Реферат

«Рефлексивный подход в образовании и научном педагогическом исследовании»

  • 16 страниц
Содержание

Введение 3

1 Подходы к определению рефлексии 4

2 Сущность рефлексивного подхода в педагогике 5

3 Значение рефлексивного подхода в образовании и научно-педагогическом исследовании 9

Заключение 14

Список литературы 15

Введение

Тема представленного реферата – Рефлексивный подход в образовании и научном педагогическом исследовании.

В реферате показана сущность рефлексии в педагогической науке, которая состоит во взгляде на себя и свои действия, эмоции, душевные состояния «со стороны». Рефлексия способствует самообучению, самоанализу и самоконтролю на всех этапах обучения, позволяет нам не только разобраться в себе, но и дает возможность понять окружающих нас людей.

Кроме того, в рамках представленного реферата автор раскрывает вопросы, связанные с использованием рефлективного подхода в процессе обучения, который способствует реализации и воспитанию квалифицированных, знающих специалистов, способных найти свое место в профессиональной среде.

Фрагмент работы

1 Подходы к определению рефлексии

Повышенный интерес к внедрению рефлексивного подхода в педагогическую практику появился с ростом доступности научной информации в мире. Основной целью образования становится формирование у личности навыка постоянного саморазвития (Джига, 2009). Этот навык важен как готовым специалистам, так и тем, кто только становится на свой профессиональный путь. На основании исследований Л. П. Гимпель, оценка эффективности развития данного навыка осуществляется ими посредством рефлексивного подхода. Основной составляющей рефлексивного подхода является сама рефлексия (Гимпель, 2010: Электр. ресурс).

На современном этапе развития науки при обозначении рефлексии мы отталкиваемся от умозаключений древнегреческих философов, один из которых — Аристотель называл ее мышлением о мышлении. Известные сократовские диалоги выступают в качестве организованного акта рефлексии непосредственно собеседника самого Сократа. Подтверждение тому мы находим в изречении Сократа — «Познай самого себя» (см.: Кессиди, 1988: 220), сводимое к совету постигнуть свои способности и осознать свои возможности, к некоему утверждению необходимости объективной самооценки. Все размышления как Сократа, так и многих других древнегреческих философов над личностными переживаниями и чувствами обладают рефлексивным характером.

Г. Лейбниц и Дж. Локк трактуют рефлексию как поворот духа к собственному «Я», вся получаемая информация в ходе отражения делится на два самостоятельных потока, один из который взаимодействует непосредственно с «рефлексией» как с самопознанием, в то время другой — с разумом, на основании чего Дж. Локк понимает рефлексию как источник знаний, который порожден внутренним опытом человека (Локк, 1960: 254).

К. Маркс объясняет рефлексию через призму категории отношения. Философ использует практически все значения понятия «рефлексия», и определяет его как конкретный механизм производства знаний (см.: Растянников и др., 2002: 320), т. е. процесс непосредственно организованной и целенаправленной деятельности, а также предмет и средство познания. Обращаясь к исследованиям отечественных авторов — философов (Н. Г. Чернышевский, В. С. Соловьев, Л. М. Лопатин, Г. И. Челпанов, С. Л. Франк и мн. др.), мы выделили некоторую особенность, а именно то, что они выступали за наличие духовной активности субъекта в процессе рефлексии, что, очевидно, было обусловлено единой социально-идеологической концепцией, направленной на переустройство общества посредством совершенствования личности. Современные ученые рассматривают рефлексию как специфический акт осмысления, процесс осмысления деятельности и «самоотражения» (Рефлексия … , 1989: 184).

Заключение

По результатам исследования можно сделать несколько выводов:

На основании проведенного нами теоретического анализа разнообразных источников, посвященных освещению темы нашего исследования, под рефлексивным подходом мы понимаем такую методологическую ориентацию, используемую в педагогической деятельности, которая позволяет, опираясь на конкретную систему взаимосвязанных принципов, понятий и способов действий, обеспечить формирование и развитие необходимых рефлексивных умений и навыков.

Рефлексивный подход в педагогической науке можно рассматривать как самостоятельный подход на основании наличия глубокой гуманитарной базы и особой ценностной ориентацией.

Список литературы

1. Аниканов М.В. Стратегии рефлексивного обучения в вузах /М.В. Аниканов. – Текст непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: www.science-ed**ation.ru/120-16135

2. Белякова, Е. Г. Модель смыслоориентированного образования/ Е.Г. Белякова. – Текст непосредственный // Знание. Понимание. Умение.- 2010. - № 3. - С. 44–48.

3. Бережнова Л.Н. Перспективы развития педагогики в военных ВУЗах внутренних войск /Л.Н. Бережнова. – Текст : непосредственный // Педагогика в военном вузе как наука и как учебный предмет. Сборник научных статей Всероссийской научнопрактической конференции. Санкт-Петербург, 8 февраля 20012 года. СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2012. Часть 1.

4. Гимпель, Л. П. Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной деятельности / Л.П. Гимпель. – Текст: непосредственный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. [Электронный ресурс] // СибАк. URL: https://si**c.info/conf/ pedagog/i/35242

5. Гривенная Е. Н. Мониторинг качества высшего профессионального образования в системе МВД России с использованием рейтинговых технологий. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Е.Н. Гривенная. - Краснодар, 2014г. – Текст: непосредственный.

6. Джига, Н.Д. Самоуправление, самоизменение личности студента как фактор успешности развития /Н.Д. Джига. Текст: непосредственный // Знание. Понимание. Умение. – 2009. - № 3. С. 206–210.

7. Дикань В.С. Рефлексивный подход в теории и практике подготовки будущих педагогов в университетах США (педагогический аспект). Диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических наук/В.С. Дикань. - Симферополь, 1999г. – Текст : непосредственный.

8. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении /Дж.Локк // Локк Дж. Избранные философские произведения : в 2 т. М. : Соцэкгиз,1996 Т. I. 254 с. – Текст: непосредственный.

9. Муштавинская И.В. «Образовательная технология и педагогическая рефлексия» / И.В. Муштавинская. - электронный ресурс vo**chki.ru, с.304-308. – Текст: электронный.

10. Раздорская О. В. Формирование рефлексивной культуры студентов медицинского вуза в процессе изучения английского языка. тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.08, кандидат педагогических наук/ О.В. Раздорская.– Текст : непосредственный.

11. Семенов, И. Н., Степанов, С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности /И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии.-1983. - № 2. - С. 35–42.

12. Слободчиков В. И. ,Исаев E.И. Психология человека. В 3-х книгах. Учебное пособие/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - Издательство: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2014– Текст : непосредственный.

Покупка готовой работы
Тема: «Рефлексивный подход в образовании и научном педагогическом исследовании»
Раздел: Педагогика
Тип: Реферат
Страниц: 16
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика