Курсовая работа

Мусульманская правовая семья: источники, влияние религии на право, государственное и религиозное принуждение

  • 31 страниц
  • 16 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты изучения мусульманской правовой семьи 5

1.1 Источники права в мусульманской правовой семье 5

1.2 Влияние религии на право, государственное и религиозное принуждение 9

2 Практические аспекты существования мусульманской правовой семьи 17

2.1 Действие мусульманского права на территории России 17

2.2 Включенность мусульманской правовой системе в европейскую систему 24

Заключение 29

Список литературы 31

Введение (выдержка)

Актуальность работы: В связи с переходом в постиндустриальную эру, а именно во второй половине XX века, все более очевидным становится влияние стран Запада на мусульманское право и возникает, так называемая, «вестернизация» мусульманского мира, из-за чего возникает проблема потери им своей самобытности и специфики, а тем самым ставит под вопрос само его существование. Это происходит либо полностью, либо частично, т.е. либо же его полной заменой на распространенные во всем мире правовые системы или же происходит сужение его юрисдикции.

Таким образом, можно сказать, что мусульманская правовая школа становится все менее актуальной. Важно то, что при ее изучении уже предсказывалось полное ее исчезновение, что не оставляет этот вопрос открытым и по сей день. Именно поэтому я ставлю своей задачей проанализировать это явление и эту возможность касательно XXI века. Для этого мне понадобиться рассмотреть аспекты становления и развития данной правовой системы, ключевые и основополагающие моменты, а также соотнести возможность ее существования в современном мире наравне с позитивным правом в 21 веке.

Объект: объектом изучения станет мусульманская правовая система в механизме права государств востока.

Предмет: предметом же выступит процесс «вестернизации» правовой системы востока, как поступательный процесс (так это или же нет, предстоит выяснить в работе).

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть характерные черты мусульманской правовой семьи.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

-показать особенность основных источников мусульманского права: Корана, сунны, иджмы и др.;

-определить второстепенные источники мусульманского права;

-раскрыть основные положения ведущих отраслей: права собственности, договорного права; изучить брачно-семейное, наследственное право; дать характеристику уголовному праву.

-охарактеризовать основные школы мусульманского права;

Для раскрытия темы нам понадобится проследить период с начала исторического процесса до конца развития мусульманского права параллельно вводя понятия, которые помогают нам раскрыть сущность данной отрасли права (судебной системы).

Основная часть (выдержка)

1 Теоретические аспекты изучения мусульманской правовой семьи

1.1 Источники права в мусульманской правовой семье

Мусульманское право – это шариат, который представляет собой предписания верующим в Аллаха и является составным элементом исламской религии. Исторические зачатки его становления, согласно мнению Н.А. Пьянова, были сформированы при пророке Мухаммеде, который жил в 6 веке н.э. и адресовавшего от имени Аллаха основополагающие нормы поведения правоверным мусульманам .

Все нормы формулировались пророком в основном в публичных проповедях. Вторая система юридически значимых норм сформировалась в процессе жизнедеятельности самого Мухаммеда, который в последующем дополнил данную систему личными правилами. В дальнейшем все перечисленные нормы, изложенные пророком, находят свое отражение в первичных источниках мусульманского права и религиозных основах – Коране – главной священной книге в мусульманской религии, а также Сунне, представляющей собой священное предание, которое состоит из различного рода рассказов о жизни, мировоззрении, поступках и суждениях пророка Мухаммеда. Когда не могли быть применены нормы и предписания Корана и Сунны, нормы устанавливались обоюдным согласием мусульманской общины в решениях (иджма) или отдельно каждым халифом (фирманы).

В качестве одного из самых спорных источников мусульманского права считался кияс, представляющий собой решение правовых дел по аналогии. На основании кияса правило, которое закреплялось в Коране, Сунне либо иджме, может применяться к делу, прямо не предусмотренному в данных источниках права. Шариат также предусматривает и дополнительные источники мусульманского права – местные обычаи. Только те правовые обычаи признавались мусульманским правом, которые сформировались в самом арабском социуме, а также у различных народностей, покоренных в процессе арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права.

В VIII–Х вв. начинают развиваться основополагающие ветви (толки) исламского мира и мусульманского права, восполняются отдельные пробелы права, на базе толкования Корана складывается множ ество новых норм по созданию общих положений, принципов, общих и обязательных для разнообразных мусульманских правовых школ.

С последующим совершенствованием законодательной деятельности в мусульманских государствах в качестве источника права начинают рассматриваться и играть все большую роль законы – кануны.

В XIX веке религиозные источники начинают постепенно терять свою правовую силу, но в содержательном плане они также оказывают непосредственное влияние на систему права в вопросах криминализации в уголовных правовых актах ее государств деяний, которые признавались преступными, а также оказывали большое влияние на формирование систем наказаний и разработке порядка их исполнения .

В целом рассматриваемая правовая система достаточно гибкая, способная приспосабливаться к различным типам общественного устройства. Так, попытки внедрить в действие нормы мусульманского права предпринимаются и в определенных субъектах Российской Федерации, где мусульмане составляют большую долю населения.

Анализ источников мусульманского права, нацеленных на охрану основ веры, позволяет сделать вывод о том, что исламское правосудие защищает от преступных посягательств пять главных для мусульманина категорий: душу, религию, разум, имущество и честь. В частности, убийство является преступлением против души, вероотступничество от ислама («ридда») подрывает религию, употребление опьяняющих напитков разрушает разум, воровство рассматривается как покушение на имущество, прелюбодеяние – это покушение на честь и продолжение рода.

Среди основных источников мусульманского права можно перечислить следующие:

1) Коран, который представляет собой главную Священную книгу мусульманского мира, включающий в себя большую систему заповедный, проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, которые были высказаны Мухаммадом в Мекке и Медине. В настоящее время в отдельных арабских государствах, к примеру, в Саудовской Аравии, Коран официально считается конституцией страны. В некоторых мусульманских странах, стоящих на принципах исламского фундаментализма (Иран, Судан, Афганистан), Коран считается основным нормативно-правовым актом, имеющим юридическую силу и силу закона.

2) Сунна, в которой закреплены в форме преданий (хадисов) поступки и суждения пророка Мухаммада, являющегося образцом, которому обязан следовать каждый верующий. Основные положения Сунны и Корана формируют пласт мусульманского религиозного закона – шариата. Сунна включает в себя большое число норм, положенных в основу выводов различных школ фикха. Шариатские суды, кади и муфтии при вынесении решений («фетв») по вопросам шариата и фикха базируются на нормах Корана и сунны.

3) Иджма, представляющая собой общее мнение наиболее авторитетных правоведов мусульманского мира по вопросам, которые прямо не урегулированы в Коране или сунне.

4) Кияс является толкованием Корана и сунны. Он приобретает юридическую силу в случае признания высшим мусульманским духовенством.

5) Адат (от араб. ада, мн. адат – обычай, привычка) – обычное право в мусульманском мире. В противоположность шариату адат представляет собой систему обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных областях общественных правоотношений .

Заключение (выдержка)

На основании анализа исследуемых источников можно сделать следующие выводы:

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт.

Мусульманское право – это шариат (араб. шариа – прямой, правильный путь, закон, предписания, установленные в качестве обязательных) представляет собой общее учение об исламском образе жизни, комплекс предписаний, обязательных для исполнения мусульманином и закрепленных преимущественно в Коране и Сунне. В этих предписаниях, прежде всего, затрагиваются вопросы догматики и этики, определяющие убеждения и религиозную совесть мусульманина, обязанности верующего по отношению к богу, правительству, членам семьи, иным лицам, в том числе и социально незащищенным (бедным).

В мусульманскую правовую систему входят страны Арабского Востока и некоторые африканские страны (например, Нигерия). К мусульманской семье права принадлежит 51 государство, где проживает в общей сложности 900 млн человек.

Мусульманское право – это не только одна из старейших и наиболее распространенных в мире религиозно-правовых систем, но и значительная часть мировой правовой культуры.

Основными источниками данной правовой семьи являются:

1. Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

2. Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;

3. Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;

4. Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям предается законный, общественный характер".

Закон в современном западном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть, а земные правители не обладают полномочиями создавать право, законодательствовать. В действительности единственным реальным источником мусульманского права служат труды древних ученых-юристов.

Услышав про мусульманскую систему праву, люди нередко негативно реагируют, вспоминая лишь из сводок новостей акты агрессии и исламского терроризма со стороны представителей данной семьи. Естественно, это является лишь ошибочным мнением, так как думая, что шариат причиняет только насилие и жестокость, является «капканом» для всех осуждающих.

В конечном счёте, современная роль мусульманского права зависит то того, будет ли сделан акцент на те его стороны, которые соответствуют нашему времени, а значит, отвечают интересам современного человека, отражают идеи, близкие как мусульманам, так и другим народам. Если это произойдет, то шариат будет принадлежать не только истории, но и будущему.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2020) // Российская газета. 1993. № 237.

2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (в ред. от 23.07.2013).

3. Богмацера, Э. В. Теория государства и права: учебно-методическое пособие, в 3-х ч. Ч. II / Богмацера Э.В., Лысенко В.А., Крамской И.С. – Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2016. - 163 с.

4. Зайнутдинов Д. Р. Мусульманская правовая система в ретроспективе татарской философско-правовой мысли начала XX века [Электронный ресурс] / Д. Р. Зайнутдинов // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. – 2018. – № 2.

5. Зайнутдинов Д. Р. Философско-правовые и теоретические идеи развития мусульманского государства Мусы Джаруллаха Бигиева // Исламоведение. Научно-теоретический журнал. 2018. Т. 9. № 1. С. 80–90.

6. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 392 с.

7. Пинюгина Елена Викторовна ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ИСЛАМА В ЕВРОПЕ // Полит. наука. 2018. №4. URL: https://cyberl**inka.ru (дата обращения: 04.04.2021).

8. Пугачев В.В. Учение Абу-л-А‘ла Маудуди об источниках мусульманского права // Вестник ВУиТ. 2018. №2. URL: https://cybe**eninka.ru (дата обращения: 04.04.2021).

9. Пьянов Н. А. Теория государства и права : учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / Н. А. Пьянов. - Иркутск : Изд-во ИрИ (ф) ВГУЮ (РПА Минюста РФ), 2015. - 528 с.

10. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров - "Проспект", 2016 г.

+ еще 5 источников

900 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Светлана
Тема работы: Моделирование бизнес-процессов

Работа выполнена хорошо! Немного страдают сроки выполнения.

Дина
Тема работы: Административное право

Быстрая работа, впервые обратилась. Довольна результатом. Пока без обмана.

Мила
Тема работы: ТРУД Анализ численности экономически активного населения, среднегодовой численности занятых в экономике...

Спасибо

Олеся
Тема работы: Паронимия в немецком языке

Всё чудесно! Спасибо большое♥

Студент
Тема работы: криминалогия

Оказанной услугой полностью доволен.

Владислав
Тема работы: Вариант 5 + задача 5

Спасибо огромное.