Курсовая работа

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

  • 49 страниц
  • 29 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ….5

1.1.Понятие «навыки самообслуживания» в педагогике и дефектологии….9

1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения….17

1.3. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения….19

Выводы по первой главе….20

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ….21

2.1. Программа экспериментальнойработы….23

2.2. Результат констатирующего эксперимента….26

2.3. Рекомендации для родителей по развитию навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения….29

Выводы по второй главе …31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….37

ПРИЛОЖЕНИЯ….40

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Формирование навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением зрения имеет большое значение в развитии их познавательной деятельности, а значит и в их психическом развитии. Кроме того, своевременное развитие навыков самообслуживания позволяет детям с нарушением зрения чувствовать себя более уверенно, формирует такие черты как самостоятельность и аккуратность, а также помогает успешной социализации и адаптации детей.

Для любого ребенка процесс овладения навыками самообслуживания очень важен, но у детей имеющих ограниченные возможности здоровья, он происходит по своим законам и имеет определенные особенности. Вследствие неправильной работы зрительного анализатора, у дошкольников с нарушением зрения формирование навыков самообслуживания значительно затрудняется.

С каждым годом количество детей имеющих патологию органов зрения увеличивается, этому способствуют как эндогенные факторы (инфекционные и воспалительные болезни матери, генетические заболевания, эндокринные заболевания), так и экзогенные(травмы глаз, глубокая недоношенность, перинатальные травмы, действие химических и токсических препаратов). Всё чаще расстройство работы зрительного анализатора фиксируется у детей дошкольного возраста, именно тогда, когда формируются все основные навыки и умения, в том числе и навыки самообслуживания.

В разное время изучением особенностей формирования навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения занимались такие ученые как Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Л.А. Лысенко, Н.Е. Веракса.

Н.Е. Веракса, Н.А. Васильева отмечают, что самообслуживание включает в себя сформированность таких навыков как навыки, приёма пищи, раздевания и одевания, санитарно-гигиенических навыков. Формирование у детей навыков необходимых для удовлетворение повседневных личных потребностей позволяет им значительно легче адаптироваться в современном обществе.

Знание принципов и особенностей формирования этих навыков у детей с нарушением зрения позволяет правильно строить коррекционно-развивающую работу. Что в свою очередь будет решать такие задачи как: формирование представлений об окружающем мире, развитие речи, развитие сенсорного восприятие, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, а также развитие способностивыполнения действий по образцу и возможности выполнения словесных инструкций. Что в будущем станет залогомуспешного формирования игровой и трудовой деятельности.

На сегодняшний день вопрос особенностей формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения изучен недостаточно и требует более глубокого рассмотрения и изучения.

Цель: изучить особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением зрения.

Объект: навыки самообслуживания у дошкольников с нарушением зрения.

Предмет: особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением зрения.

Гипотезамы предполагаем, что у дошкольников с нарушением зрения имеются проблемы с овладением такими навыками самообслуживания как:

- овладение санитарно-гигиеническими умениями;

- приёмами одевания и раздевания;

- навыками приема пищи.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выделить особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением зрения и изучить их.

3. Подобратьдиагностические методики по проблеме исследования.

Методы исследования:

-теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);

-эмпирические (наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент);

-биографические(изучение документации; анализ анамнестических данных);

-статистические (качественный и количественный анализ полученных результатов).

Теоретико-методологическая основа исследования:

-концепция Л.С. Выготского о соотношении первичного и вторичного нарушений;

-учение о структуре дефекта Л.С.Выготского;

-онтогенетическая теория Л.С.Выготского;

- теоретические аспекты компенсации слепоты М.И.Земцовой.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы в методических пособиях, адресованных специалистам, работающим с детьми с нарушением зрения, в практической работе дефектолога, воспитателей, родителей.

Структура работы: курсовая работа состоит из содержания,введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

1.1 Понятие «навыки самообслуживания» в педагогике и дефектологии

В дошкольном возрасте актуальной задачей является формирование навыков самообслуживания. Решение этой задачи осуществляется в рамках трудового воспитания детей. Именно в труде ребенок овладевает различными навыками и умениями. Трудовому воспитанию и формированию самостоятельности у ребенка посвящено большое количество трудов, таких отечественных ученых как Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. Трудовое воспитание всегда находилось в центре внимания педагогов, решением этой задачи занимались Г.Н. Година, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, С.А. Козлова. Много работ, посвященных развитию самостоятельности как у детей с нормативным развитием, так и у детей имеющих особые образовательные потребности создано зарубежным ученым М. Монтессори.

В широком смысле понятие «самообслуживание» определяется как взаимодействие личности с окружающим миром, которое не ограничивается только накоплением чувственных представлений о действительности и обогащением жизненного опыта, но и включает в себя овладение навыками и умениями, необходимыми в самостоятельной жизни.

В психолого-педагогической литературе понятие самообслуживание трактуется как вид трудовой деятельности ребенка направленный на самого себя, играющий важную роль в становлении самостоятельности. При этом в процессе формирования этого вида трудовой деятельности ребенок приобретает определенные навыки и умения.

Понятие «навык» рассматривается как автоматизированный компонент деятельности, сформировавшийся путем многократных повторений действий и не требующий постоянного контроля.

Таким образом, понятие «навыки самообслуживания» можно рассматривать как группу специфических автоматизированных умений ребенка, направленных на удовлетворение своих повседневных личных потребностей. Физиологической основой навыков самообслуживания является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

По определению Н.Е.Веракса, М.А. Васильевой к навыкам самообслуживания относятся такие навыки как: навык одевания и раздевания; навык опрятности; навыки приёма пищи. Владение навыками самообслуживания, положительно влияет, прежде всего, на самого ребенка, позволяя ему успешно адаптироваться и социализироваться в обществе. Кроме того, по утверждению Р.С. Буре овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к самостоятельности. Способность ребенка самостоятельно удовлетворять свои потребности, позволяет ему чувствовать свою независимость, формирует такие черты как, целеустремленность, самостоятельность, развивает волевые качества ребенка, так как часто у детей формирование навыков самообслуживания связано с определенными трудностями, которые ребенку приходится преодолевать.

Г.Н. Година, Р.С.Буре отмечают что, обучение детей навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи их представлений и знаний об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также выполнение действий по словесной инструкции и по подражанию, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Сам процесс обучения навыкам самообслуживания позволяет развивать познавательную деятельность ребенка и его психику в целом.

Самостоятельность в самообслуживании является еще одной целью трудового воспитания ребенка. Для того чтобы этого достичь необходимо довести приобретенные навыки до автоматизма. Дошкольник должен не только владеть навыками самообслуживания, но и должен применять их на практике без напоминания взрослого. Не только уметь одевать одежду, но и уметь самостоятельно следить за ее опрятностью, не только уметь самостоятельно есть, но и правильно пользоваться столовыми приборами, без напоминания мыть руки, приходя с улицы и т.д. Привычка к самостоятельному самообслуживанию дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение режимных моментов, освободив его для другой деятельности.

Безусловно, владение навыками самообслуживания имеет огромное значение для любого ребенка, но у детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование этих навыков становится одной из приоритетных задач, так как является залогом успешной адаптации и интеграции в общество «особого» ребенка. Учитывая, что социальное благополучие человека во многом зависит от того на сколько он адаптирован к окружающей действительности, можно говорить о том, что ребенок с особыми возможностями здоровья, который в состоянии самостоятельно удовлетворять свои ежедневные основные потребности будет намного комфортнее ощущать себя в социуме, иметь более высокую самооценку и независимость от окружающих.

Дети с особыми образовательными потребностями - это дети, которые нуждаются в получение специальной (коррекционной) помощи и создании специальных условий обучения и воспитания. Одной из конечных целей коррекционной педагогики является формирование самостоятельной и независимой личности.

Для достижения поставленной цели, следует как можно раньше начинать формирование у детей социально-бытовых навыков.

И.В.Логинова, Л.В.Куцакова, изучая формирование социально-бытовых навыков выделили:

1. Навыки по уходу за собой (одевание, раздевание, умывание, расчесывание, пользование туалетом).

2. Навыки приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки, пользоваться салфеткой, соблюдать элементарные правила поведения за столом).

3. Навыки элементарных движений.

4. Навыки ручного труда.

5. Навыки ухода за помещением.

И.М. Багажникова рассматривает навыки самообслуживания как социальное умение. Умение самостоятельно себя обслуживать, значительно улучшает качество жизни «особых детей».

С.М. Хорош связывает уровень развития ребенка с условиями социальной среды и условиями его воспитания, которые влияют на формирование новых психических образований и навыков. Большую роль в воспитании самостоятельности имеет семья ребенка. В зависимости от отношения семьи к дефекту, имеющемуся у ребенка, навыки самообслуживания либо развиваются, либо нет.

Вследствие искажения родительской позиции в сторону гиперопеки по утверждению Е.М. Мастюковой ребенок становится совершенно беспомощным, неприспособленным к жизни, так как у него не возникает необходимости удовлетворять свои потребности самостоятельно, эту функцию выполняют родители. При авторитарном типе воспитания, родители не принимают дефект ребенка и предъявляют ему такие же требования как к здоровому, не учитывая его особые образовательные потребности. В следствии того, что ребенок не может справиться с предъявляемыми требованиями из-за своих психофизических особенностей, происходит отягощение дефекта и не формируется мотивация, необходимая для овладения навыками и умениями.

По мнению Т.В. Лозы игнорирование аномального развития ребенка приводит к тому что ребенок не получает должного воспитания и обучения. Без коррекционно- развивающей работы, развитие навыков будет замедленно. Хотя ребенок в процессе приспособления к окружающей среде и может овладеть некоторыми навыками и умениями, но его знания будут фрагментарны и поверхностны.

Принятие «особого» ребенка, адекватное отношение к его дефекту, позволяет психике ребенка развиваться гармонично и успешно овладевать навыками самообслуживания.

Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд особенностей.

Е.В. Морожина в своей работе утверждает, что навыки самообслуживания у детей с психофизическими нарушениями не могут формироваться произвольно. Таким умениям детей необходимо специально обучать, учитывая обусловленные дефектом особенности развития. Снижение психических функций (внимания, памяти, воображения, мышления), двигательной функции нарушение координации, сенсорного контроля, мелкой моторики, восприятия у детей с аномальным развитием значительно осложняют процесс овладения навыками и умениями. Кроме того, в следствии, нарушения поступления и переработки информации, этот процесс часто растянут во времени.

Начиная работу по формированию социально-бытовых навыков, в частности, навыков самообслуживания, специалисты учитывают, прежде всего, два основных фактора: особенности развития ребенка (то на каком уровне психического и физического развития он находится) и возраст ребенка. С каждым ребенком коррекционная работа, направленная на формирование навыков самообслуживания, строится индивидуально с соблюдением таких принципов как: последовательность, комплексность, систематичность.

По утверждению М.В. Жигоревой, конечной целью коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими аномальное развитие, является привитие навыков самообслуживания, формирование привычки заботится о себе и о своём здоровье.

Для эффективного решения задачи развития самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья необходима слаженная, системная, работа семьи, ребенка, педагога. Создание специальной образовательной программы, адекватное отношение семьи к особенностям развития ребенка. Благоприятный настрой и уровень сохранности функции у ребенка, позволяют успешно формировать навыки самообслуживания.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей

с нарушением зрения

Зрение – это уникальный, физиологический процесс, позволяющий воспринимать информацию о окружающем мире путем трансформации энергии внешнего раздражителя в нервные импульсы с помощью органов зрения. Орган зрения – глаз, является анатомически и физиологически самым сложным органом человеческого организма, тесно связанным с головным мозгом.

По разным данным человек от 65% до 90% информации воспринимает с помощью зрения. Но, несмотря на всю сложность и уникальность зрительного восприятия, зрительная система является одной из наиболее хрупких систем организма человека.

По данным всемирной организации здравоохранения на ноябрь 2018 года около 1,3 млрд. человек в мире живут с той или иной формой нарушения зрения. Ежегодно по данным министерства здравоохранения РФ регистрируется около 1,5 миллионов нарушений зрения у детей от 0 до 15 лет.

Принято выделять следующие две группы причин приводящих к патологии зрения:

1. Врожденные нарушения - это нарушения, возникшие во время внутриутробного (перинатального) периода или первую неделю после родов к ним относятся инфекционные заболевания матери и плода, генетические мутации, неблагоприятные физические и химические факторы, влиявшие во время беременности на плод, гипоксия плода, родовая травма, недоношенность, гемолитическая болезнь новорожденных, аномалии формирования, как органов зрения, так и структур головного мозга.

2. Приобретенные нарушения – это нарушения, возникшие в постнатальный период. Чаще всего эти нарушения возникают в результате травм как самого глаза, так и травм головного или спинного мозга, кроме того к поражению зрительной системы могут приводить инфекционные и соматические заболевания ребенка.

В настоящее время проблемы со зрением у детей, возникают из-за банального пренебрежения правилами гигиены зрения.

В зависимости от степени снижения зрения на лучшем видящем глазу при использовании очков выделяют:

1. Слепых детей - это дети с полным отсутствием зрительных ощущений (тотально слепых), либо имеющие остаточное зрение 0,04 д на лучше видящем глазу способны к счету пальцев у лица, либо сохранившие способность к светоощущению (зрительные восприятие на уровне отличия света и тени), а также дети имеющие сужение полей зрения до 10-15%.

2. Слабовидящих детей - дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 д. К этой категории так же относятся дети с отклонением других зрительных функций таких как бинокулярное зрение, нарушение цвето-и световосприятия.

Главным отличием слабовидящих от слепых детей, является способность воспринимать информацию об окружающем мире с помощью зрительного анализатора, который можно использовать в учебной деятельности в качестве ведущего.

3. Дети с косоглазием и амблиопией (форма понижения зрения не имеющая видимой анатомической и рефракционной основы). Амблиопия имеет принципиальное отличие от других форм нарушения зрения, так как является обратимым состоянием, и может быть скорректирована в ходе постоянных тренировок и специальных методов лечения.

По времени наступления нарушения зрения выделяют:

- Слепорожденных – дети, рожденные с тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до 3-х лет, они не имеют зрительных представлений. Психическое развитие таких детей происходит без участия зрительного восприятия;

- Ослепших – дети, потерявшие зрение после 3-х лет. Зрительные представления сформированы, но без постоянного словесного подкрепления образы быстро стираются.

В.З. Денискина предлагает классификацию в соответствии с состоянием зрительных функций:

1. Слепые дети острота зрения от 0% до 4% на лучше видящем глазу, с коррекцией очкам.

2. Слабовидящие дети с остротой зрения от 5% до 40% на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

3. Дети с пониженным зрением или имеющие пограничное состояние между слабовидением и нормой острота зрения у них составляет до 80% на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

В зависимости от степени сохранности зрительного анализатора, времени наступления дефекта происходит развитие психики.

Отклонения в психофизическом развитии детей имеющих зрительный дефект зависит от структуры зрительного дефекта, времени наступления дефекта, медицинской, психолого-педагогической помощи и социокультурных условий в которых находится ребенок. Поскольку развитие психики происходит в условиях зрительной и часто социальной депривации, имеется ряд особенностей, знание этих особенностей позволяет грамотно организовывать психолого-педагогическую и коррекционную работу.

Восприятие.

В результате поражения зрительного анализатора восприятие детей характеризуется фрагментарностью и не сформированностью целостного образа предмета. У слабовидящих детей ослабленно зрительное восприятие, у детей с полным отсутствием зрительных ощущений отсутствует совсем.

Наблюдаются трудности опознания рисунков или предметов, возникает замедленность образов, неточность зрительного восприятия, детали изображения пропускаются.

Из-за того, что ребенок не воспринимает отдельные элементы или воспринимает их неточно формируется искаженное видение окружающего мира. Фрагментарность восприятия нарушает формирование пространственных представлений. Восприятие формы, у детей с остаточным зрением вызывает сложности и зависит от того как сформированы такие свойства зрительного анализатора как: световосприятие, бинокулярное зрение, разрешающая способность зрения. Вследствие сужения полей зрения и снижения остроты зрения нарушается восприятие величины предмета. У большинства детей ослабленно цветовосприятие, особенно восприятие красного, синего и зеленого цветов. Также отмечается слабая дифференцировка степени контрастности.

Одним из важнейших видов восприятия является слуховое, так как участвует в компенсации зрительных дефектов. В целом процесс слухового восприятия развивается у детей с нарушениями зрения по тем же законам что и у нормально видящих детей. Но так как детям с нарушением зрения приходится постоянно ориентироваться на слуховые ощущения, повышается абсолютная и различительная способность слуха. Музыкальный слух у слепых детей отличается более тонкой дифференцировкой звука. Ю.М Гохвельд отмечал у детей с нарушением зрения более стойкое слуховое внимание и хорошую слуховую память.

В случае снижения слуха у детей со зрительными нарушениями, они начинают использовать осязание как основной метод познания окружающего мира. Осязательная чувствительность у таких детей как правило снижена, моторика пальцев и кистей рук слаборазвита. Так как в процессе обучения слепым детям приходится часто использовать тактильную чувствительность, она активно развивается и становится одним и основных средств познания. Дети используют осязания для определения величины, расстояния, определения пространственных свойств предметов, физических свойств, температуру и др.

М.И. Земцова, М.В. Воронина, Ю.А. Кулагина утверждали, что осязание является средством компенсации, как слабовидения, так и слепоты. В процессе учебной и трудовой деятельности, происходит накопление осязательного опыта, что приводит к повышению тактильной чувствительности. Наиболее сильно чувствительность повышена у детей на кончиках пальцев, связано это с обучением чтению шрифта Брайля.

Представления.

Представления формируются благодаря слаженной работе анализаторов. В связи с недостаточностью чувственного опыта и образов памяти, зрительные представления детей с глубокими нарушениями зрения характеризуются нечеткостью, бедностью, фрагментарностью. Искаженность зрительного восприятия предмета приводит к неправильному формированию зрительных представлений об окружающей действительности. Для слабовидящих детей характерно замедление темпа формирования зрительных представлений, их схематизм и вербализм.

Слуховые представления формируются также как у лиц с нормальным зрением, на основе слухового восприятия воспроизведения и продуктивного воображения.

Для слепых детей большое значение имеет обонятельные представления. Обоняние позволяет ребенку более четко формировать образ предмета или явления. Например, образ цветка розы, у слепого ребенка будет формироваться на основе тактильного ощущения и обоняния. При этом, обонятельные представления необходимы не только для познания окружающего мира но и для безопасной жизнедеятельности ребенка с нарушением зрения. Поэтому обонятельные ощущения в памяти фиксируются гораздо ярче и сильнее у детей с дефектом зрения нежели чем у детей нормально видящих, которые в первую очередь могут опираться на зрительные ощущения. Кроме того отмечается очень высокая обонятельная чувствительность у слепых и слабовидящих детей. Дети по запаху определяют знакомого человека, выбирать различные продукты и вещи и даже остановки общественного транспорта, различают химические и ядовитые вещества. Поэтому необходимо беречь и развивать обоняние у детей, имеющих зрительный дефект.

Формирование представлений у слабовидящих и слепых детей зависит от чувственного опыта, объёма и глубины мышления, наблюдательности.

Внимание.

У детей с нарушением зрения особенно хорошо развито слуховое, зрительное и моторное непроизвольное внимание. У незрячих детей непроизвольное внимание возможно только с опорой на слуховое и осязательное внимание. Слабовидящие дети могут так же опираться на зрительное внимание, используя остаточное зрение. У слабовидящих детей зрительное внимание неустойчивое из-за быстрого переутомления зрительного анализатора. У незрячих детей зрительное внимание отсутствует.

Память.

Развитие памяти слепых и слабовидящих происходит по тем же законам что и у нормально видящих. У детей преобладает наглядно-образный вид памяти, формирующийся на основе сенсорного восприятия. Позднее формируется словесно-логическая память. Для формирования различных навыков (самообслуживания, элементарных движений, письма), основную роль играет двигательная память.

Память детей с дефектом зрения характеризуется низкой продуктивностью, трудностью запоминания наглядного материала. Это связано с недостаточной полнотой, стойкостью и четкостью, низким уровнем обобщенности представлений и с тем, что дети плохо дифференцируют первичные и второстепенные признаки предмета. При этом долговременная память детей со зрительными нарушениями отличается длительной сохранностью материала. В долговременную память переходит только та информация, которая имеет наибольшее значение для жизни.

Мышление.

Мышление в своём развитии опирается на сохранность мозговых функций и скорости овладения речи. У детей с нарушением зрения мышление достигает высокого уровня.

В результате нарушения зрительного восприятия и ограничения наглядно-действенного опыта для незрячих и слабовидящих детей характерны трудности установления смысловых связей между объектами, классификация предметов затруднена. Часто замедлены процессы анализа, сравнения и обобщения. Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление развито недостаточно. Как следствие конкретно-понятийное мышление развивается своеобразно, отмечаются трудности решения математических задач.

Воображение.

В связи с сужением чувственного познания у лиц с глубоким зрительным дефектом нарушается реконструкция образов воображения. Для развития воображения, необходимо раннее и всестороннее развитие восприятия, а также развитие мышления, памяти, речи, компенсирующих недостаток чувственного отражения. При правильной организованной коррекционной работе направленной на развитие воображения у слепых и слабовидящих детей, воображение участвует в компенсации зрительного дефекта и становлении личности.

Речь.

Отличие речи слабовидящих и слепых детей, от речи детей нормально видящих проявляется в отставании формирования речевых навыков, запаздывании накопления языковых средств. Отсутствует контроль за языковыми и неязыковыми средствами общения из-за выпадения зрительной функции. Отмечается:

- ограниченный словарный запас;

- косноязычие в виде ротоцизма, сигматизма, ламбдацизма;

- расхождение активного и пассивного словаря;

- неправильное употребление слов;

- вербальные парафазии (замена в речи одного слова другим, причем эти слова находятся в одном ассоциативном поле);

- дети редко используют слова обозначающие действия.

Развитие речи и фонематического слуха происходит в процессе освоения словарного запаса, приобретения сенсорного опыта и усвоения грамматического строя родного языка. Смысловое значение слова зависит от слаженной работы анализаторов, и формируется на основе работы рече- двигательного аппарата и фонематического слуха. Речь имеет большое значение в компенсации зрительных нарушений, позволяя уточнять признаки и свойства предметов и явлений, понятийный смысл в ходе усвоения понятий. Способствует успешной коммуникации детей в коллективе, готовит детей к учебной и трудовой деятельности. Вследствие недоразвития речи, отмечается формализм усвоения знаний и невозможность применения их на практике.

Особенность формирования эмоций и невербальных средств коммуникации.

Особую роль в коммуникациях слепых и слабовидящих играют невербальные средства общения. Нарушение зрения ведет к потере основного канала поступления информации, которая характеризует собеседника и затрудняет обратную связь с ним, и в целом акт общения.

В зависимости от времени наступления дефекта и его выраженности выразительные движения, включая мимику, будут ослаблены, за исключением оборонительных движений, связанных с переживанием страха.

Мимика незрячих детей вялая, обедненная, маловыразительная вплоть до амимии. У детей со зрительными нарушениями наряду с неадекватными проявлениями эмоций отмечаются навязчивые движения. У детей с остаточным зрением определение восприятие мимики, жестов и поз происходит замедленно.

Глубокие нарушения зрения не позволяют ребенку по словесной инструкции выполнить простые мимические действия поднять брови, нахмурится, надуть щеки. Они не знают, как выразить с помощью жестов согласие или несогласие.

Зрительные нарушения видоизменяют эмоциональные переживания, могут усиливать или снижать степень как положительных, так и отрицательных эмоций. Особенно сильно переживается время потеря или резкого ухудшения зрения. Потеря зрения является сильным стрессовым состоянием, вследствие которого наступают нарушения в психосоматическом состоянии, отказ от любого вида деятельности, общения с окружающими, снижение уровня самооценки. Но в процессе адаптации и коррекции дефекта, дети научаются самостоятельно управлять своим поведением и настроением.

Особенности движений.

Дети незрячие от рождения с трудом овладевают двигательными навыками по сравнению с нормально видящими. Позже начинают держать голову, сидеть, позднее формируется комплекс оживления, большинство детей не овладевают ползанием или этот этап развития двигательных навыков плохо формируется. Так же с трудом слепые дети овладевают ходьбой. Из-за плохой пространственной ориентировки и невозможности зрительного контроля, у детей со зрительным дефектом нарушена координация движений. Мелкая моторика пальцев слаборазвита. Объем и скорость движений снижена. При своевременной коррекционной помощи, дети, имеющие зрительный дефект, достигают больших успехов в развитии своих двигательных возможностей.

1.3.Особенности формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Нарушение работы зрительного анализатора приводит к негативным последствиям развития психики ребенка, появляются отклонения во всех видах познавательной деятельности. Что отражается в изменении качества получаемой информации и снижении её количества.

У слабовидящих и слепых детей отмечаются снижение точности и скорости движений, их интенсивности, а также нарушения в пространственной ориентировке.

По мнению Л.И Плаксиной, дети имеющие нарушения зрительной функции сложнее осваивают предметные действия, требующие зрительного контроля, так же она отмечает, что по причине фрагментарности и замедленности зрительно-пространственной ориентировки имеет место общая обедненность пространственных представлений и снижение уровня чувственного опыта. У таких детей с трудом происходит освоение предметного мира и овладение предметно-практическими навыками. Что в свою очередь оказывает влияние на овладение детьми с нарушением зрения навыками самообслуживания.

Нормально развивающийся ребенок в возрасте одного года может выполнять элементарные действия, направленные на обслуживание самого себя, копируя действия взрослых, которые являются для ребенка ориентиром. Развитие и закрепление навыков происходит при непосредственном участии взрослого, который обучает ребенка контролировать и оценивать свои действия, ориентироваться на образец, а так же указывает на ошибки или положительно оценивает правильно выполненное действие.

Формирование самостоятельности у дошкольников с нарушением зрения является одним из важнейших направлений коррекционной работы. В процессе её осуществления решаются следующие задачи:

- определение уровня развития навыка;

- определение зоны ближайшего развития;

- разработка системы контроля;

- регулярная отработка навыка;

- создание положительного эмоционального отношения к навыку;

- демонстрация педагогом, для детей с остаточным зрением, действия и его комментирование;

- совместное действие педагога с ребенком;

- выполнение действия ребенком по образцу;

-самостоятельное выполнение действия ребенком.

Также для успешного формирования бытовых навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения необходимо выполнять такие условия как:

1. создание привлекательной, удобной, безопасной образовательной среды, соответствующей санитарным требованиям, предъявляемым к помещениям в которых обучаются и воспитываются дети с нарушением зрения.

2. Разделение осваиваемых действий, следующих в строго определённом порядке, на ряд операций.

3. Многократные упражнения для детей в действиях с выделением способа и порядка их выделения (при этом порядок неизменный, а формы разные).

4. Построение работы исходя из индивидуальных особенностей и уровня его развития.

5. Активная помощь ребенку на начальном этапе взрослого (взрослый фактически выполняет действие руками ребенка).

6. Строгое исполнение взрослым, который является образцом для подражания, культурно-гигиенических требований.

7. Вследствие ограничения зрительного контроля ребенком, осуществление контроля взрослым.

Методика проведения режимных моментов включает следующие приемы:

1. Создание у детей предварительной установки на определенны процесс.

2. Осуществление процесса формирования навыков самообслуживания происходит в спокойной обстановке без суеты. Воспитатель спокойно, неторопливо называет все предметы и действия.

3. Воспитатель должен формировать у ребенка веру в то что всё получится, радоваться каждому новому достижению ребенка и поощрять его.

4. Если ребенок научился выполнять какое то действие, воспитатель должен предоставить возможность ребенку выполнять его самому и только контролировать процесс.

5. Недопустимо проявлять по отношению к ребенку насильственные действия (насильно кормить, насильно мыть руки и др.).

6. Следует постоянно закреплять последовательность действий самообслуживания для формирования навыка.

Коррекционная работа основывается на принципах поэтапности. Помощь взрослого уменьшается по мере овладения навыком от выполнения действия руками ребенка, к жесту, затем к словесной инструкции.

Л.И Сонцева, В.З. Денискина отмечают, недостаточность развития предметно -практических действий у слепых и слабовидящих дошкольников, из-за нарушения взаимосвязи моторных движений руки и глаза и анализирующих действий. Диспропорциональность в самооценке и оценке достигнутых результатов также является еще одной особенностью развития ребенка с нарушением зрения. Для детей дошкольного возраста двигательное подражание становится невозможным, так как нарушена работа зрительного анализатора.

Проведенные исследования показали, что у детей с косоглазием и амблиопией нарушены кинестетические ощущения.

Л.Б. Осипова утверждает, что из-за усиленного зрительного контроля за движениями наступает быстрая утомляемость. Отмечается скованность движений, нарушение мелкой моторики пальцев рук, слабое развитие осязательной чувствительности, нарушение координации движений, нарушение согласованной работы рук, диффузный характер движений.

Зрительно-моторная координация, зрительно-пространственная и оптико-кинетическая организация движений слабо сформированы. Отсутствует зрительный контроль и анализ за собственными действиями. Все эти особенности в психофизическом развитии ребенка приводят к определенным трудностям формирования навыков самообслуживания. Большую роль на формирование навыков самообслуживания влияет возраст ребенка.

Младший дошкольный возраст считают наиболее важным для обучения детей самообслуживанию. Именно в этот период происходит наиболее легкое усвоение действий и навыки формируются гораздо быстрее. Со временем происходит расширение и закрепление навыков самообслуживания. Для детей раннего возраста самообслуживание является основным видом труда. Осваивая приемы ухода за собой, маленький ребенок чувствует свою самостоятельность и меньшую зависимость от взрослого. Взрослые, в частности члены семьи ребенка имеющего зрительный дефект, играют одну из главных ролей в процессе обучения ребенка самообслуживанию. Однако, часто наблюдается искажение родительской позиции как в сторону гиперопеки, так и в сторону непринятия дефекта ребенка. Что в свою очередь приводит к задержке формирования навыков.

В результате исследовании проведенных Л.Н.Лосевой, дети четырех, пяти лет с нарушением зрения, затрачивают значительно больше времени на отработку навыков самообслуживания, чем их нормально видящие сверстники. Кроме того отмечается большее количество ошибок при выполнении действий. Это объясняется плохим зрительным анализом и снижением контроля собственных действий.

Как известно у детей с нарушением зрения навыки самообслуживания самостоятельно не формируются. Поэтому необходимо проводить с малышом коррекционную работу, направленную на их формирование. Необходим постоянный контроль за выполнением действий со стороны взрослого, так как у ребенка с нарушением зрения помимо нарушений, связанных с наличием дефекта отмечается снижение мотивации и потребности в самостоятельности.

Заключение (выдержка)

Целью нашей работы было изучение формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением зрения.

В первой части работы мы рассмотрели понятие «навыки самообслуживания» в педагогике и дефектологии; психолого- педагогическую характеристику детей с нарушением зрения; особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением зрения.

Изучив психолого-педагогическую литературу по первой главе, а также выделив и рассмотрев особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников, мы пришли к следующим выводам:

- формирование навыков самообслуживания являются приоритетной задачей, и в педагогике, и в дефектологии, так как позволяют воспитывать самостоятельную уверенную в себе личность.

- Навыки самообслуживания у детей с нарушенным развитием самостоятельно не формируются.

- Коррекционная работа, направленная на воспитание самообслуживания строится с учетом особенностей развития психики детей имеющих дефект.

- На развитие психики ребенка имеющего нарушение зрения, оказывают влияние такие факторы, как время наступления дефекта, уровень сохранности зрительного, анализатора, социокультурные условия в которых находится ребенок, своевременности психолого-педагогической помощи.

- Основные психические функции развиваются по принципам характерным для зрительного дефекта, но имеют ряд особенностей зависящих от уровня сохранности зрительного анализатора.

- В связи со зрительной депривацией, отмечается угнетение всех основных психических функций, что проявляется в снижении познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы;

- Дошкольный возраст является сенситивным для формирования навыков самообслуживания.

- Для формирования навыков самообслуживания следует использовать специальные методики разработанных для воспитания детей имеющих зрительные нарушения.

- Навыки самообслуживания формируются только под влиянием специальной коррекционной помощи и чем раньше эта помощь предоставлена, тем успешнее будет итог.

-Коррекционная работа проводится с соблюдением определенных принципов и правил (принцип индивидуальности, поэтапности, регулярности, единства требований, системности), создании комфортной среды для детей имеющих зрительный дефект и т.д.

- Ребенку, имеющему зрительный дефект,необходим постоянный контроль со стороны взрослого.

- В основе коррекционной помощи лежит слаженная работа педагога, ребенка и родителей.

В целом проанализировав теоретическую часть работы мы предположили, что у дошкольники с нарушением зрения имеются трудности с овладением навыками самообслуживания в частности приёмами одевания и раздевания, приёма пищи и санитарно-гигиеническими умениями.

В экспериментальной части работы нами были подобраны методики, для определения путем констатирующего эксперимента, позволяющие определить уровень сформированности навыков самообслуживания.

Эксперимент проводился в группе детей 3-4 лет являющихся слабовидящими. Было установлено, что навыки самообслуживания находятся на среднем(нижняя граница) и низком уровне сформированности то есть большинство детей либо не владеют совсем навыками и умениями, либо нуждаются в постоянной помощи взрослого. Сравнив экспериментальную группу слабовидящих детей с контрольной группой их нормально видящих сверстников, мы сделали вывод, что на формирование навыков самообслуживания детям с нарушением зрения требуется больше времени. Путем анкетирования родителей мы выяснили что в семьях детей экспериментальной группы, присутствует такое явление как излишняя опека.

Поэтому нами были разработаны рекомендации для родителей по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением зрения.

Список литературы

1. Аветисов, Э. С. Охрана зрения детей [Текст] / Э. С. Аветисов. – М.:Медицина, 1975. – 257 с.

2. Архипенко, Г.М. Коррекционные занятия по социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Г. М. Архипенко // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 9. – С.64-68.

3. Архипенко, Г.М. Коррекционная работа с младшими дошкольниками [Текст] / Г. М. Архипенко // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – №2. – С.38-42.

4. Архипенко, Г.М. Социальная адаптация младших дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Г. М. Архипенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – №1. – С.59-64.

5. Веракса, Н. Е. Программа. От рождения до школы [Текст] / под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез,2014. – 336 с.

6. Веракса, Н. Е. Формирование навыков самообслуживания у детейсредней группы (4-5 лет) [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 241 с.

7. Витковская,А.М. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения [Текст] / А. М. Витковская // Дефектология. – 2003. – №4. – С.40-43.

8. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] : программа. – Екатеринбург, 2001. – 18 с.

9. Гамаюнова, О. В. Особенности развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения [Электронный ресурс] / О. В. Гамаюнова, М. В. Бут-Гусаим// Главные вопросы современной науки:сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 128-131.

10. Григорьева,Л. П.Осистемеразвития зрительноговосприятия при нарушениях зрения [Текст] / Л. П. Григорьева // Психологический журнал. –1988. – №5. – С. 7-14.

+ еще 39 источников

Примечания

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика Е.Н. Морожиной

Для того чтобы начать формировать навык необходимо чтобы ребенок имел базовый навык – умел самостоятельно пить из чашки, которую держит воспитатель.

Необходимо использовать пластмассовую чашку или узкий стакан чтобы ребенок мог его обхватить руками. Чашка наполняется на четверть, если ребенок испытывает трудности с глотанием, напиток должен быть густым (кисель, кефир). Первое время сам напиток является подкреплением и похвалой. Обучение навыку разделено на два этапа.

2500 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

ольга
Тема работы: 19. Методы стимулирования творческой активности персонала в ДОУ

Работа понравилась,сделана в срок

Виктория
Тема работы: Право, религия и медицина: пути взаимодействия на благо пациента

Спасибо огромное за быстрое выполнение!

Анастасия
Тема работы: Дело о публикации в социальной сети

Отлично сделано, спасибо

Сергей
Тема работы: Социальное сопровождение лиц достигших пенсионного возраста

Все отлично, спасибо!

Евгений
Тема работы: "Разработка электронного учебника «работа в системе дистанционного обучения moodle”"

спасибо за работу

Роман
Тема работы: Методика расследования убийств

Работа была сделана быстро, прошла проверку с первого раза и обеспечила мне зачёт