Дипломная работа

«Контроль за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания»

  • 69 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ 8

1.1. Понятие, цели и виды контроля за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания 8

1.2. История развития законодательства России об осуществлении контроля за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания 15

2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 22

2.1.Судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания 22

2.2.Общественный ᅟконтроль ᅟза ᅟдеятельностью ᅟучреждений ᅟи ᅟорганов государства, ᅟисполняющих ᅟуголовные ᅟнаказания 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64

Введение

В ст. 2 Конституции Российской Федерации закреплена главная обязанность государства - по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. В современном мире это можно выполнить при условии строгого и неуклонного исполнения всеми субъектами права действующего законодательства, что возможно при наличии эффективной системы защиты законности. Законность необходима для обеспечения и реализации прав и свобод граждан, существования демократии, гражданского общества, построения эффективного механизма государственного управления.

В настоящее время проблемам соблюдения и исполнения законодательных предписаний уделяется достаточно много внимания, но, несмотря на это, обеспечение законности по-прежнему находится на низком уровне. А ведь состояние законности в стране во многом зависит от состояния законности в сфере исполнения уголовных наказаний. Так, в 2017 году в целях соблюдения конституционных прав граждан в местах принудительного содержания прокурорами проведено 48,1 тыс. проверок, выявлено 184,2 тыс. нарушений закона, внесено 23,4 тыс. представлений об их устранении, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 31,7 тыс. лиц. На незаконные правовые акты принесено 6 873 протеста. По постановлениям прокуроров возбуждено 1,5 тыс. производств об административных правонарушениях, с целью восстановления нарушенных прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, направлено в суд 1 319 исков .

Согласно административно-правовой теории, режим законности обеспечивается с помощью различных видов контроля: президентского, парламентского, органов исполнительной власти, судебного и прокурорского надзора. Благодаря контролирующей деятельности, субъекты системы государственного управления получают ответную информацию о фактическом положении дел, что позволяет регулировать процесс, оценивать работу, оперативно реагировать на нарушения законодательства и предотвращать негативные последствия.

Особый интерес представляет обеспечение режима законности в уголовно-исполнительной системе, так как данная сфера государственного управления является закрытой, замкнутой в себе системой, где объектом воздействия являются граждане, совершившие преступления, что может породить, и наверняка порождает, у лиц, наделенных властными полномочиями, ощущение вседозволенности управления.

Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена несколькими группами причин.

Прежде всего, следует отметить взаимосвязь и взаимообусловленность контроля и законности при исполнении наказаний. Одним из важнейших показателей эффективности деятельности органов, исполняющих наказания, является состояние законности в этих учреждениях. Однако до настоящего времени сотрудниками исправительных учреждений допускаются серьезные отклонения от правовых норм при решении вопросов, затрагивающих жизненные права и интересы осужденных .

Поэтому укрепление законности- целевая установка деятельности органов, исполняющих наказания. С этой целью в настоящее время создана и функционирует целая система органов, осуществляющих этот контроль.

Интерес рассматриваемой темы заключается также в многообразии субъектов контролирующей деятельности за учреждениями и органами, исполняющими наказания. Необходимость точного и единообразного исполнения законов в исправительном учреждении при многочисленности органов, контролирующих этот процесс, с особой остротой ставит вопрос о его правовом обеспечении.

К сожалению, острейшей проблемой в сфере исполнения уголовных наказаний остается прямое нарушение законности сотрудниками УИС. Изучение аналитических обзоров Федеральной службы исполнения наказаний России о состоянии законности в УИС свидетельствует, что наиболее часто среди должностных проступков встречаются нарушения законности, допущенных работниками, в основном значится непринятие своевременных мер в отношении осужденных, нарушающих порядок отбывания наказания или не исполняющих возложенные судом обязанности, а также неосуществление контроля за поведением условно осужденных. Кроме того, широко распространено такое должностное правонарушение, как передача осужденным запрещенных предметов (сотовых телефонов, алкоголя, наркотических препаратов) .

Фрагмент работы

Из вышеизложенного можно сказать о том, что целями контроля за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания, являются защита прав, свобод и законных интересов граждан в уголовно-исполнительной сфере; выявление, предотвращение правонарушений, их превенция, а также устранение негативных последствий; обеспечение неуклонного выполнения законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность этих органов;достижение эффективного функционирования, входящих в УИС учреждений и органов, исполняющих наказания.

УИК РФ регламентирует относительно самостоятельные виды контрольной деятельности: контроль федеральных органов государственной власти, судебный контроль, ведомственный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за соблюдением прав человека.

В научной литературе существует и иная классификация разновидностей контроля за деятельностью учреждений, исполняющих уголовные наказания. Так, С.М. Зубарев приводит следующую дифференциацию: контроль Президента РФ; контроль Парламента РФ; контроль Правительства РФ; контроль Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний РФ (ведомственный контроль); судебный контроль; контроль Уполномоченного по правам человека (правозащитный контроль); контроль Счетной Палаты РФи Министерства финансовРФ (финансовый контроль); прокурорский надзор .

По объему обследования контроль подразделяется на общий, когда осуществляется обследование целого комплекса вопросов деятельности учреждения УИС, и специальный, где проводится проверка деятельности подконтрольных объектов по определенному вопросу.

В зависимости от стадии проведения контроль может быть предварительным, текущим и последующим. «Целью первого являются предупреждение и профилактика правонарушений в уголовно-исполнительной системе; второго - выяснение состояния законности и дисциплины в учреждениях и органах, исполняющих наказания, вынесение оценки правильности совершаемых объектами контроля действий по исполнению наказаний; третьего - проверка реального исполнения соответствующих судебных решений (приговоров, постановлений и определений) по уголовным делам» .

Контроль подразделяется на внешний, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренний, когда контрольные органы входят в ведомственную систему.

В зависимости от характера субъектов, осуществляющих контроль, различают два основных его вида - государственный и общественный. Разновидностями государственного контроля за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания, являются контроль органов государственной власти, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.

С.А. Борсученкоотмечает, что «контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания осуществляют не только федеральные органы государственной власти, но и органы государственной власти субъектов РФ». В соответствии с этим на региональном уровне он выделяет контроль органов исполнительной власти, парламентский контроль, правозащитный контроль, осуществляемый уполномоченными по правам человека в субъектах РФ .

Общественный контроль также классифицируется на определенные виды: контроль общественных объединений, правозащитных организаций, средств массовой информации.

Из анализа статьи 38 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в качестве одного из видов контроляможно выделить международный контроль,

Заключение

Подводя общие итоги проведенного исследования, считаем возможным сделать некоторые выводы и обобщения.

Одним из важнейших показателей эффективности деятельности органов, исполняющих наказания, является состояние законности в этих учреждениях. Однако до настоящего времени сотрудниками исправительных учреждений допускаются серьезные отклонения от правовых норм при решении вопросов, затрагивающих жизненные права и интересы осужденных.

Поэтому укрепление законности- целевая установка деятельности органов, исполняющих наказания. С этой целью в настоящее время создана и функционирует целая система органов, осуществляющих этот контроль.

Контроль за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания можно определить как комплексную, целенаправленную деятельность, направленную на выявление и пресечение нарушений законодательства со стороны учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, является необходимым условием обеспечения реализации таких общеизвестных принципов, как законность, гуманизм, равенство осужденных перед уголовным и уголовно-исполнительным законом, справедливость применения мер поощрения и взыскания, средств исправления, соблюдение прав и законных интересов осужденных и других принципов

Целями контроля за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания, являются защита прав, свобод и законных интересов граждан в уголовно-исполнительной сфере; выявление, предотвращение правонарушений, их превенция, а также устранение негативных последствий; обеспечение неуклонного выполнения законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность этих органов; достижение эффективного функционирования, входящих в УИС учреждений и органов, исполняющих наказания.

УИК РФ регламентирует относительно самостоятельные виды контрольной деятельности: контроль федеральных органов государственной власти, судебный контроль, ведомственный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за соблюдением прав человека.

Контроль суда осуществляется в нескольких наиболее общественно значимых и актуальных сферах: 1) на различных стадиях уголовного судопроизводства; 2) за исполнением вынесенных приговоров и решений судов; 3) за соблюдением прав и свобод лиц, заключенных под стражу и отбывающих уголовные наказания; 4) судебная отмена незаконных решений государственных органов и должностных лиц.

Судебный контроль представляет собой деятельность судебной власти по проверке законности действий и решений всех ветвей государственной власти.

В процессе проведенного исследования были выявлены ряд проблем. Так, анализ, проведенный в работе показал, что необходимо расширять право лиц, находящихся в местах принудительной изоляции, на обращение в суд по поводу любых нарушений законности в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Следует усовершенствовать судебный порядок рассмотрения жалоб осужденных и иных лиц на действия персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

По мнению автора настоящей работы в целях повышения эффективности процесса исполнения (отбывания) наказания, а также контрольной деятельности суда в уголовно-исполнительной сфере, совершенствования его механизма необходимо введение должности специализированного (пенитенциарного) судьи. К компетенции пенитенциарного суда может быть отнесено рассмотрение обращений как осужденных к лишению свободы, так и лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества.

Кроме того, пенитенциарный судья мог бы рассматривать заявления, обращения сотрудников пенитенциарных учреждений, связанные, например, с трудовыми, жилищными и другими отношениями. В пенитенциарные суды обращались бы и потерпевшие от преступлений по вопросам о возмещении ущерба осужденными в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, пенитенциарный судья мог бы разрешать любые правовые споры по вопросам законности, обеспечения прав осужденных и иных лиц, как связанных, так и не связанных с исполнением уголовных наказаний.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Выделение этого надзора в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны.

Основнополагающая цель прокурорской проверки - это насколько правильно и следуя букве закона, администрацией учреждения, обеспечивается изоляция обвиняемых, задержанных, осужденных, и проводится соответствующая работа по предотвращению совершению правонарушений в местах содержания под стражей. В ходе осуществления надзора за исполнением законов организациями, исполняющими назначенные судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, прокурор обладает полномочиями, которые строго регламентированы федеральными

Список литературы

Нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», раздел «Законодательство» (дата обращения: 11.12.2018).

2. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 N 5473-1 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», раздел «Законодательство» (дата обращения: 11.01.2019).

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», раздел «Законодательство» (дата обращения: 11.01.2019).

4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 1. - Ст. 1.

5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-«О прокуратуре Российской Федерации»// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. - № 8. - Ст. 366.

6. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 24. - Ст. 2789.

7. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 19. - Ст. 2060.

8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 января 2014 г. N 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», раздел «Отраслевое законодательство России» (дата обращения: 11.01.2019).

Акты высших судебных органов

9. Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2014 г. N 111-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ресина Андрея Игоревича на нарушение его конституционных прав статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», раздел «Судебная практика» (дата обращения: 11.01.2019).

Нормативные правовые акты, утратившие силу

10. Закон СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан» от 2 ноября 1989 г. № 719-1[Текст] // Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 22. Ст. 416.

+ еще 39 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Контроль за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 69
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика