Контрольная работа

Психолого-педагогические основы формирования у детей представлений о форме и геометрических фигурах

  • 18 страниц
  • 18 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

1. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических

фигур…3

2. Значение знаний о форме предметов и геометрических фигур для

сенсорного и умственного развития дошкольников….7

3. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с фигурами,

формой предметов в конкретной возрастной группе (по выбору)….9

4. Практическое задание: Разработать конспект занятия по формированию представлений о форме и геометрических фигурах (на выбор по ООП) для детей 3-4 лет….12

Заключение ….16

Библиография ….17

Введение (выдержка)

1.Особенности восприятия детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами. Одной из задач дошкольного воспитания является формирование представлений о геометрических фигурах.

Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и форме предмета, рассматривали такие педагоги как: А. М. Леушина (1974, А. А. Столяр (1988, Т. И. Ерофеева (1992), Л. А. Парамонова (1998, Т. С. Будько (2006). Были разработаны методики ознакомления детей с геометрическими фигурами.

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и успешного обучения в школе.

Знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры свойств, основных связей и закономерностей в их построении, то есть собственно геометрического материала [9].

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь абстрагировать форму от вещи ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур.

Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словам. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности.

Основная часть (выдержка)

3.Методика ознакомления детей дошкольного возраста с фигурами, формой предметов в конкретной возрастной группе

В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности.

Так, во второй младшей группе дети учатся различать шар и куб; круг и квадрат, пользуясь приемом попарного сравнения: шар и куб, куб и брусок — кирпичик; круг и квадрат; шар и круг; куб и квадрат. При этом предмет следует держать в левой руке, а указательным пальцем правой руки обвести его по контуру.

Для демонстрации геометрических фигур необходимо использовать разные по величине и цвету фигуры. Дети разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это?», «Какого цвета шары?», «Какой из них меньше?» По заданию воспитателя один ребенок берет в руки маленький шар, а другой — большой. Дети передают шары по кругу: маленький шар догоняет большой шар. Потом направление движения меняется. В процессе таких игр дети уточняют особенности шара — он круглый, у него нет углов, его можно катить. Дети сравнивают шары разных цветов и размеров. Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета. Аналогично уточняются и обобщаются знания детей о кубе. Дети берут куб в руки, стараясь прокатить его. Он не катится. У куба есть углы и стороны (грани), он устойчиво стоит на столе, полу. Из кубов можно строить домики, столбики, ставя один куб на другой.

Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности.

В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов ее обследования. Воспитатель учит детей при обследовании предмета держать предмет в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру.

Заключение (выдержка)

Знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры свойств, основных связей и закономерностей в их построении, то есть собственно геометрического материала [9].

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь абстрагировать форму от вещи ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур.

Сенсорные способности обуславливают непосредственное восприятие окружающего мира с помощью восприятия, а интеллектуальные способности - обуславливают осмысление окружающего мира посредством мышления. Именно интеллектуальные способности способствуют развитию мыслительных операций, таких как сравнение, обобщение, анализ, синтез, аналогия, и являются необходимыми для развития математического мышления. Их формирование стимулирует развитие математических способностей ребенка.

Постоянно используют приемы осязательно-двигательного обследования предметов. Дети обводят контур предметов, ощупывают их. Можно задать, например, такие вопросы: «Как вы догадались, что косынка треугольная, а тарелка круглая? Чем похожи предметы?» Дети делают обобщение по признаку формы.

На протяжении дошкольного возраста детей учат обследовать простую и сложную форму предметов, придерживаясь определенной последовательности: сначала выделяют общие контуры и основную часть, потом определяют форму, пространственное положение, относительный размер других частей. Следует научить их замечать не только сходство, но и отличия формы предмета от знакомой им геометрической фигуры. Это имеет большое значение для совершенствования изобразительной и других видов самостоятельной деятельности детей.

Особенности работы во 2 младшей группе состоят в том, что основными приемами могут быть: практические действия с предметами (катают, ставят); накладывание и прикладывание; обведение по контуру, ощупывание; упражнения в группировке и упорядочивании — дидактические игры, упражнения на усвоение особенностей геометрических фигур; сопоставление форм предметов с геометрическими образцами; анализ сложной формы. От детей требуется развернутое словесное обозначение своих действий (описать форму предмета, состоящего из 2–4 частей: неваляшка, машина и т. д.).

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и успешного обучения в школе.

Список литературы

1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: учеб. для вузов. - М.: Владос, 2014. - 400с.

Белошистая, А. В. Знакомство с геометрическими понятиями / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 9.

2. Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.

Калинина Т.В., Николаева С.В., Павлова О.В., Смирнова И.Г. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

3. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие. М.: Владос, 2017.

4. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974. - 367 с.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду: М. А Васильева. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 208 с.

6. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа. М.: Владос, 2019.

7. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / сост. З. А. Михайлова [и др.]. – СПб.: Детство-пресс, 2008.

8. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников : учеб. пособие / под ред. А. А. Столяра. – Москва: Просвещение, 1988.

300 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Коваляускене Татьяна Петровна
Тема работы: задачи

Спасибо огромное! Очень внимательный автор, отнёсся с пониманием)Всё сделал как просила.

Александр
Тема работы: Направления развития программной платформы Системы дистанционного обучения

Все отлично сделано и в срок

Игорь
Тема работы: Теория сварочных процессов

Всё отлично.

Олеся
Тема работы: «Оценка организации обслуживания гостей в процессе проживания на примере гостиницы СПб»

Все супер!!

Ольга
Тема работы: психология личности

Спасибо за выполненную работу! За объяснения на вопросы. Благодарю!

Евгений
Тема работы: Организация проведения медицинских осмотров водителей

спасибо за труд.