Курсовая работа

Cовременные педагогические технологии развитии речи младших школьников

  • 132 страниц
  • 10 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Глава 1. Особенности развития речи младших школьников 5

1.1. Психолого-лингвистические особенности развития речи 5

Речь и мышление 7

Критерии культуры речи 12

1.2. Основные уровни работы по развитию речи младших школьников 14

Выделяют следующие методы развития речи учащихся 16

1.3. Приёмы анализа художественного произведения 19

1.4. Значение творческих видов работ в развитии речи младших школьников 28

2.1. Анализ учебников по литературному чтению в плане организации работы по развитию речи учащихся 33

2.2. Анализ опыта учителей и методика использования упражнений на уроках литературного чтения 42

Выводы 48

2.3. Экспериментальная работа по развитию речи младших школьников 49

Выводы 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

Список литературы 56

Введение (выдержка)

Актуальность работы. Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Формирование и повышение культуры речевого общения младших школьников приобретает важное значение. Развитие речи следует начинать с работы над расширением круга представлений, впечатлений, речь должна стать средством самовыражения, предметом радости и гордости. Успех в развитии речи придет только тогда, когда у учащихся появятся мотивы для выступлений, когда у них будет потребность говорить и писать.

Литературное чтение, как и русский язык, формирует грамотность, языковое чутье ребенка, развивает его речь и мышление. Это один из основных предметов в начальном образовании, приоритетной целью которого является - «формирование читательской компетентности младших школьников, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства образования». От того, насколько успешно идет изучение курса литературного чтения, во многом будет зависеть и все последующее обучение ребенка. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» [16, с. 36].

Важнейшими источниками развития детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества. Ознакомление с нормами литературного языка, изобразительными средствами, проведение анализа текстов - образцов способствует развитию языкового чутья, правильного употребления слов в собственной речи. С малых лет у детей вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. Проблема развития словесного творчества включает в себя все направления работы над словом - фонетическую, лексическую, грамматическую. Она является многоаспектной и всегда актуальной. Внесение в урок творческой работы импонирует школьнику занимательностью материала, свободой форм общения с искусством слова, способами самовыражения - возможностью попробовать себя в роли сказочного персонажа, героя произведения или поэта. Наконец, в творческой работе ярче межличностное общение, оно разноплановое, познавательное, художественное. Также отношения учителя и учащихся отличаются открытостью и неформальностью, атмосферой подлинного сотворчества, живого диалога. Благодаря этому дети учатся у писателей, анализируя их тексты, мастерству владения родным языком, станут более внимательно следить за собственной речью.

Сказанное определяет актуальность нашего исследования.

Объектом исследования является процесс развития речи учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.

Предмет исследования - речь младших школьников и система упражнений, направленная на ее развитие.

Цель исследования - изучение теоретических основ проблемы и определение эффективных путей развития речи младших школьников на уроках литературного чтения в процессе работы над художественным произведением.

Данная работа была направлена на решение следующих задач:

1) проанализировать лингвистическую, психологическую, педагогическую и учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме;

2) выделить принципы, методы и приемы развития речи учащихся начальных классов;

3) проанализировать опыт учителей по исследуемой проблеме;

4) составить методические рекомендации для учителей начальных классов и памятки по развитию речи младших школьников.

При решении поставленных задач применялись следующие методы: изучение и теоретический анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта учителей, составление методических рекомендаций.

Цель и задачи работы определили и ее структуру. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Основная часть (выдержка)

Глава 1. Особенности развития речи младших школьников

1.1. Психолого-лингвистические особенности развития речи

Изучение проблемы развития речи находится в центре внимания разных специалистов: лингвистов, психологов, педагогов. В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Методика развития речи имеет давнюю историю. Еще до нашей эры люди были заинтересованы в построении логичной, последовательной, красивой речи, в воздействии при помощи слов на мысли и действия человека. Данной областью занималась наука - риторика, наука красноречия [4, с. 21].

Сам термин речь можно рассмотреть в трех значениях:

1. Речь как процесс.

2. Речь как результат.

3. Речь как жанр устного ораторского выступления.

В процессе речевого общения участвуют минимум двое (отправитель речи, коммуникатор) с одной стороны, и (адресат речи, перципиент) с другой. В диалоге участвуют от двух и более лиц, и их роли постоянно меняются, в отличие от монологической речи, в которой задействован один человек, но перципиент все равно подразумевается.

В зависимости от функции и направленности речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя подразделяется на такие виды:

1. Говорение. Здесь человек выступает в качестве коммуникатора, используя акустический аппарат и слова для выражения мысли;

2. Слушание (аудирование), включает этапы восприятия звучащей речи, ее раскодирование и понимание;

3. Письмо - выражение мысли в графическом коде;

4. Чтение - восприятие графического кода, его понимание. Может быть как прямое (мысленное) перекодирование, так и двойное (мысленный код на акустический).

Внутренняя чаще направлена на формирование личности индивида, на осмысление своих чувств и окружающего мира. Она обладает степенями глубины:

1. Первая степень представляет собой вариант внешней еще не озвученной и не написанной речи. Эта ступень имеет большое значение в успешном развитии речи;

2. Вторая ступень - мысленная, внутренняя речь самим с собой, обдумывание каких-либо действий. Для этой ступени характерны речевые ошибки, так как говорящий не следит за правильностью речи, а обращает внимание только на ее смысл;

3. Третья ступень - Н.И. Жинкин назвал «кодом образов и схем» [16, с. 34-46]. Здесь логическое мышление перемешивается с образным и с элементами конкретно-действенного мышления. Данная ступень характерна для обычной, повседневной жизни каждого человека.

Заключение (выдержка)

В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Процесс развития речи складывается из работы над всеми основными компонентами речи: звуком, словом, словосочетанием и предложением. Начальная школа является фундаментом, на котором в дальнейшем будет строиться все последующее обучение. Использование системы творческих заданий по литературному чтению помогает повысить активности детей в процессе обучения и формирует: высокий уровень интереса к урокам литературного чтения, умение пользоваться средствами речевой выразительности (темп, громкость, логическое ударение) более точно и эмоционально, правильно, бегло, сознательно и выразительно читать произведения, творчески их пересказывать, проявляя самостоятельность в работе. Они смогут более интересно делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; прислушиваться к чужому мнению и высказывать своё; представлять картины, нарисованные автором, дополнять их, чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию. Все это будет способствовать развитию их мышления и речи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческой активности младших школьников, обогащению их внутреннего мира, способности к сопереживанию, возрастанию активности и интереса на уроке, что непременно скажется на желании высказаться, выразить свою точку зрения. Все это будет способствовать развитию мотивации ребенка к формированию грамотной речи. Творческие задания формируют универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые становятся базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться».

Список литературы

1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. / Под ред. Васильевой, М.С. - М., 2017. - 215 с.

2. Банщикова, Г.И. Педагогические приемы организации диалога на уроках развития речи. // Известия Южного федерального института. пед. науки. - №4/2009. - С. 109-112.

3. Бархин, К.Б. Развитие речи учащихся в начальной школе. - М., 1934. - 118 с.

4. Борищук, М.К. Развитие речи - развитие личности школьника. // Начальная школа. - №12/2015. - С. 17-19.

5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2011.-256 с.

6. Введенская, Л.А. Современный русский литературный язык. Лексика. Фонетика. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2011. - 218 с.

7. Воюшина, М.П., Кислинская, С.А., Лебедева, Е.В. Методика обучения литературному чтению: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. / Под ред. Воюшиной, М.П. - М.: «Академия», 2013. - 288 с.

8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М.: Просвещение, 2016. - 372 с.

9. Вяткина, И.А. Учебное сотрудничество как средство развития речи. // Начальная школа. - №9/2007. - С. 26-28.

10. Гаврилова, Т.В. Развитие творческих способностей школьников при работе с произведением С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». // Начальная школа. - . № 3/2014. - С. 76-78.

+ еще 63 источника

900 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Зоя
Тема работы: бухгалтерский учет

Работа выполнена в срок, автор молодец!

Елена
Тема работы: Методика планирования внеурочной работы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного...

все хорошо. спасибо за раюоту

Людмила
Тема работы: Экономика организации почтовой связи

Спасибо. Очень профессионально. То, что нужно!

Наталья
Тема работы: Государственное и муниципальное управление

Работу выполнили быстро,преподаватель оценил на 70 баллов из ста Спасибо огромное !

Зоя
Тема работы: Экономика и бухгалтерский учет

Работа выполнена, автор молодец выполнил качественно

Татьяна
Тема работы: Теоретические аспекты потребительского кредитования на туристские услуги

Спасибо что долго мучались со мной, и в итоге все исправили как надо.