Курсовая работа

«Административный надзор за лицами освобождёнными из мест лишения свободны, как мера административно-правового принуждения»

  • 37 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5

1.1 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: понятие, сущность, организация 5

1.2 Правовая природа и реализация административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 9

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 18

2.1 Деятельность органов внутренних дел по осуществлению надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и проблемы, возникающие при ее осуществлении 18

2.2 Организация и направления повышения эффективности специального административного надзора органов внутренних дел 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Введение

Актуальность темы исследования. Преступность представляет собой одну из самых острых и сложных социальных проблем российского общества. Важнейшее место в борьбе с преступностью отводится административному надзору. Цель осуществления такого надзора – предупреждение совершения новых преступлений со стороны лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы из исправительных учреждений. Институт административного надзора представляет собой важный инструмент поддержания общественного порядка и общественной безопасности, что очень важно для современного общества.

Степень научной разработанности темы. Исследованиями проблем института административного надзора, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы в разное время занимались многие учёные. В их ряду О. И.Бекетов, А.В. Ваньков, В. В. Векленко, С.И. Герасимов, А.Я. Гришко, В.Г.Громов, В.А. Джемелинский, А.С. Дугенец, А.В. Мартынов, А.Д. Никитин, И.В. Панова, А.И. Петров,А.И. Петрук, Т.Г. Понятовская, Ф. С. Разаренов, А.П. Стеблянко, С.Е. Тяпкин, Б.Х.Фаткуллин, О.А. Федотова, А.П.Фильченко и другие. Работы указанных авторов, несомненно, внесли огромный вклад в разработку рассматриваемого института, однако следует отметить, что сформулированные в них положения носят дискуссионный характер и требуют дальнейшей разработки.

Объектом исследования является постпенитенциарная политика государства и общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе реализации административного надзора как меры административно-правового принуждения.

Предметом исследования выступают законодательство об административном надзоре и практика его применения в деятельности правоохранительных органов.

Цель и задачи исследования. Целью является комплексное исследование института административного надзора как меры административно-правового принуждения, и выработка предложений по его оптимизации.

Эта цель обусловила постановку и решение следующих задач:

- разработать авторское понятие административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, раскрыть её сущность;

- уточнить место института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в системе мер административно-правового принуждения;

- провести анализ правового регулирования и организации административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

-разработать основные направления совершенствования института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

Нормативно-правовая база исследования включает Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, действующее уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, административное, гражданско-процессуальное законодательство, нормативные акты МВД Российской Федерации.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод познания; в его рамках применялись общенаучные и частнонаучные методы: исторический, социологический, психологический, статистический, сравнительно-правовой, логико-юридический метод, а также анализ литературы и документов.

Структура работы обусловлена целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, библиографии.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: понятие, сущность, организация

Несмотря на снижение общего числа зарегистрированных преступлений в стране, ученых, практиков и всю прогрессивную общественность России продолжает беспокоить преступность, и особенно – её рецидивная составляющая. В настоящее время удельный вес рецидивной преступности увеличивается, большинство преступлений совершают лица, которые ранее уже отбывали уголовное наказание.

Ранее судимые – это наиболее опасная категория лиц, социально и культурно запущенная. Для них характерна преступная психология, негативное отношение к общественно-полезному труду, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ. Стоит отметить такой факт, что ранее судимые лица, совершают преступления с особой жестокостью, оказывают негативное влияние на окружающих их людей. По оценкам специалистов, один такой рецидивист за свою жизнь приобщает к преступной деятельности 3-8 человек несовершеннолетнего возраста . Для пресечения преступного поведения таких категорий граждан и был создан институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. 6 апреля 2011 года принят ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» , который определяет правовые основы осуществления административного надзора в Российской Федерации за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

В законе содержится ряд проблем, связанных с толкованием отдельных норм, что в дальнейшем затрудняет его применение на практике. Анализ проблемных положений позволит в будущем устранить неточности, и прийти к ясному и однозначному их пониманию. Первым шагом в решении этих проблем является детальное изучение понятия «административный надзор».

В словаре Д.Н. Ушакова слово «административный» следует понимать, как «действие, связанное с управлением администрацией или входящее в компетенцию исполнительной власти». Иными словами, как административную, следует понимать деятельность государства в лице специально уполномоченных органов (органов внутренних дел), по осуществлению проверки соблюдения специальных предписаний и правил лицами, освобожденными из мест лишения свободы. А «надзор» в этом же словаре определяется как одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности . Использование понятия «надзор» указывает на особенность деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора, что заключается в постоянном, систематическом наблюдении органами внутренних дел за лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы.

Однако, такое наблюдение не пассивно, оно осуществляется не только с целью соблюдения ими административных ограничений и обязанностей, но и выявления нарушений.

Под административным надзором в соответствии со ст. 1 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», понимается «наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом» .

На наш взгляд, такое определение требует уточнения. Дело в том, что изначально институт административного надзора создавался для того, чтобы предупреждать совершение новых преступлений со стороны лиц, ранее уже совершавших преступления и имеющих криминальный опыт. Безусловно, такие лица заслуживают более пристального внимания со стороны правоохранительных органов, нежели законопослушные граждане.

Таким образом, возможно определить сущность административного надзора, под которой, как нам представляется, следует понимать наблюдение и контроль.

По В.И. Далю, наблюдать (наблюсти что) – рассматривать, внимательно сторожить, примечать; стеречь, пещись, надзирать; блюсти, соблюдать, хранить, держать . Наблюдение - организованное восприятие того или иного процесса, имеющее целью выявления инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс .

Наблюдение –целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п.

Основное условие научного наблюдения – объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента) .

От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается тем, что оно:

а) подчинено определенной цели;

б) проводится по определенному плану;

в) оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов.

Наблюдение представляет собой активную форму чувственного познания, дающую возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах или проверять исходные предположения, связанные с ними. Кроме указанных качеств, наблюдению при осуществлении административного надзора свойственно ещё одно – оно урегулировано нормативно-правовыми актами.

Кроме наблюдения, сущность административного надзора составляет контроль. Контроль (фр. controle – проверка) – составная часть управления объектами и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому положению, предусмотренному законами, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями .

Философы определяют контроль как «способность общества делать себя предметом своего рассмотрения и реагировать на отклонение от идеального состояния; существует в любом обществе как система разнородных механизмов, способов, фиксирующих и запрещающих отклонения действий людей за рамки допустимого с точки зрения нравственности, права, технических инструкций и т.д., превращающих эти отклонения в энергию восстановления движения к идеалу. Основным инструментом контроля является культура, где фиксируется мера допустимого и предусмотрены санкции за их нарушение» .

Иными словами, при осуществлении административного надзора сотрудники органов внутренних дел осуществляют наблюдение за поведением поднадзорных лиц, выявляют случаи отклоняющегося от норм поведения, нарушения правил, предписаний, и привлекают нарушителей к ответственности.

Поэтому в определении административного надзора следует уточнить, что это «наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также контроль за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом».

Заключение

Таким образом, в результате исследования института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, мы пришли к следующим выводам: Административный надзор – это система регламентированных законом и осуществляемых органами внутренних дел профилактических мер наблюдения и контроля, применяемых в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и склонных к совершению новых преступлений, с целью обеспечения безопасности граждан, общества и государства.

Сущность административного надзора, заключается в наблюдении за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также контроль за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.

Правовая природа является комплексной, в основе которой лежат нормы административного права.

Принципы административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы: общеправовые принципы и специальные, которые присуще только данному институту. Общеправовые принципы: законность, демократизм, гуманизм, справедливость. Специальные принципы: принцип стимулирования правопослушного поведения поднадзорного лица, индивидуализации надзора, равенство поднадзорных перед законом.

Функции административного надзора, за лицами, освободившимися из мест лишения свободы - наиболее общие, универсальные направления деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, заключающееся в непрерывном (постоянном) воздействии (влиянии, соприкосновении) с объектами управления (объектами административного надзора) с целью охраны и регулирования основных объектов правовой защиты (предмета административного надзора), имеющей жесткуюадминистративно-правовую регламентацию, результатом которой является оценка деятельности управляемого объекта (объектов административного надзора) заданным нормативно-правовыми актами параметрам, а в предусмотренных законом случаях реагирование с целью недопущения ухудшения результатов деятельности поднадзорного объекта и предотвращение возможных негативных последствий.

К функциям административного надзора следует относить: функцию наблюдения, контроля, предупреждения, а также воспитательную функцию.

Внесены предложения по совершенствованию законодательства: Во-первых, следует довести до логического завершения понятие административного надзора и перечень задач, указанных в ст.2 Закона.

На наш взгляд, следует предложить следующую редакцию этой статьи: Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Закона, преступлений и других правонарушений. Задачами настоящего Закона являются: 1) правовое регулирование отношений по установлению, осуществлению, продлению и прекращению административного надзора; 2) определение правовых статусов субъектов административного надзора».

Во-вторых, необходимо отразить в Законе принципы административного надзора, выступающие в качестве основных начал, характеризующих содержание норм, правоприменительного акта.

В-третьих, применять электронные браслеты и иные средства контроля.

В-четвертых, оказывать воздействие на средства массовой информации, публикующие и распространяющие информацию о местах лишения свободы и пропагандирующие криминальные субкультуру, нормы, обычаи и традиции.

В-пятых, расширить возможности оказания общественного воздействия на поднадзорное лицо.

В заключение необходимо еще раз отметить, что указанные проблемы требует незамедлительной реакции со стороны государства в виде разработки и принятия эффективных мер, для достижения позитивного результата.

Список литературы

1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция)// Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

5. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федеральный закон от 06.04.2011 года № 64-ФЗ (ред. от 28.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 15. – Ст. 2037.

+ еще 11 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Административный надзор за лицами освобождёнными из мест лишения свободны, как мера административно-правового принуждения»
Раздел: Административное право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 37
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика