Курсовая работа

Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочных занятиях по декоративно - прикладному искусству

  • 76 страниц
  • 9 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….5

1.1.Особенности эстетического воспитания младших школьников ….5

1.2. Декоративно-прикладное искусство в системе внеурочной деятельности

младших школьников…10

1.3. Формы организации внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству с младшими школьниками…15

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ …20

2.1 Цели, методы и этапы педагогического исследования….20

2.2 Диагностика эстетической воспитанности младших школьников…23

2.2. Практическая работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.32

2.3. Динамика эстетической воспитанности младших школьников…38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.44

ПРИЛОЖЕНИЕ….48

Введение (выдержка)

Актуальность проблемы эстетического воспитания во внеурочной деятельности определяется тем, что формирование эстетической культуры, духовно развитой личности, в настоящее время - одна из важнейших задач в процессе школьного образования. Большим потенциалом в воспитании творчески развитой личности, способной к креативному преобразованию окружающей действительности обладает внеурочная деятельность по декоративно-прикладному искусству.

Проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Общие вопросы эстетического воспитания освещены в работах Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, В.Н. Шацкой, К.Д. Ушинского и др.); использование народного декоративно-прикладного искусства в воспитании школьников раскрывается в работах И.П. Волкова, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Т.В. Лабунской, Е.А. Флериной Т.Я. и др.). В используемой литературе имеется множество различных подходов к определению понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.

Проблема: какова система занятий, направленная на эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности мало освещена.

Это и послужило выбору темы исследования «Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочных занятиях по декоративно - прикладному искусству».

Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности (декоративно-прикладного искусства)

Цель исследования: изучить особенности эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности;

2. Выделить особенности эстетического воспитания младших школьников;

3. Рассмотреть место и формы организации декоративно-прикладного искусства во внеурочной деятельности младших школьников;

4. Провести экспериментальную работу по эстетическому воспитанию младших школьников по декоративно-прикладному искусству (выявить уровень сформированности эстетической воспитанности, проанализировать динамику эстетической воспитанности младших школьников на контрольном этапе);

5. изучить опыт работы по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза исследования: эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности будет осуществляться эффективнее при реализации следующих педагогических условий:

- введение в содержание внеурочных занятий заданий на развитие у детей эстетических качеств;

- использование декоративно-прикладного искусства;

- создание атмосферы творчества на внеурочных занятиях.

Методы исследования: анализ литературы; тестирование; анализ передового педагогического опыта; методы математической обработки данных.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Особенности эстетического воспитания младших школьников

Эстетическое воспитание можно рассматривать как показатель сформированной культуры личности, которая является составной частью духовной культуры.

Понятие эстетическое воспитание связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. «Эстетическое воспитание» трактуется в энциклопедии как целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности» [Российская педагогическая энциклопедия 1999: 607].

По мнению ученых педагогов «эстетическое воспитание - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты» [7].

Эстетическое воспитание - одна из важнейших и необходимых сторон воспитания, поскольку обращено к душе человека, его чувствам, эмоциям. Чувства выступают как важнейшая сфера личностного проявления человека. В педагогической литературе сущность эстетического воспитания учащихся рассматривается как «целенаправленный процесс «перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культуры личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиций эстетического идеала, участвовать в созидании». [10, c. 57]

Эстетическая культура формируется в результате целенаправленного эстетического воспитания. Б.Г. Лихачёв определяет эстетическое воспитание как целенаправленное формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, безобразное, комическое, трагическое в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, спонтанный процесс.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.С. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности. [19]

По словам С.Т. Шацкого система эстетического воспитания - это деятельность всего общества, всех сфер его и учреждений, направленная на эстетико-практическое утверждение личности, приобщение ее к культурным ценностям, а также к самореализации личности в различных видах деятельности. [22]

Существенные нравственно-эстетические качества личности закладываются в детстве и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Наиболее благоприятным периодом для развития эстетической культуры, эстетических представлений, художественного вкуса является младший школьный возраст.

Заключение (выдержка)

Проведенный теоретический анализ литературы, позволил выявить, что эстетическое воспитание младших школьников, формирование их духовности является одной из приоритетных проблем, поскольку составляет основу общей культуры.

Целью нашего исследования являлось выявление оптимальных педагогических условий эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Изучив особенности эстетического воспитания младших школьников, мы выявили, что в процессе эстетического воспитания действенными являются методы и приемы, используемые во внеурочной деятельности в процессе занятий по декоративно-прикладному искусству.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочных форм условиях и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Рассмотренный нам опыт учителей показывает, что эстетическое воспитание младших школьников, осуществляемое во внеурочной деятельности, диктует создание условий для эмоционального развития, развития эстетического интереса и художественного вкуса.

На формирующем этапе исследования, в поиске путей обновления содержания воспитательного процесса мы пришли к решению строить внеурочную работу с обучающимися в декоративно-прикладном направлении. Практическая работа включила разработку и проведение занятий кружка «Умелые ручки» по изготовлению плоских и объёмных игрушек.

Изучение работы кружка по изготовлению плоских и объёмных игрушек позволило выявить, что наиболее оптимальными условиями для эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности является:

- введение в содержание внеурочных занятий заданий на развитие у детей эстетических качеств;

- создание на внеурочных занятиях по технологии творческой атмосферы;

- использование декоративно-прикладного искусства;

- обеспечение межпредметных связей, приобщающих учащихся к разным видам художественно-эстетической деятельности.

Таким образом, результаты проведенной нами опытно-экспериментальной работы подтверждают нашу гипотезу. В процессе эстетического воспитания младших школьников действенными являются методы и приемы, используемые в процессе занятий по декоративно-прикладному искусству, которые способствуют развитию у учащихся эстетического интереса, вкуса и эмоционально-эстетической отзывчивости.

Установлено, что реализация задач эстетического воспитания как одного из направлений всестороннего, гармоничного развития личности требует совершенствования системы художественно-эстетического воспитания учащихся в процессе внеурочной деятельности.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Министерства России от 06.10.2009 №373 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2015. С 57.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.

3. Внеурочная деятельность учащихся // Настольная книга классного руководителя: Справочно-методическое пособие: Сборник ; Под ред. В.А. Березиной. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2010. - 576 с.

4. Геращенко Н.В. Основы декоративно-прикладного искусства в начальных классах: Сб. матер. конф. [Текст] / Н.В. Геращенко. - Челябинск, 2003. - С. 87.

5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

6. Гризоглазова, А. В. Воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства / А. В. Гризоглазова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8387/ (дата обращения: 04.04.2021).

7. Декоративно-прикладное искусство. Особенности преподавания. - Режим доступа: prosv.ru›ebooks›goryaeva›prikladnoe›isskustvo.

8. Диагностика эстетической воспитанности младших школьников. Рекомендации О.П. Котиковой, В.Г. Кухаронак и Ю.С Любимовой. - 2011. – Режим доступа: BiblioFond.ru›Диагностика эстетической.

9. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 363 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07619-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452459

10. Зарецкая, И.И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников: / И.И. Зарецкая// Начальная школа. - 2011. - № 1. - с. 54-58.

+ еще 20 источников

900 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Надежда
Тема работы: История знаков препинания

Оперативно, качественно! Спасибо!

Елизавета
Тема работы: Образовательный геокешинг в дополнительном образовании

Благодарю за отлично выполненную работу!

Елена
Тема работы: Разработайте собственный проект кадровой политики организации культуры.

спасибо большое!!!

Мила
Тема работы: Участники контрактной системы, их права и обязанности.

спасибо

Владислав
Тема работы: Вариант 2

Огромное спасибо исполнителю. Работа сделана раньше срока, качественно. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Хромшина Инара Радиковна
Тема работы: Ядерное оружие: классификация, виды ядерных взрывов, поражающие факторы, их воздействие на людей, сооружения...

Спасибо большое автору, работа написана на отлично, подготовилась и защитила тоже на отлично) Моему счастью нет предела, спасибо большое