Курсовая работа

Религиозные организации как субъекты гражданского права

  • 41 страниц
  • 11 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 5

1.1. История развития религиозных организаций как субъектов гражданского права 5

1.2. Понятие религиозной деятельности 8

1.3 Понятие и признаки религиозной организации как юридического лица 12

ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 19

2.1. Виды религиозных организаций 19

2.2. Образование, реорганизация и ликвидация религиозных организаций 23

2.3.Особенности осуществления имущественных прав религиозной организации 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Введение (выдержка)

Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести и свободу вероисповедания. Свобода вероисповедания – это свобода выбора религии и свобода отправления религиозных обрядов. Свобода вероисповедания в России реализуется либо индивидуально – человеком, либо коллективно – в рамках религиозных объединений, статус которых регламентируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Религиозные объединения в России в соответствии с законодательством обладают особой правосубъектностью. Их правовой статус значительно отличается от статуса иных объединений граждан, они занимают особое место в системе институтов гражданского общества.

Религиозными объединениями признаются добровольные объединения граждан с целью совместного исповедания религиозных взглядов и убеждений. Они являются формой реализации коллективной свободы вероисповедания и в то же время одним из элементов гражданского общества. При этом в правоотношения религиозные объединения вступают в различных качествах – как некоммерческие организации, как юридические лица (гражданские правоотношения) и как одна из разновидностей объединений граждан.

Тем не менее, в российском законодательстве прослеживается закономерность специализации правового статуса и законодательства о религиозных объединениях в отношении иных форм общественных объединений. Это связывается с рядом специфических особенностей правовой и социальной природы религиозных объединений, которые и учитываются в действующем законодательстве.

Исходя из всего вышеизложенного, тема религиозных организаций как субъектов гражданского права является актуальной. Целью работы является анализ теоретических и практических аспектов деятельности религиозных организаций как субъектов гражданского права.

В соответствии с поставленной целью, выделены следующие задачи:

- изучить историю развития религиозных организаций как субъектов гражданского права;

- проанализировать определение религиозной деятельности;

- изучить понятие религиозной организации как юридического лица и выявить его признаки;

- изучить виды религиозных организаций;

- проанализировать особенности образования, реорганизации и ликвидации религиозных организаций;

- выявить особенности осуществления имущественных прав религиозных организаций.

Работа включает в себя введение, две главы, состоящие каждая из трех параграфов, содержание которых соответствует поставленным в работе задачам, заключение, а также список использованных источников.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗА-ЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

1.1. История развития религиозных организаций как субъектов гражданского права

Об участии церкви в торговом обороте говорится уже в уставе князя Владимира «О десятинах, судах и о людях церковных» (конец X – начало XI в.), согласно которому именно церковные иерархи осуществляли надзор за торговыми весами и мерами, что позволяет назвать церковь од-ним из организаторов торгового оборота того времени .

Церкви и монастыри торговали не только вещами богослужебного, ритуального назначения, но и сельскохозяйственной продукцией, товара-ми промышленного производства, продукцией ремесленных мастерских. При этом торговая деятельность церковных учреждений и духовенства регламентировалась как государственными актами, так и внутренними установлениями церкви (постановлениями Соборов, распоряжениями высших церковных иерархов, религиозными нормами). В результате еще в дореволюционной России сложилась особая трехуровневая система регулирования коммерческой деятельности религиозных организаций, включающая в себя нормативные правовые акты органов государственной власти, внутренние установления религиозных организаций и договорное регулирование .

Несмотря на известные различия в имущественных режимах религиозных организаций на протяжении всего периода истории их развития наиболее революционные изменения в рассматриваемой сфере произошли в XIX в. В рамках институтной теории, нашедшей дальнейшее закрепление в гражданском законодательстве Российской империи, равные возможности субъектов права собственности получили как Церковь, так и ее отдельные структурные единицы. При этом границы права религиозной собственности были значительно расширены. Как отмечают исследователи, субъектами права собственности на имущество помимо Православной Церкви являлись также епархиальные начальства (нынешние епархии), монастыри и церкви (нынешние приходы).

Послереволюционные события и дальнейшая история становления Советского государства показывают национализацию всей земли, в том числе церковной и монастырской, путем обращения во всенародное достояние и пользование всех трудящихся на ней. То же самое касалось иных объектов, принадлежащих церкви и входящих в ее структуру организаций.

В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковные и религиозные общества не имели прав юридического лица. Аналогичная норма была в Постановлении о религиозных объединениях 1929 г. – основном нормативном акте, долгое время регулировавшем вопросы, связанные с деятельностью религиозных организаций.

В 1946 г. было принято Постановление СНК СССР, в котором религиозным организациям (религиозным центрам, духовным управлениям, зарегистрированным религиозным обществам) предоставлялись права юридического лица в части приобретения транспортных средств; аренды, строительства и покупки в собственность строений для своих нужд, производства церковной утвари и продажи их обществам верующих. Однако это правило не было воспроизведено Основами гражданского законодательства 1961 г. и принятыми в основном в 70-х годах республиканскими нормативными актами, которые регулировали деятельность религиозных организаций.

Отметим также, что в 1945 году также Поместным Собором было принято Положение о Русской Православной Церкви. В Положении (п. 41) предусматривалось право приходских «общин вносить потребные суммы на содержание епархиального архиерея и его управления, а также на общецерковные нужды: на патриаршее управление и на содержание духовных учебных учреждений при патриархе». Между тем церковные здания оставались в государственной, т.е. общенародной собственности.

В последующем закон, лишавший религиозные организации права владения собственностью, был отменен. Советским правительством предоставлены органам религиозных культов ограниченные права юридического лица и возможность приобретения транспортных средств, производства утвари и предметов религиозного культа, продажи их обществам верующих, аренды, строительства и покупки в собственность строений (кроме молитвенных зданий и домов). Такие действия осуществлялись лишь с санкции Совета по делам религиозных культов.

На современном этапе становление и развитие имущественных отношений с участием религиозных организаций шло параллельно с созданием институциональной основы их деятельности, постепенным закреплением в законодательстве категории, а затем и раскрытием сущности религиозных организаций и религиозной деятельности.

Первоначальным актом новой истории и воссоздания религиозных организаций следует считать Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. №261-1 «О свободе вероисповеданий», определивший основополагающие институты вероисповедания, организации религиозных объединений.

Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. №443-1 «О собственности в РСФСР» предусматривал возможность нахождения в собственности религиозных организаций зданий, предметов культа, объектов производственного, социального и благотворительного назначения и иного имущества, необходимого для обеспечения их деятельности (ст. 19). Земельный кодекс РСФСР (утв. Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 г. №1103-1) определил новые направления государственной политики в сфере имущественного режима религиозных организаций на земельные ресурсы. Помимо предоставления земли на праве постоянного (бессрочного) пользования религиозные объединения получили возможность получить земельные участки в собственность .

Заключение (выдержка)

Подводя итоги работы, возможно сделать следующие выводы.

Во времена Российской Империи происходит зарождение и становление правовой системы, в которой религиозные организации занимают свое место в хозяйственном обороте. В советское время религиозные объединения не всегда были субъектом гражданских правоотношений. Впер-вые в советском законодательстве положение о том, что религиозные организации признаются юридическими лицами с момента регистрации их устава (положения), было закреплено в ст. 13 Закона СССР от 1 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях» (соответствующие статьи были в законодательных актах республик). Причем это положение было закреплено не только в законах, непосредственно регулирующих деятельность религиозных организаций, но и в принятых в 1991 г. Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (ст. 11).

Определение религиозной деятельности дается в Законе №125-ФЗ. Основная цель религиозной деятельности – всестороннее удовлетворение религиозных потребностей граждан.

Законодатель, учитывая присущий России религиозный плюрализм, предоставил религиозным объединениям (как и другим общественным объединениям) право регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица (религиозные организации) либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (религиозные группы). Это могут быть общероссийские, межрегиональные, региональные и местные религиозные объединения.

В настоящее время религиозные организации признаются субъекта-ми гражданского права и наделяются специальной правоспособностью. Например, субъектами права собственности могут быть лишь религиозные объединения в форме религиозных организаций, обладающие правами юридического лица (религиозное общество, приход, монастырь, братство и др.). Учредители этих организаций утрачивают права на имущество, переданное ими в собственность религиозной организации. Создание, реорганизация и ликвидация религиозных организаций также имеет свою особую правовую специфику.

Религиозные группы, которые не являются юридическими лицами, наделены рядом прав и обязанностей в объеме несоизмеримо меньшем, нежели организации.

Религиозная организация как объект и субъект имущественных прав обладает спецификой, выделяющей его из общего числа предприятий, с использованием которых осуществляется хозяйственная деятельность, и требующей проявления особого внимания к правовому режиму составляющего его имущества и внутренним установлениям религиозной организации, определяющим его использование при осуществлении приносящей доход деятельности. Все вышеизложенное также требует от современной юридической науки более глубокого исследования внутренних установлений религиозных организаций, включающего в себя не только их анализ в качестве самостоятельной категории, но и системное изучение их регулирующего воздействия в целях нахождения способов минимизации связанных с ним рисков.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ.

2. Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

3. Афанасьев С.Д. Особенности правового статуса религиозных объединений в России // Конституционное и муниципальное право. 2020. №5. С. 20-24.

4. Бессолицын А.А. История российского предпринимательства. М.: Маркет ДС, 2011.

5. Воробьева Ю.Ю. Религиозные организации как институт гражданского общества: особенности правового статуса // Административное и муниципальное право. 2016. №8. С. 865-871.

+ еще 9 источников

900 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Светлана
Тема работы: Решение задачи по математической статистике

Отличная работа! Выполненная в срок!

Сергей
Тема работы: Социальное сопровождение лиц достигших пенсионного возраста

Все отлично, спасибо!

Андрей
Тема работы: вопросы для подготовки к экзамену

Скорость и общее содержание на отлично. Но некоторые вопросы не полностью раскрыты. В общем, всё устраивает.

Евгений
Тема работы: Постоянно действующие органы управления рсчс

Все отлично.

Елена
Тема работы: История возникновения презентаций

Спасибо автору за хорошую работу. Всё было сделано грамотна и в срок. Оценку получила за работу высокую (40 баллов из 50).

Полина
Тема работы: Соотношение диспозитивности и публичности в уголовном преследовании.

Автор всё делает в срок, выходит на контакт, исправила работу по моей просьбе. НО! Искусственно завышен был антиплагиат, не соблюдена пунктуация в работе, работа полностью состоит из цитирования статей, использованы некорректные источники. Пришлось переделывать самостоятельно