Можно обобщить, что условиями развития чувства собственной эффективности младших школьников является не столько определенная иерархия ценностных ориентиров учителя, сколько степень развития и внутренней согласованности его личностной системы ценностей.

Осознанные, принятые и внутренне согласованные ценности, отсутствие интроектованих штампов, нереалистичных стандартов и

несовместимых стандартов позволяет учителю быть последовательным и уверенным в педагогической взаимодействия, что и способствует развитию позитивной Я-концепции.

Список литературы

Нормативные материалы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта 2019 г).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373, с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г).

Научные и учебно-методические издания

Учебники

3. Акимова, М.К. Психофизические особенности индивидуальности школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2016. – 160 с.

4. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология / М.:Педагогическое общество России, 2016.

5. Бездухов В.П., Мишина С.Е. Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя/ В. П. Бездухов, С. Е. Мишина. - Самара, 2017. - 132 с.

6. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие/ Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 288 с.

7. Кондратенко, Л. Умственные способности ребенка / Л. Кондратенко. – М .: Главник, 2017. – 112 с.

8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Сфера; Юрайт, 2018. – 464 с.

9. Приходько, Ю.А. Детская психология: очерки становления и развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.А. Приходько. – Изд. Второй, доп. – М .: Миллениум, 2017. – 192 с.

10. Психологическая диагностика интеллекта, мышления, креативности ребенка. / Сост. С. Максименко, Л. Кондратенко, А. Главник. – М .: Микрос-СВС, 2017. – 12 с.

+ еще 13 источников

900 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Дарья
Тема работы: М. М. Сперанский как теоретик государственного управления

Спасибо большое, с Вами приятно иметь дело) Извините, что лажанула

Юлия
Тема работы: авиационный английский язык

Спасибо, все хорошо.

Мила
Тема работы: Кадровая политика и аудит

работа зачтена и выполнена в соответствии с требованиями

Малая Елена
Тема работы: какие нормы закона не дают развиваться сфере культуры в россии

Спасибо большое!!!!

user745110
Тема работы: Современные методы психологической диагностики психосоматических заболеваний

Благодарю вас за помощь в написании курсовика!!! Удалось сдать, всё прошло гладко!!! Большое вам спасибо!!!! p.s. Если что, теперь знаю к кому обратиться!

Татьяна
Тема работы: Теоретические аспекты потребительского кредитования на туристские услуги

Спасибо что долго мучались со мной, и в итоге все исправили как надо.