Контрольная работа

Интеллектуальные игры как средство развития познавательной активности дошкольника

  • 29 страниц
  • 12 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение

1. Понятие «классификация», «обобщение», «познавательная активность»…3

2. Значение интеллектуальных игр для познавательного развития дошкольников…6

3. Интеллектуальные игры, направленные на развитие действий классификации, обобщения (на материале мира предметов). Показать усложнение в зависимости от возраста детей….9

Список используемых источников….16

Заключение

Приложение ….18

Введение (выдержка)

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, т.к она оказывает сильное влияние на его развитие. Все это и обусловило актуальность темы

В настоящее время современные программы предусматривают формирование у дошкольников достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Важным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста является дидактическая игра. По словам В. А. Сухомлинского «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума.

Регулярное и систематичное проведение игр такой направленности дает детям много устойчивых знаний.

Основная часть (выдержка)

1. Понятие «классификация», «обобщение», «познавательная активность»

Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счёт мыслительных способностей ребёнка, его ума. Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления[6].

Классификация – это распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы, группы согласно существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов. Классификация включает 2 логических действия: выделение общего признака – основание классификации; деление на классы по основанию классификации [9].

Обобщение (лат. generalisatio), в обучении, мыслительное действие, выявляющее отношение и связи частных и общих свойств усваиваемого материала. Обобщение - одно из основных мыслительных действий, присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире [9].

Познание - специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами, явлениями и путей достижения целей.

Понятие «активность» примерно одинаково часто применяется в психологии и смежных науках для обозначения трех неодинаковых явлений: активность - деятельность, активность - готовность к деятельности и активность - инициативность.

Каждый ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки [6].

Заключение (выдержка)

В результате изучения темы «Интеллектуальные игры как средство развития познавательной активности дошкольника» можно сделать следующие выводы:

1. Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества. В основе познавательной активности лежит познавательный интерес.

2. Важным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Интеллектуально-познавательные игры способствует: - развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; - обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения); - развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

3. В процессе познания и развития мыслительной деятельности ребенок усваивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Они являются основными компонентами мышления. Каждая из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в сложной связи с другими операциями.

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985

2. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду: Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. М.: Айрис-пресс, 2014 —208с.

3. Волосовец Т.В., Кириллов И.Л., Кларина Л.М.: Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии. ФГОС ДО.Сборник статей, 2015 г.- 128 с.

4. Венгер Л.А., О.М. Дьяченко и др. Развитие познавательные способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред. Л. А. Венгера. М.,1986. – 224с.

5. Годовикова Д. Формирование познавательной активности. // Дошкольное воспитание. - 1986.-№ 1.

6. Давидчук, А.Н.Познавательное развитие дошкольников в игре: [физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка]: методическое пособие / А. Н. Давидчук. - Москва: Сфера, 2013. - 88 с.; 23 см. - (Истоки).

7. Иванова, О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 48-52. — URL: https://mo**ch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 17.03.2021).

8. Ильясова К. К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — № 22.

9. Культурологический словарь, Издательство: Директ-Медиа, 2014

10. Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии / авт.-сост. Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, Л.М. Кларина ; под ред. Т.В. Волосовец и др. – Москва : Русское слово, 2015. – 129 с. – (Программно-методический комплекс ДО «Мозаичный ПАРК»). – Режим доступа: URL: https://bibli**lub.ru/index.php?page=book&id=486304 (дата обращения: 17.03.2021).

11. Пузанова, Е. В. Интеллектуальные игры как средство формирования предпосылок познавательных универсальных действий у старших дошкольников / Е. В. Пузанова. // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 40-45. — URL: https://mol**ch.ru/th/1/archive/100/3503/ (дата обращения: 17.03.2021).

12. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей/ Л. Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. — 192с.

300 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Боровков Сергей Александрович
Тема работы: Организация и управление в системе социального обслуживания населения

Все хорошо

Елена
Тема работы: Основная задача линейного программирования. Область допустимых значений.

Спасибо.

Артем
Тема работы: Система государственного и муниципального управления

Все отлично

Руслан
Тема работы: Пенсионная реформа

Плохо раскрыт первый вопрос,работа выполнена не в срок , в общем не плохо!

Елена
Тема работы: История возникновения презентаций

Спасибо автору за хорошую работу. Всё было сделано грамотна и в срок. Оценку получила за работу высокую (40 баллов из 50).

Виктор
Тема работы: Особенности самореализации российской молодёжи

Работа сдана на отлично. Рекомендую этот сервис всем!